logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*

В ХХ в. в грузинской школе психологии под руководством Д. Н. Узнадзе активно исследовался феномен фиксированной установ­ки. Установка формировалась в результате многократного предъявления пары стимулов (шары, круги) для сравнения по величине. В предвари­тельных (установочных или фиксирующих) опытах стимулы были рав-

"Исследование поддержано ФЦП, Государственный контракт «2010-1.1­305-126-038» на выполнение научно-исследовательских работ.

ными по величине, что создавало установку на неравенство объектов. Затем (критические опыты) испытуемым предлагались разные по вели­чине стимулы, которые, как показали результаты исследования, боль­шинством испытуемых оценивались как равные. Такие иллюзии уста­новки могли быть контрастными (по контрасту со способом оценки ус­тановочных стимулов) или ассимилирующими (по аналогии с ней)

(Узнадзе Д. Н., 2001).

В основе нашего понимания природы эффекта установки лежит представление о сознании как логическом механизме, для которого важно, чтобы все протекало логически непротиворечиво и закономерно. Поэтому в сознании выстраиваются определенные гипотезы о законо­мерностях ситуации, в данном случае о соотношении величин объектов. Нарушение установленной ситуативной закономерности приводит к затруднениям дальнейшей «логичной» работы сознания, вызывает сбой в поведении. Именно этим проявлением «закона Узнадзе» можно объ­яснить неадекватную оценку величины критических стимулов (Аллахвердов В. М., 2000). В исследованиях грузинских психологов показано, что при фиксации установки неравенство объектов начинает выступать в качестве релевантного параметра сравниваемых стимулов. Другие параметры (например, форма и цвет) не имеют существенного значения для фиксирования и актуализации установки. Так, в исследо­ваниях З. И. Ходжавы (1958) было обнаружено, что установка, вырабо­танная при сравнении величин одних геометрических фигур, сохраняет­ся по отношению к другим. В эксперименте Н. Г. Адамашвили (1958) использовались различные варианты предъявления объектов по цвету и фону при переходе к критической стадии. Цвет критических объектов и фона в одном варианте был тождественным установочным (красные круги на зеленом фоне); во втором - дополнительным (зеленые круги на красном фоне); в третьем - отличным от установочного, но не дополни­тельным (синие круги на желтом фоне). Было выявлено, что только в случае антагонизма цвета (второй вариант) происходит ослабление ус­тановки. В других же случаях смена цвета стимулов не оказывала влия­ния на проявление установки. Возможность переноса выработанной на соотношение установки с одних объектов на другие получило название генерализации установки. Поскольку образование установки связано с фиксацией гипотезы, происходящей на установочной стадии, возникает вопрос о роли иррелевантных параметров установочных стимулов.

Мы предположили, что регулярное изменение цвета установоч­ных стимулов окажет влияние на проявление фиксированной установки. Для проверки данного предположения был проведен эксперимент с уча­стием 126 человек. В качестве стимулов использовались два круга, предъявляемых симультанно на экране монитора. На установочной ста­дии слева предъявлялся круг большего размера (10 см), справа - мень­шего (6,5 см). На критической стадии два круга были тождественны по величине (6,5 см). Круги предъявлялись на белом фоне в следующих вариантах для четырех групп испытуемых:

  1. все круги черного цвета;

  2. черные круги на установочной, цветные на критической ста­дии;

  3. цветные, затем черные;

  4. все цветные на обеих стадиях.

Испытуемым предлагалось сравнивать стимулы по величине. Всего предлагалось 15 установочных и 20 критических экспозиций. Бы­ло обнаружено, что количество установок в условиях изменения цвета установочных стимулов (группа 3 и 4) составляет по 21% в сравнении с 5,2% установок в группе 2, где такого изменения не происходило (критерий ф* Фишера, p < 0,02). В группе 1 количество установок со­ставило 11,2%, что также отличается от результатов групп 3 и 4, но раз­ница не является статистически значимой.

Таким образом, изменение цвета стимулов на установочной стадии привело к усилению установки. Вероятно, иррелевантное изме­нение установочных стимулов заставляет абстрагироваться от парамет­ра цвета, сильнее сосредоточившись на работе с величиной, что упрочи­вает установку на такой способ сравнения. Можно также предположить, что отказ от гипотезы, сформированной с большим усилием, происхо­дит с большим трудом, что требует дополнительного исследования.

Фомель М. С.