Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
В разных психологических школах по-разному решался вопрос о механизмах, лежащих в основе творческого мышления. В школе О. К. Тихомирова критерием творчества выступает выраженность новообразований в процессе мышления (Тихомиров О. К., 1984), им же была показана и связь эмоций с мышлением, вылившаяся в идею о предвосхищающей функции эмоций. В концепции Я. А. Пономарева творческое мышление понималось как развертывание внутреннего плана действия. Он сделал акцент на том, что потребность в новизне опирается на особый интуитивный механизм, определяющийся двойственностью результата деятельности: прямым продуктом, соответствующим поставленной цели, и побочным продуктом, полученным неосознано (Пономарев А. Я., 1976).
В зарубежной психологии креативность рассматривается как способность и личностное свойство. Сегодня в ней переоткрывается продуктивная функция эмоций, развивается идея связи кретивности с эмоциональным интеллектом (ЭИ). Однако, по словам Т. Любарта (ученика Стернберга), эта связь исследована всего в нескольких работах (Любарт Т., 2009). Р. Стернберг считает, что неявное знание является основой интуитивных решений, на которых базируются креативные процессы (Sternberg R. J., 2003).
Мы предположили, опираясь на работу Т. В. Корниловой и Е.В. Новотоцкой-Власовой (2009), продуктивную роль в разработке креативных решений ЭИ и толерантности к неопределенности (ТН). В цитированной работе она была показана на материале методики MSTAT (в апробации Луковицкой). В нашем исследовании мы перешли к из-мернию ТН на основе нового опросника НТН (Корнилова Т. В., 2010) и предварительно установили значимую связь ТН с ЭИ (при использовании опросника Д. Люсина).
Роль интуиции в творческом процессе и связь интуиции с ТН подчеркивается многими авторами (Степаносова О. В., 2006). Мы поставили цель выяснить, какие из перечисленных переменных можно считать предикторами креативности.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант № 10-06-00416а.
Методика. Испытуемыми в нашем исследовании выступили 352 студента (239 студентов факультета психологии МГУ и 113 студентов естественных факультетов; 167 мужчин и 175 женщин в возрасте от 18 до 44 лет (Med = 19,7, SD = 1,72). Для построения индекса креативности использовалась методика Р. Стернберга «Креативные заголовки к комиксам» (Sternberg R. J., 2006); для диагностики личностных свойств - Новый опросник толерантности к неопределенности (Корнилова Т. В., 2010), где выделены шкалы ТН, а также интолерантности к неопределенности (ИТН) и межличностной интолерантности (МИТН); межличностный (МЭИ) и внутри-личностный (ВЭИ) эмоциональный интеллект диагностировался по опроснику Д. Люсина (Люсин Д. В., 2004); шкалы применения интуиции (ПИ) и интуитивной способности (ИС) - по опроснику С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» (в апробации О. В. Степаносовой, Т. В. Корниловой, Е. Л. Григо-ренко, 2004).
Результаты и их обсуждение. Был проведен регрессионный анализ с использованием линейной модели (коэффициент линейности при подгонке кривых - 0,55) и метода принудительного включения переменных в регрессионное уравнение с попарным исключением пропущенных значений. Предполагаемые предикторы были объединены в три блока: толерантность к неопределенности, эмоциональный интеллект и интуиция. Было установлено, что предикторами уровня креативности являются: ТН (в = 0,012, p = 0,001); МЭИ (в = -0,025, p < 0,001); интуитивная способность (в = 0,027, p = 0,001).
Полученная модель объясняет 20% дисперсии, что вызвано большим количеством смешений и ситуационных факторов, влияющих на креативность. Итак, несмотря на то, что вклады личностных предпосылок невелики, они являются значимыми. Таким образом, более выраженной креативностью обладает человек, более толерантный к неопределенности, а также с более развитой интуитивной способностью. Обнаруженное отрицательное влияние межличностного эмоционального интеллекта на креативность, скорее всего, связано с тем, что высокий эмоциональный интеллект не дает человеку создавать уникальный продукт, так как при его создании человек ориентируется на других людей.
Выводы. Регрессионный анализ позволил выделить предикторы креативности, которыми выступили толерантность к неопределенности, интуитивная способность и межличностный эмоциональный интеллект, что подтверждает гипотезы об их влиянии на творческую продуктивность. Регрессионная модель обеспечивает только 20% объясненной дисперсии, и, следовательно, перед нами стоит задача уточнения аналогов независимой переменной.
Паксютова В. В.
РОЛЬ СИТУАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТИВНОГО
ОБРАЗА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Значимость регуляции психических состояний для субъекта в его повседневной и профессиональной деятельности, а также в экстремальных ситуациях очевидна. А насколько эффективные методы регуляции и саморегуляции психических состояний можно разработать, не имея представления о субъективном образе психического состояния, его структуре, принципах детерминации, динамике? Вопрос риторический. Фундаментальные исследования - основа для разработки новых практических методов в психологии. Делая шаг в данном направлении, свое исследование мы посвятили проблеме влияния меняющихся условий объективной действительности (ситуаций) на субъективный образ психического состояния. В рамках своего исследования мы попытались ответить на вопрос: приведет ли изменение ситуации к актуализации соответствующих ей новых параметров «внутреннего мира» человека (как физиологических, так и психологических - эмоциональных и поведенческих), ведь именно ситуация запускает формирование образа состояния. Психическое состояние, вслед за А. О. Прохоровым, нами понимается как отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности характеристик) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. В результате восприятия и интерпретации ситуации складывается субъективный образ психического состояния. Цель нашего исследования - выявление особенностей влияния ситуации на взаимосвязь компонентов образа прошлого состояния на примере состояния радости. Основываясь на проведенном анализе теоретических концепций и исходя из поставленной цели, мы выдвинули два предположения для верификации:
-
ситуация обуславливает взаимосвязь всех компонентов образа состояния;
-
пространственная организация образа устойчива и внеситуативна.
Эмпирическая база исследования. Выборку составили 40 испытуемых (20 юношей и 20 девушек) в возрасте от 17 до 22 лет. Все они являются студентами разных специальностей казанских университетов. Методическое обеспечение исследования. Студентам предлагалось вспомнить состояние радости, которое они испытывали в каждой из пяти заданных ситуаций:
-
при соприкосновении с прекрасным;
-
при встрече с другом;
-
во время праздника, масштабного мероприятия;
-
выигрыш спортивной команды;
-
приобретение долгожданной вещи.
Необходимо было методом свободно конструируемого ответа дать словесное описание семантического пространства состояния радости в определенной ситуации. Вторая часть исследования проводилась с использованием методики «Рельеф психического состояния». Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 характеристик состояния, разделенных на четыре блока: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности. Из всего многообразия психических состояний для эмпирического изучения нами была выбрана именно радость, так как она является положительным состоянием высокой степени активности, а они характеризуются наиболее сложно организованной структурой. К согласующимся выводам привело сопоставление индекса организованности структуры (ИОС по Карпову) и субъективной оценки испытуемыми степени влияния ситуации на состояние: образ состояния, возникшего в ситуации, которая, по мнению испытуемых, ими почти не контролировались, оказался наиболее организованным. Другими словами, по мере повышения ситуационного влияния взаимосвязи компонентов образа состояния становятся более устойчивыми. Возможно, это обусловлено тем, что при усилении чувства контроля над ситуацией личностные особенности человека начинают оказывать более значительное влияние на формирование образа состояния, и он становится более индивидуализированным.
Наиболее значимым итогом исследования является доказательство того, что пространственная организация (структура) образа прошлого состояния устойчива, не зависима от ситуации, в которой оно переживалось (т. е. образ пережитого состояния вписался в субъективный опыт человека и воспроизводится статично, независимо от ситуации, в которой это состояние возникало). И, наконец, установлено, что пространственная организация образа состояния становится более интегрированной (взаимосвязь компонентов образа состояния усиливается) по мере возрастания субъективного чувства влияния ситуации на состояние.
Пономарева И. В.
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
В настоящее время в психологии стало актуальным изучение личности как активного субъекта своей жизнедеятельности, способного к принятию продуктивных решений, способного устоять перед возникающими трудностями, мобилизоваться в случае неудачи, целенаправленно использовать ресурсы своей личности для достижения результата (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский).
Системной характеристикой субъекта, определяющей его активность, автономность, может выступать континуум «личностная беспомощность - самостоятельность», описанный в концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг и представляющий для нас особый исследовательский интерес. Данный континуум означает выраженность субъ-ектности, а именно нахождение человека на той или иной точке континуума «личностная беспомощность - самостоятельность», является индикатором его субъектности, то есть способности преобразовывать действительность, а также собственную жизнедеятельность. Согласно концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг, данный феномен является качеством субъекта, представляющим собой единство определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними (системой взаимоотношений, опытом неконтролируемых травмирующих событий), определяющим низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать цели, преодолевая различного рода трудности (Циринг Д. А., 2010). Теоретический анализ концепции личностной беспомощности показал, что природа личностной беспомощности как системной характеристики неоднородна, что ставит вопрос о необходимости разработки типологии личностной беспомощности.
Нами была предпринята попытка выделить теоретическую типологию личностной беспомощности. Исходя из того, что одним из детерминирующих факторов формирования личностной беспомощности выступают нарушения взаимоотношений в семье, Д. А. Циринг были выявлены четыре типа родителей, реализующих такой стиль воспитания, при котором с большей вероятностью формируется беспомощность. Данными типами явились: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокость родителей и непоследовательность в воспитании. Отличие личностной беспомощности, сформированной в результате нарушений воспитания, по нашему мнению, будет состоять в функциях, которые может выполнять личностная беспомощность.
Исходя из особенностей воспитания, реализуемого той или иной категорией родителей, мы выделили такие функции личностной беспомощности, как манипулятивная, защитная и адаптивная. Манипу-лятивная функция личностной беспомощности формируется в условиях доминирующей гиперпротекции, в постоянном стремлении родителей к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, в поощрении его несамостоятельности, в результате чего ребенок приобретает навыки манипулятивного поведения. Противоречивый стиль воспитания родителей формирует у ребенка личностную беспомощность с функцией защиты. Наличие в воспитании явных противоречий создает ситуации несопряженности поступков ребенка и реакций родителей - воспитанников, в результате ребенок, защищаясь, не актуализирует ресурсы для достижения желаемой цели, сохраняя психологический комфорт и проявляя личностную беспомощность. Повышенная моральная ответственность и жестокость родителей актуализирует адаптивную функцию личностной беспомощности. Это обусловлено возникновением ситуаций, представляющих собой серьезные испытания и требующих восстановления адаптации.
Адаптивная функция личностной беспомощности в ситуации психологического напряжения будет работать по принципу быстрого уменьшения напряжения посредством убеждения личности в неспособности повлиять на ситуацию, снижения мотивацииии и, соответственно, сопровождаться уменьшением попыток активного вмешательства в ситуацию с целью изменить положение вещей к лучшему. Такая бездеятельность и пассивность приводит к устранению психологического дискомфорта, но не к реальному решению ситуации.
Объективными критериями дифференциации личностной беспомощности явились выполняемые ею функции, в соответствии с которыми мы выделяем три типа, назвав их: манипулятивной, защитной и адаптивной личностной беспомощностью. Таким образом, в результате теоретического анализа была выявлена теоретическая типология личностной беспомощности, которая требует эмпирического подтверждения, что является перспективой дальнейших исследований.
Почтарь А. А. Зуев К. Б.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова