Профессиональный отбор судей в большом теннисе
Важными действующими лицами в спорте являются не только спортсмены, зрители, тренеры, но спортивные судьи. Ни один профессиональный спорт не может обойтись без судейства. Зачастую именно от них зависит исход встречи, на них лежит колоссальная ответственность за определение победителя не только в отдельной встрече, но и во всем первенстве. По мнению Е. П. Ильина (2008), в спортивное судейство приходят, в основном, спортсмены, не добившиеся высоких спортивных результатов. В абсолютном большинстве это спортсмены, имевшие первый спортивный разряд, но есть и те, кто имел звание мастера спорта, причем их количество увеличивается. Возможно, из-за не сложившейся спортивной карьеры они таким путем стремятся завоевать высокий статус в иной сфере спортивной деятельности. С другой стороны, эти данные свидетельствуют о том, что для квалифицированного судейства нужен достаточный опыт занятий данным видом спорта, что, бесспорно, будет обуславливать успех деятельности судьи в избранном виде спорта.
Процесс профессионального отбора - определение пригодности специалиста для обучения или профессиональной деятельности - в общем виде достаточно стандартизован. Этот процесс состоит из трех частей, в настоящее время самостоятельных: медицинский отбор, контроль знаний и психологический отбор. Медицинский контроль и контроль знаний имеют юридический статус. Таким образом, на основании полученных данных возможно официальное принятие решения. При этом проведение психологического отбора юридически не закреплено. Однако только по результатам всех трех составляющих этого процесса возможно принятие корректного решения (Фрумкин А. А, 2004). Если рассматривать процесс профессионального отбора судей в большом теннисе, то стоит говорить о трех составляющих:
-
медицинский отбор, включающий в себя обследование зрения, слуха, общей физической подготовки;
-
контроль знаний, включающий в себя тест на знания правил игры большого тенниса и правила судейства;
-
психологический отбор, который включает в себя процедуру изучения и оценки степени развития психических и психофизиологических качеств человека, требуемых для работы судьей в большом теннисе, что способствует успешному овладению профессией и последующей эффективной деятельности.
Проведенное нами ранее исследование позволило выявить 8 групп профессионально важных качеств, необходимых для работы судьи в большом теннисе (Медников С. В., Ульянова М. В., 2010). Между тем, среди большого перечня качеств, мы считаем, следует большое внимание уделить биологически устойчивым психофизиологическим качествам, к которым в нашем случае относятся:
-
сенсорно-перцептивные свойства (восприятие формы, восприятие пространства, восприятие движения, восприятие цвета, восприятие времени; зрительная работоспособность);
-
свойства нервной системы (сила нервной системы, подвижность нервной системы, лабильность нервной системы);
3) психомоторные свойства (скорость и точность реакции).
В качестве экспресс-отбора можно использовать «метод двух портретов», который основан на использовании знаний экспертов для построения психологического эталона специальности. На последующих этапах в соответствии с полученным эталоном осуществляется подбор диагностических методик, тестирование (построение реального психологического портрета обследуемого) и принятие решения по результатам сравнения эталона и реального портрета с применением математических методов обработки. (Фрумкин А. А., 2004) Данный метод реализован в программе АСПСД.
В настоящее время отбор судей в большом теннисе состоит лишь из контроля знаний. При этом психологический отбор судей очень важен, поскольку судьи в большом теннисе, как показали наши прошлые исследования, подвержены эмоциональному выгоранию. Также во время матча не все судьи умеют справляться с давлением со стороны спортсменов, тренеров и зрителей. Зачастую ошибки во время своей работы судьи допускают из-за повышенной тревожности. Работа судьей на вышке и судьей на линии в большом теннисе является очень напряженной и психологически сложной. Таким образом, мы можем говорить, что профессиональный отбор судей в большом теннисе обязателен.
Митрофанова Т. А.
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
И ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Уважение к границам бытия другого человека играет важную роль в любых межличностных отношениях. Способность защищать и развивать свое психологическое пространство выполняет важные задачи в структуре личности, самосознания и поведения человека. Важную роль в развитии суверенности ребенка играют родители и ближайшее окружение. Мы коснулись взаимосвязи суверенности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях матерей и детей. Целью исследования было определить, существует ли связь между суверенностью психологического пространства и поведением в конфликтной ситуации, а также связаны ли суверенность и поведение в конфликтах матерей и детей. Методами сбора информации выступили:
1) опросник «суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер;
-
тест Томаса;
-
опросник Плутчика-Келлермана-Конте;
-
опросник Басса-Дарки;
-
биографическая анкета.
В исследовании участвовали мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет в количестве 48 человек (16 мужчин и 32 женщины) и их матери (9 чел.). Для обработки данных были использованы критерий Шеффе, критерий корреляции Пирсона.
Вероятно, суверенные люди являются более социализированными, ориентированы на конструктивное решение проблем. Суверенность психологического пространства отрицательно связана с общей напряженностью психологических защит (p = 0,004), враждебностью (p = 0,000) и агрессивностью (p = 0,001). Социальные роли приписывают женщинам мягкость и пассивность, а мужчинам агрессивность и уверенность. Соответственно, депривированные мужчины и женщины как будто занимают позицию противоположного пола. Женщины больше склонны к проявлению физической агрессии, чем суверенные (p = 0,027) и сверхсуверенные (p = 0,014). Мужчины чаще, чем суверенные используют обиду (p = 0,047) и чувство вины (p = 0,037), а также регрессию (p = 0,035) и отрицание (p = 0,024). Депривированные мужчины скорее склонны к проявлению враждебности, чем к агрессивности, а - женщины наоборот.
Сложности в установлении близких отношений, личной и социальной идентичности у женщин, депривированных по суверенности социальных связей, могут быть объяснены более высоким уровнем физической агрессии (p = 0,033), подозрительности (p = 0,012), враждебности (p = 0,005) по сравнению со сверхсуверенными. У них выше уровень вербальной агрессии (p = 0,035) и враждебности (p = 0,039), чем у суверенных. Это может мешать им чувствовать себя уверенно в группе и устанавливать интимные отношения с отдельными людьми.
Недостаточная способность к креативному и ответственному отношению к своей жизни, экзистенциальной уверенности у женщин, депривированных по суверенности ценностей, согласуется с более высокой подозрительностью (p = 0,006) и враждебностью (p = 0,016), чем у сверхсуверенных. Подозрительность у них также выше, чем у суверенных (p = 0,019).
В группе мужчин, депривированных по суверенности ценностей выше уровень чувства вины (p = 0,004), регрессии (p = 0,022), рационализации (p = 0,018) и общей напряженности психологических защит (p = 0,034), чем у суверенных.
Ребенок, наблюдающий эффективность сотрудничества, усваивает этот образец поведения. Сотрудничество матерей и детей положительно связано (p = 0,009). Если мать избегает конфликтных ситуаций, соперничать или сотрудничать с ней сложно. Избегание матерей и детей положительно связано (p = 0,016).
Вероятно, жесткая позиция матери в отношении правил, запретов вызывает у детей желание добиться своего любым путем. Компромисс матерей отрицательно связан с соперничеством детей (p = 0,018). Возможно, чем более мать ценит и защищает свое психологическое пространство в целом, вещи и ценности, тем больше она может нарушать права ребенка на территорию, и это становится для него значимым.
Суверенность территории респондентов положительно связана с общей суверенностью (p = 0,003), суверенностью вещей (p = 0,013) и ценностей (p = 0,003) матерей.
Возможно, активное участие или забота воспринимаются ребенком как нарушение его границ, а пассивное приспособление позволяет этого избежать. Суверенность физического тела респондентов положительно связана с приспособлением матерей (p = 0,018) и отрицательно с сотрудничеством (p = 0,028). Таким образом, обнаружены некоторые связи суверенности и поведения в конфликтах матерей и детей. Люди с разной суверенностью отличаются по уровню агрессивности, враждебности и напряженности психологических защит. Депривиро-ванные мужчины и женщины используют различные формы проявления агрессии и психологические защиты.
Осьмак Е. О.
ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
Вторая половина XX в. и начало XXI ознаменованы этническим парадоксом современности. Этническое возрождение и сохранение этнической идентичности становятся не только важным элементом поддержания «Я-концепции» личности, но и механизмом развития человечества в целом (Стефаненко Т. Г., 1999). Вследствие активного роста процессов миграции и глобализации все более важную роль приобретает изучение проблем адаптации, аккультурации, а также динамики этнической идентичности. Под этнической идентичностью мы понимаем не только составную часть социальной идентичности, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, но также переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделением от других (Шпет Г. Г., 1996).
Особый интерес для изучения в связи с этим приобретают мигранты, как эмигранты, так и иммигранты, представители различных этнических диаспор, зачастую проживающие в поликультурном обществе, где сохранение этнической идентичности является вопросом сохранения культурного и исторического наследия (Berry J. W.,2001; Phinney J. S.,1990, 1992). В связи с этим проблемным полем возникла идея исследования, целью которого явилось изучение динамики этнической идентичности эмигрантов второго поколения из России в США. В качесте объекта исследования выступили молодые люди в возрасте от 17 до 26 лет, эмигранты второго поколения из России в США, родившиеся в США или увезенные туда из России или стран бывшего СССР в возрасте до 13 лет (30 человек). Для решения поставленной цели были выбраны следующие методы: тест «двадцати утверждений» М. Куна и Т. МакПартленда («Кто я?») и методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности варианта 1992 г. (MEIM).
Исследование было представлено респондентам в двух вариантах: на русском и английском языках, где они имели возможность выбрать наиболее комфортный для них вариант. По полученным результатам теста «Кто я?» в экспериментальной группе 53% респондентов указали этническую идентичность «русский». Средний ранг места, занимаемого этнической идентичностью, составил 3,93 (в контрольной группе процент респондентов, указавших этническую идентичность, составил всего 16%, средний ранг - 9,6).
Полученные данные могут свидетельствовать о значимости этнической идентичности в ряду других видов идентичности, как социальной (профессиональной и т. д.), так и личностной. Стоит отметить, что 40% респондентов в своих ответах на тест «Кто я?» указали гражданскую/этническую идентичность «американец», «гражданин Америки» либо в ответах был представлен смешанный вариант «русский американец», «белый русский американец», «американец в первом поколении». Интересным нам показался тот факт, что наряду с присутствием этнической идентичности «русский» у 15% процентов респондентов присутствовала также другая этническая идентичность, например, «еврей», «украинец», «молдованин», которая следовала после этнической идентичности «русский».
Полученные данные могут говорить о сложной структуре этнической идентичности эмигрантов, где мы можем наблюдать тенденциюк биэтнической («русский американец», «русский еврей») и мульти-культурной идентичности (ответы, где присутствовало несколько этнонимов, а также ответ «гражданин мира»).
По результатам методики Дж. Финни выраженность общего и когнитивного компонентов этнической идентичности эмигратнов находится на среднем уровне, имея тенденцию перехода к высокому, а выраженность аффективного компонента этнической идентичности находится на высоком уровне (получены статистически значимые различия на 1% и 0,1% уровне с контрольной группой). Эти данные свидетельствуют о большей выраженности этнической идентичности у эмигрантов, особенно переживания своей этнической принадлежности. Они могут объясняться гетерогенностью среды, в условиях полиэтнической американской среды, у эмигрантов появляется больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях.
Таким образом, по результатам, полученным в исследовании, мы можем сделать выводы:
1)этническая идентичность представлена в образе «Я» и занимает значимое место в ряду других видов идентичности молодых людей-эмигрантов второго поколения из России;
2)этническая идентичность эмигрантов из России - сложное образование, распространенным типом является биэтническая и мульти-культурная идентичности;
3)выраженность компонентов этнической идентичности у эмигрантов из России в США выше, чем у молодых людей, родившихся и проживающих в России.
Ощепков А. А. Князюк А. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова