logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Когда маска становится праймом?*

В настоящем исследовании мы ставим вопрос о том, существу­ют ли взаимовлияния семантического содержания неосознаваемого прайма и осознаваемой «маски», следующей за праймом. Возможно ли, что нейтральная маска начинает оказывать активное влияние на реше­ние задач? Если на неосознаваемом уровне человек работает с серией информации, то, вероятно, такого рода взаимовлияния могут иметь ме­сто.

Процедура и методы исследования. В эксперименте участвова­ло 30 человек, которые решали серию из 40 анаграмм. Анаграммы «кодировали» слова, состоящие из пяти букв. Анаграмма появлялась на экране монитора и оставалась до момента ее решения. Как только испы­туемый находил слово-решение анаграммы, он нажимал на клавишу. Фиксировалось время реакции в мс. За 500 мс до появления анаграммы испытуемому предъявлялся неосознаваемый прайм-стимул. Прайм представлял собой слово, состоящее из пяти букв, и либо соответство­вал (валидный прайм), либо не соответствовал (невалидный прайм) сло­ву-отгадке анаграммы. Валидный прайм непосредственно являлся сло­вом-отгадкой. В случае несоответствия слова-праймы были подобраны так, чтобы они не имели семантического и лексического сходства с ре­шением анаграммы. В отдельных процедурах эксперимента использо­вался бессмысленный прайм-стимул. Время предъявления прайма со­ставляло 25 мс. Сразу после его предъявления следовала «маска» в виде хаотически расположенных линий. Время предъявления маски состав­ляло 50 мс. Маски были двух цветов: коричневого и синего. Стимуль-ный материал предъявлялся визуально на мониторе.

* Исследование проводилось при поддержке гранта РГНФ № 10-06-00469А и РФФИ № 10-06-00169А, руководитель проф. А. Ю. Агафонов.

План эксперимента. Установочная серия состояла из 20 задач. Все валидные праймы этой серии сопрождались масками синего цвета, а все невалидные - масками коричнего цвета. Валидные и невалидные праймы чередовались в произвольном порядке. Затем, начиная с 20-ой задачи, мы «убрали» из масок праймы, и испытумый получал перед за­дачей «пустую» маску двух возможных цветов: или коричневую, или синюю в произвольном порядке. Так как условия предъявления праймов в установочной части эксперимента исключали возможность их осозна­ния, то испытуемые не замечали разницы в экспериментальных услови­ях в первой и второй части эксперимента - для них задачи продолжали сопровождаться масками разных цветов.

Результаты эксперимента. Время решения задач сопровождаю­щихся «пустыми масками» коричневого цвета (ранее в установочной серии «в маске» коричневого были невалидные праймы) достоверно отличается от времени решения задач, сопровождающихся масками си­него цвета (в этих масках в установочной серии были валидные прай­мы). «Пустые» маски коричневого цвета в контрольной части экспери­мента стали оказывать негативный прайминг-эффект на решение сле­дующей за ними задачи (замедляли решение задач), в то время как си­ние маски, наоборот, улучшали решение последующих задач. Цвета, используемые в масках, сами по себе не обладают статистически досто­верным эффектом фасилитации при решении задач. Испытуемые кон­трольной группы решали те же 40 задач, которые с самого начала со­провождались «пустыми» масками двух цветов (коричневый и синий). При таких условиях мы не обнаружили статистически достоверных раз­личий во времени решения в зависимости от цвета «пустой» маски.

Обсуждение результатов эксперимента. «Прайм в маске» стано­вится для испытуемого двойным стимулом, одна часть которого являет­ся неосознаваемой (прайм), другая - осознаваемой (маска). Изначально семантическое содержание имела только неосознаваемая часть двойно­го стимула, а именно слово-прайм, в то время как его осознаваемая часть - цветная маска - была лишена «значения» для испытуемого и сама по себе не оказывала какого-либо влияния на эффективность ре­шения последующих задач. Но в результате установочной серии, со­стоящей из 20 предъявлений (в ходе которой маска коричневого цвета всегда скрывала в себе невалидный прайм, а маска синего цвета - ва­лидный), значение неосознаваемой части стимула постепенно «смеща­ется» на ее осознаваемую часть, и маска сама по себе становится актив­но работающим праймом. Этот результат указывает на способность че­ловека к классификации неосознаваемых воздействий на валидные и невалидные и к «улавливанию» связи характера маски (цвет) и ее со­держания (валидность - невалидность прайма).

Линкевич К. В.