logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Современная психология счастья: достижения и проблемы

Психология, отталкиваясь от психоаналитической традиции, долгое время акцентировала свое внимание на проблемных и патологи­ческих сторонах личности. Только во второй половине прошлого века в центре исследований, во многом благодаря гуманистической психоло­гии, оказывается здоровый человек. Одной из ее задач стало изучение позитивных состояний личности, но решить проблему методологии ра­ционального познания такого субъективного понятия, как счастье, она не смогла. Вопрос о методе оставался открытым, и в начале 2000-х поя­вилась «позитивная психология» (Seligman M. E. P. & Csikszentmihalyi M., 2000). Своим предметом она сделала сильные стороны и состояния лич­ности, положительные эмоции, ценности и достижения. Одним из наи­более изучаемых аспектов стал феномен счастья. Однако, поскольку это понятие, как и многие другие, является «выходцем» из обыденного язы­ка, его концептуализация и операционализация в научной психологии сопряжена с рядом трудностей. Цель данной работы - обобщить основ­ные направления в психологических исследованиях счастья конца XX-начала XXI вв. Со времен Аристотеля существует философское разде­ление счастья на два типа:

а) гедонизм, где счастье достигается посредством максимиза- ции удовольствия и отсутствия боли;

б) эвдемония, где человек обретает счастье через реализацию своего потенциала в обществе (Ryan R. M. & Deci E. L., 2001).

Рассмотрим каждый из них в отдельности. Считается, что гедо­низм первым описал Эпикур. Он утверждал, что удовольствие и боль являются индикаторами пользы и вреда соответственно. Гедонизм в широком смысле - удовлетворение потребностей как тела, так и созна­ния. Определяя благополучие (well-being) с точки зрения удовольствия против боли, гедонистическая психология ставит себе целью исследо­вания и вмешательства, чтобы, в конечном счете, повысить, насколько возможно, счастье человека. Несмотря на существование различных подходов, большинство исследователей гедонистического счастья ис­пользуют оценку субъективного благополучия (Diener E. et al., 1999).

Субъективное благополучие состоит из трех компонентов: удовлетворение жизнью, присутствие положительного настроения и отсутствие отрицательное настроения. Понятие эвдемонического сча­стья ввел Аристотель (следует отметить, что гедонизм как «стремление идти на поводу у своих желаний» философ считал аморальным). Как считают Т. Кашдан и коллеги (Kashdan T. B., Biswas-Dienerb R. & King L. A., 2008), эвдемония отражает, в значительной степени, реали­зацию социально-разделенных ценностей и объективно обусловленных потребностей.

Среди подходов к исследованию эвдемонии можно выделить теорию психологического благополучия К. Рифф (Ryff C. & Singer В., 1998) и теорию самодетерминации Деси и Райана (Ryan R. M. & Deci E. L. 2000). Принятое в психологии разделение на гедонистическое и эвдемоническое счастье в настоящее время активно критикуется (Kashdan T. B., Biswas-Dienerb R. & King L. A., 2008). В частности, об­ращается внимание на методические проблемы эмпирических исследо­ваний, такие как засилье корреляционного и факторного анализа само­отчетов. В области теории необходимость разделения на два типа сча­стья также ставится под вопрос.

С нашей точки зрения, представляется перспективным исследо­вание переживания счастья с позиций нарративного подхода, рассмат­ривающего идентичность человека как социально сконструированную жизненную историю (McAdams D. P., 2008; Bauer J. J., McAdams D. P. & Pals J. L., 2006). Представление об идентичности как о нарративе, объе­диняющем в единое целое биографические события жизни человека и насущные цели и ценности, позволяет преодолеть разделение на гедо­нистическую (субъективистскую) и эвдемоническую (объективистскую) трактовки благополучия. Кроме того, методы нарративного анализа по­зволяют исследовать эмоциональную окрашенность индивидуальных переживаний с точки зрения тематических и структурных характери­стик сюжетов жизненных историй, которые могут рассматриваться как косвенные индикаторы счастья.

Афонина Н. Ю.