logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников

Интернет, который прочно вошел в нашу жизнь, предоставляет широкие возможности для общения и развлечения, однако вместе с тем может привести к пагубным последствиям. В настоящее время зафикси­рован феномен интернет-зависимости - психического расстройства, связанного с навязчивым желанием подключиться к Интернету и болез­ненная неспособность вовремя отключиться от него. Среди старше­классников наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «В контакте», которой они посвящают значительную часть своего сво­бодного времени. Зависимость старшеклассника от социальной сети проявляется в следующем: увеличение времени, проводимого в сети; ухудшение настроения при отсутствии возможности выхода в социаль­ную сеть и его улучшение при появлении таковой; сокращение реально­го общения и интересов, не связанных с социальной сетью; перевод об­щения в интернет-пространство. Все это сопровождается ухудшением здоровья и снижением результатов успеваемости. Данный возрастной период характеризуется проявлением акцентуаций характера и наиболее подвержен различным отклонениям в поведении, в том числе возникно­вению и развитию различных химических и нехимических аддикций.

Цель - исследование взаимосвязи акцентуаций характера с за­висимостью от социальной сети «В контакте» у старшеклассников. Вы­борка: старшеклассники десятых классов г. Новокузнецка в количестве 52 человек (42 девочки и 10 мальчиков от 15 до 17 лет).

Методики:

1) «выявление склонности к аддиктивному поведению» С. А. Рогова;

2) диагностики интернет-зависимости А. Жичкиной;

  1. диагностики интернет-зависимости Кимберли Янг, модифи­цированные Буровой, адаптированные нами для социальной сети «В контакте»;

  2. авторская анкета «использование социальной сети «В кон­такте»»;

5) диагностики типа акцентуаций Шмишека (по концепции К. Леонгарда);

6) диагностики дезадаптации Родиной О. Н. Старшеклассники зарегистированы в различных социальных

сетях, но именно сеть «В Контакте» используют постоянно и целена­правленно. Активность использования «В контакте» у старшеклассни­ков находится на среднем уровне и характеризуется частым использо­ванием сети со средним по длительности нахождением в ней. Социаль­ной сетью «В контакте» пользуются все старшеклассники выборки, зна­чительная часть которых уделяют ей время каждый день. Половина ис­пытуемых значительно превышают допустимые для старшеклассников нормы пребывания за компьютером (свыше одного часа).

Диагностика зависимости от социальной сети «В контакте» на основании трех методик показала, что в данной выборке старшеклассни­ков нет контакт-аддиктов, большая часть респондентов не склонны к кон­такт-зависимости, однако присутствует определенная часть школьников, склонных к контакт-зависимости (44% по Рогову и 21% по Жичкиной). Более контакт-зависимые старшеклассники являются более дезадаптиро­ванными: у них сильнее проявляется ухудшение самочувствия, эмоцио­нальные сдвиги, особенности отдельных психических процессов, сниже­ние общей активности, ощущение усталости, сомато-вегетативные нару­шения, снижение мотивации к деятельности. Длительное пребывание за компьютером не может не сказываться на состоянии здоровья старше­классника. Накопленная усталость приводит к тому, что активные поль­зователи социальных сетей начинают чувствовать общее недомогание, у них появляются резкие колебания настроения, снижается внимание и память, понижается общий тонус организма. В группе более контакт-зависимых старшеклассников учебные показатели по всем предметам существенно ниже.

Следовательно, активное увлечение «В Контакте» отнимает у респондентов время, которое они могли посвятить продуктивной под­готовке к учебным занятиям. А проявления дезадаптации, выражаю­щиеся в накопившейся усталости, ухудшении самочувствия и ухудше­нии здоровья, не позволяют получить эффективный результат даже в то время, которое школьник уделяет учебной подготовке.

Выявлена взаимосвязь акцентуаций характера и зависимости от социальной сети «В Контакте». Способствуют развитию контакт-зависимости такие акцентуации характера, как тревожность (r = 0,47, p < 0,01), педантичность (r = 0,32, p < 0,05), возбудимость (r = 0,33, p < 0,05), циклотимность (r = 0,38, p < 0,01), дистимность (r = 0,33, p < 0,05), а препятствует гипертимность (r = -0,32, p < 0,05). Результаты исследования будут полезны школьным психологам при проведении работы по профилактике зависимости от социальной сети «В Контакте» с учетом акцентуаций характера старшеклассников.

Дербенева М. Ю.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Профессиональное самоопределение на этапе выбора профес­сии связано с сильными эмоциональными переживаниями в отношении той или иной профессиональной деятельности и профессиональной сре­ды. В литературе упоминается о выборе человеком определенных видов деятельности на основе эмоциональной направленности его личности: возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в ви­де эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности (Додонов Б. И.,1978; Шавир П. А.,1991; Климов Е. А.,2004). Эмоцио­нальная направленность личности определяется через доминирующие эмоции и предпочтение определенных эмоциональных переживаний, а также их индивидуально-личностную иерархию.

При изучении проблемы эмоциональной направленности (2006) нами были выявлены определенные цветовые предпочтения для каждо­го из типов эмоциональных предпочтений по Б. И. Додонову (использо­вался метод цветовых отношений, выборку составили 100 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет). По-видимому, выбор определенного цвета можно рассматривать в качестве предпочитаемого способа удов­летворения потребностей, лежащих в основе эмоциональных предпоч­тений. Выявлена связь системы эмоциональных предпочтений с лично­стными особенностями (для диагностики использовался личностный опросник Р. Кеттелла - подростковый вариант). При этом наибольшее количество связей обнаружено с факторами F (экспрессивность), I (сен-ситивность), Е (доминантность), J (индивидуализм), Q2 (самодостаточ­ность) и Q3 (самоконтроль).

Далее мы предположили, что эмоциональная направленность мо­жет являться предпосылкой становления профессиональной направленно­сти, поскольку формирование эмоциональных предпочтений совершается в результате включения человека в ту или иную деятельность. Для изучения особенностей эмоциональных предпочтений мы модифицировали анкету эмоциональной направленности Б. И. Додонова. Разработанный опросник включает утверждения относительно значимости различных эмоциональ­ных переживаний и позволяет выявить ведущие эмоциональные предпоч­тения личности. Профессиональная направленность изучалась с помощью теста Дж. Холланда и опросника «Карта интересов» Л. А. Головей.

В исследовании приняло участие 230 учащихся 9-11 классов. Изучение доминирующих эмоциональных предпочтений старшекласс­ников выявило, что по мере взросления от 14-15 к 16-17 годам проис­ходит их дифференциация в соответствии с полом. Так, у девушек и юношей девятого класса доминирующими являются коммуникативные, глорические, праксические и гедонические эмоциональные предпочте­ния, при этом у юношей к ведущим добавляются пугнические, однако значимых различий при сравнении средних значений не выявлено. У девушек десятого класса ведущими остаются коммуникативные, прак-сические и гедонические предпочтения, что совпадает с таковыми у юношей. При этом у девушек значимо выше коммуникативные, пракси-ческие и альтруистические предпочтения. У девушек одиннадцатого класса преобладают коммуникативные, праксические, гедонические и эстетические предпочтения, а у юношей праксические, глорические и пугнические. У девушек значимо выше предпочтение альтруистиче­ских, коммуникативных и лирических эмоций, а у юношей пугнических и акизитивных.

Корреляционный анализ показал, что система эмоциональных предпочтений оказалась связанной как с системой познавательных ин­тересов, так и с типами профессиональной направленности. Выявлен­ные соотношения можно использовать в практике профконсультирова-ния для определения областей, которые в наибольшей степени могут отвечать особенностям эмоциональной направленности личности и обеспечивать удовлетворение эмоциональных предпочтений. С возрас­том от 14-15 к 16-17 годам возрастает количество связей эмоциональ­ных предпочтений с профессиональными типами в целом, особенно ярко это проявляется для социального, артистического и предпринима­тельского типов, что может быть связано с особенностями становления данных профессиональных типов (согласно концепции Дж. Холланда).

Таким образом, наше исследование позволяет предполагать, что система эмоциональных предпочтений (их индивидуальная иерархия) может являться одним из факторов формирования системы познава­тельных интересов и профессиональной направленности и выступать основой становления готовности к профессиональному самоопределе­нию в старшем школьном возрасте. В практике профконсультирования особенности эмоционального сходства предметно очень разных дея-тельностей, а также учет эмоциональных предпочтений личности суще­ственно расширяют возможности профессионального выбора.

Ефимова Ю. В.