logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров

Авторы, исследующие особенности предпринимательской дея­тельности (Р. Кантильон, И. Тюнен, В. Зомбарт, М. Вебер, К. Г. Гинс, Й. Шумпетер, Л. Якокка, К. Татеиси, В. Е. Савченко, В. В. Томилов, А. Менегетти), сходятся в том, что предприниматель - это человек, ко­торый берет ресурсы: труд, энергию и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стои­мость. При этом он осуществляет какие-то перемены, создает новый порядок деятельности. «Предпринимателя отличает особый склад ума, способность к синтезу и использованию своей интуиции в сфере ры­ночных взаимоотношений» (Менегетти, 2009).

Целью нашего исследования стало выявление тех психологиче­ских особенностей, которые по-разному или в разной степени проявля­ются у предпринимателей и менеджеров среднего звена, и если разли­чия обнаружатся, дать психологическую интерпретацию обусловли­вающих их причин. Объектом исследования стали 20 успешных пред­принимателей-собственников среднего бизнеса, проживающих на Ура­ле, предприятия которых продолжили свое развитие, несмотря на спад в экономике в 2008-2009 г. (средний возраст 36,6 лет, из 12 мужчин и 8 женщин), и 20 менеджеров среднего звена (средний возраст 30,5, из них 9 мужчин и 11 женщин), которые работают на одном предприятии в должности руководителя подразделения более двух лет. В качестве ин­струментария исследования нами были выбраны следующие методики: методика свободного самоописания (эссе), опросник 16 PF Р. Кеттелла, самоактуализационный тест, тест Герцберга на определение мотивато­ров человека, тест Forma Mentis на оценку образа мышления, опросник уровня субъективного контроля.

Контент-анализ текстов свободных самоописаний позволил вы­делить следующие психологические особенности предпринимателей:

• Развитая интуиция в сочетании со сформированными рефлек­сивными способностями. Большинство предпринимателей отмечали,

что при построении бизнеса они ориентировались на чутье, интуицию, при этом была замечена их склонность к самоанализу.

Сравнительный анализ выявил, что психологические профили предпринимателей и менеджеров имеют много общего, и при этом ха­рактеризуются рядом отличий: Предпринимателям свойственна в сфере личностных качеств: большая компетентность во времени, большая не­зависимость, гибкость, спонтанность, самопринятие, принятие агрессии, большая контактность, познавательные потребности. Кроме того, у предпринимателей был отмечен высокий уровень креативности, абст­рактного мышления, которые позволяют им создавать новые способы и формы бизнеса. В сфере образа мышления было выявлено, что пред­принимателей отличает от менеджеров большая ответственность, ини­циатива, а также автономия. В сфере самосознания оказалось, что пред­приниматели-собственники в большей степени, чем менеджеры, счита­ют, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий. В сфере мотивации было выявлено, что веду­щими мотивами в обеих группах выступают достижение успеха, а также содержание работы. Однако предпринимателей в большей степени, чем менеджеров, мотивирует ответственность работы.

Корреляционный анализ выявленных психологических особен­ностей предпринимателей позволил сделать следующие выводы. Пред­принимательские особенности в меньшей степени связаны с социодемо-графическими параметрами. Чем в большей степени менеджер перехо­дит от административной к коммерческой, предпринимательской дея­тельности - тем в большей степени у него развиваются установленные нами качества. Большинство обнаруженных предпринимательских ка­честв тесно коррелируют друг с другом. Это позволяет предположить, что если работать над развитием отдельных психологических качеств, положительно влияющих на предпринимательскую деятельность, то у человека будут развиваться и другие качества, благодаря которым он будет добиваться больших результатов в бизнесе и в жизни в целом.

Страхова Г. Г.