logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза

Рефлексия и управление эмоциями являются одними из важ­нейших умений специалистов, работающих с людьми. Поэтому для сту­дентов, получающих образование в области медицины и психологии, основной задачей представляется развитие качеств, которые включает в себя понятие эмоционального интеллекта. Компоненты эмоциональ­ного интеллекта рассматриваются в литературе как ментальные способ­ности, которые могут формироваться и совершенствоваться вне зависи­мости от возраста и индивидуальных особенностей. Таким образом, выделение психологических факторов, которые являются предпосылка­ми к их развитию, имеет важное прикладное значение. В зависимости от направления обучения специалистов-психологов и медицинских работ­ников, повышая некоторые психологические характеристики, можно воздействовать на развитие эмоционального интеллекта еще на этапе профессиональной подготовки. Таким образом, нами была поставлена проблема взаимосвязи психологических факторов: рефлексии и осмыс­ленности жизни на развитие эмоционального интеллекта.

Для проведения исследования роли психологических факторов на развитие эмоционального интеллекта нами был использован сле­дующий измерительный инструментарий: тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика Карпова А. В. «диагностика рефлексии», методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла. Для изучения взаимосвязи психологических факторов с компонентами эмоционального интеллекта мы использовали план многомерно корре­ляционного исследования, а для изучения динамики показателей на протяжении обучения и сравнения их на различных факультетах корре­ляционный план сравнения двух групп.

Для статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и U-критерий Манна-Уитни для срав­нения двух независимых групп. В исследовании приняли участие 247 студентов Курского медицинского университета второго и пятого курсов факультетов лечебного, фармацевтического и клинической пси­хологии.

В результате проведенного исследования были получены сле­дующие данные: при высоком уровне общего показателя осмысленно­сти жизни наблюдаются высокие показатели всех компонентов эмоцио­нального интеллекта. Высокие показатели локуса контроля-Я соответ­ствуют высоким показателям самомотивации (р = 0,0012), управления своими эмоциями (р = 0,000000), распознавания эмоций других людей (р = 0,0041), что свидетельствует о том, что способность контролиро­вать свою жизнь и принимать самостоятельные решения взаимосвязана с самообладанием и мотивацией собственными убеждениями, а также способностью к пониманию посторонних эмоциональных состояний и реакций. Эмоциональная осведомленность студентов тем выше (р = 0,00043), чем выше рефлексивность, т. е. возможность взглянуть внутрь себя позволяет признать ошибки, а также увидеть другие ситуа­ции.

Высокие показатели эмоционального интеллекта связаны также со смысложизненными ориентациями «Цель в жизни» и «Процесс жиз­ни». Обнаружена положительная и высоко значимая корреляция ориен­тации на будущие цели и представления с показателями самомотивация (р = 0,000031), эмпатия (р = 0,047), распознавание эмоций других людей (р = 0,000392), а также управление своими эмоциями (р = 0,000024), что мы понимаем как прогнозирование последствий и соотнесение их с ус­тановками на будущее, ориентацию на важность эмоциональных кон­тактов в будущем. Обнаружена взаимосвязь всех показателей эмоцио­нального интеллекта на высоком уровне значимости с ориентацией на процесс, что говорит о том, что осмысленность настоящих и ситуатив­ных эмоциональных контактов способствует повышению контроля за своими эмоциональными реакциями и наблюдению за эмоциями других людей. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что развитие эмоционального интеллекта при подготовке специалистов-психологов и врачей различного профиля может происходить с помо­щью работы над рефлексивностью и повышением уровня осмысленно­сти жизни. Интеграция личного эмоционального опыта в таком случае будет способствовать расширению границ профессиональных навыков, профилактике эмоционального выгорания и сохранению адаптивности собственного поведения.

Бабушкина О. Н.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ

У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

В современной психологии уделяется большое внимание изуче­нию проблемы самореализации, что непосредственно связанно с иссле­дованием внутренней активности личности; возможности максимально­го использования ресурсов (внешних и внутренних) для полного само­осуществления личности в процессе ее развития (Дерманова И. Б., 1998). Самореализация рассматривается как необходимое условие этого развития. Семья является одним из главных факторов, влияющих на процесс самореализации личности подростка. Выступая в качестве ис­точника становления и развития личности ребенка, она способна фор­мировать сильный побудительный мотив для личностного роста, что является неотъемлемой предпосылкой для самореализации личности (Коростылёва Л. А., 1998).

В настоящее время постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения. По разным оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около полумиллиона детей-сирот, около 10% из них - «настоящие» сироты, родители которых умерли, осталь­ные - социальные сироты, т. е. дети, лишенные семьи при живых роди­телях. В нашем исследовании был сделан акцент на изучение особенно­стей мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих не­благоприятный опыт семейного воспитания. Выборка исследования составила 38 девочек-подростков в возрасте 13-16 лет. Из них 26 -учащиеся восьмого и девятого класса Мариинской гимназии-интерната; 12 - социальные сироты, проживающие в детском доме. Стоит заост­рить внимание на специфике Мариинской гимназии. Она изначально заявляла себя как образовательное учреждение, ориентированное на развитие в девочках «благородных» качеств, первый набор (сейчас 8-9 класс) осуществлялся с акцентом на девочек с неблагоприятной семей­ной ситуацией.

В результате исследования мы выявили некоторые особенности мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих неблаго­приятный опыт семейного воспитания. У девочек обеих выборок преоб­ладает высокая и средняя мотивация достижения успеха.

Результаты факторного анализа, где первый компонент, назван­ный нами «ориентация на внутренние ресурсы достижения успеха» имеет самый большой «вес» (42%), свидетельствует о преобладании у девочек внутренней мотивации к самореализации. В структуре мотива­ции достижения успеха девочек обеих выборок преобладает интерио-риация успеха. Высокий процент девочек считают успехом преодоление препятствий (27% девочек гимназии, 25% девочек из детского дома), призвание (39% и 42% соответственно).

Нами было замечено, что девочки обеих групп в большинстве своём связывают успех с удачей, везением (73% девочек гимназии, 100% девочек из детского дома). Низкие показатели получились у дево­чек по шкале успех как власть (86% и 75% соответственно) и успех при­знание другими (67% и 50%).

Полученная в результате факторного анализа вторая компонен­та - «ориентация на внешние признаки достижения успеха» имеет срав­нительно малый вес (14%). В состав третьей компоненты - «успех как доминирование над другими» вошли мотивация избегания неудач и ус­пех как власть, которые имеют обратную зависимость. Такие результа­ты могут быть следствием отсутствия у девочек потребности доминиро­вания над другими, отсутствия желания контролировать самим свое социальное окружение, быть ведущими, а не ведомыми; а также говорят об отсутствии потребности быть признанными, уважаемыми своим со­циальным окружением.

Это может являться следствием влияния той среды, в которой они находятся - и в детском доме, и в гимназии-интернате: им практи­чески не дают права выбора, свободы действий, они привыкли к атмо­сфере полного контроля.

Сравнение двух выборок по Т-критерию Стьюдента показало, что не существует достоверных различий между мотивацией к самореа­лизации у девочек-подростков, учащихся гимназии-интерната, и дево-чек-социальных сирот.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что девочки, при на­личии у них внутренней мотивации к самореализации, в большинстве своем не видят того необходимого для самореализации что может и предоставляет им социальная среда, социальное окружение. Не сфор­мированная внешняя мотивация к самореализации свидетельствует о слабо выраженном стремлении к достижениям в окружающем социу­ме. Кроме того, полученные нами результаты убеждают нас в том, что образовательная стратегия сосредоточения в одном образовательном учреждении для девочек-подростков из семей с неблагоприятной се­мейной ситуацией вряд ли может считаться психологически обоснован­ной и конструктивной.

Багненко Е. С.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЖЕНЩИНОЙ СВОЕГО ВНЕШНЕГО ОБЛИКА

На протяжении многих лет лица и тела с видимыми отличиями связывались в обыденном сознании со злом или жестоким поведением (Zeidner M., Endler N. S., 1996). Наличие морщин у женщины ассоцииру­ется с существованием у нее неких болезней (Myers T. A., Crowther J. H., 2009), что на подсознательном уровне делает ее менее привлекательной для мужчин, поскольку приятные черты наряду с другими биологическими сигналами служат в популяции факторами отбора для продолжения рода наиболее полноценных особей (Salter F., 1996). В одних культурах тен­денция к выщипыванию бровей или увеличению объема губ является данью мод, т. е. желанию выглядеть «как все», в то время как в других культурах, чтобы выглядеть как все, нужно иметь густые сросшиеся или дорисованные на переносице брови.

История не знает такой культуры, которая бы так или иначе не регламентировала определенные параметры внешнего вида человека, не выдвигала бы в качестве образцов для подражания какие-то идеальные модели и не создавала условий для их внедрения в сознание человека (Лелеко В. Д., 1994), при этом установлено (Myers T. A., Crowther J. H., 2009), что женщины оказываются недовольными своей внешностью, только сравнивая себя с другими. Подражание и эмоциональное зара­жение (Вилюнас В. К., 1990) - известный, хотя и малоизученный психо­логический феномен, в основе которого, как полагают, лежат не только социально-адаптивные механизмы, но и безусловные рефлексы. Вместе с тем манера одеваться, причесываться, пользоваться макияжем свиде­тельствует об отчетливом желании «выделиться из толпы», обратить на себя внимание, это стремление, как известно, оказывается максимально выраженным при участии в публичных мероприятиях с большим коли­чеством людей. Это желание выделиться из общей массы, по нашему убеждению, в основе своей имеет безусловнорефлекторный характер: психологам известен факт, что непосредственно перед овуляцией и в течение нескольких дней после нее женщины ведут себя и одеваются более провокационно в плане их сексуальной привлекательности (Gallup G. G. Jr., Frederick D. A., 2010).

Целью настоящего исследования явилось изучение побудитель­ных мотивов обращения женщин в косметологическую клинику для коррекции их внешности. С использованием клинико-психологического метода (включенное наблюдение и структурированное интервью) изу­чены мотивы 60 женщин в возрасте от 17 до 67 лет. Параллельно с изу­чением мотивов с помощью визуального наблюдения и уточняющих вопросов оценивалась их манера одеваться, причесываться и пользо­ваться декоративной косметикой.

Установлено, что как бы клиентки ни формулировали свои мо­тивы обращения к врачу-косметологу, фактически они сводятся к жела­нию, чтобы их внешность, в первую очередь лицо, соответствовало не­коему общепринятому в их понимании стандарту, представления о ко­тором сформированы у них на основании образов, фигурирующих в средствах массовой информации, мнений родственников, знакомых, а также интервью медийных лиц различным печатным изданиям. Другим фактором оказывается реклама различных косметических средств и ме­тодов лечебной косметологии, из которой некоторые женщины выяс­няют, что они отстали от жизни и что все давно уже этим пользуются, хотя профессионалу видно, что демонстрируемые эффекты от примене­ния чудодейственных кремов на самом деле результат применения бо-токса, пилинга, наполняющих методик или методов пластической хи­рургии.

Итак, в формировании женщиной своего внешнего облика про­слеживаются две противоположные тенденции - иметь внешность мак­симально приближенную к некоему стандарту и одеваться, делать при­ческу и использовать декоративную косметику таким образом, чтобы выделиться из общей массы. Данное противоречие служит еще одной иллюстрацией философского закона единства и борьбы противополож­ностей.

Болтик Г. В.