logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок

В ситуации социального кризиса большинство людей раздели­лись, одни стали депрессивными, другие агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим. Мы считаем, что ответ на вопрос, почему так происходит, можно найти в маленькой ячейке обще­ства - семье, в которой как в капле воды отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.

Таким образом, целью нашего исследования явилось выявление зависимости агрессивности младших школьников от родительских ус­тановок и реакций. Объект исследования - агрессивность младших школьников. Предмет исследования - родительские установки и реак­ции как фактор формирования агрессивности младших школьников.

В нашем исследовании мы применили следующие методы: анализ научно-методической литературы; констатирующий экспери­мент; психодиагностические методики: методика измерения родитель­ских установок и реакций (PARI) Е. Шефер и Р. Белл; тест «руки» (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер); математико-статистическая обработка данных.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 5 г. Великие Луки Псковской области, в нём приняли участие учени­ки третьего класса и их родители. В ходе проведенного нами исследова­ния были получены следующие результаты. С помощью диагностиче­ской методики «измерение родительских установок и реакций» мы оп­ределили особенности родительского воспитания по 23 шкалам, кото­рые отражают отношение родителей к семейной роли и к ребенку. При определении отношения родителей младших школьников к семей­ной роли было выявлено, что у большинства матерей по всем шкалам преобладает средний балл (от 55 до 80), что говорит об ограниченности женщин рамками семьи, об их зависимости от семейных дел, а также можно отметить несамостоятельность их как матерей. Большинство принявших участие в эксперименте женщин погружены в заботы ис­ключительно о семье, вероятно, поэтому проявляется ощущение само­пожертвования при реализации роли матери и возникает неудовлетво­ренность ролью хозяйки дома. Можно предположить, что причиной данных проявлений является «безучастность» мужа и его невключён­ность в дела семьи, что, в свою очередь, подтверждается результатами методики. Несмотря на то, что в воспитании ребенка и в устройстве до­ма доминирует мать, существует необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка. Это можно объяснить нехваткой времени на вы­полнение необходимых дел и постоянной неудовлетворённостью своей жизнью.

Перечисленные особенности отношений в семьях влекут за со­бой конфликты, затрагивающие различные стороны семейной жизни. Рассматривая особенности отношения родителей к ребенку, можно кон­статировать, что между ними прослеживаются уравнительные отноше­ния, однако иногда родители склонны проявлять раздражительность, вспыльчивость, суровость. При изучении выраженности различных ка­тегорий агрессивности у младших школьников было выявлено, что в большей степени дети младшего школьного возраста склонны прояв­лять активную безличность (13,5 балла), эмоциональность (6,8 балла) и коммуникацию (4,7 балла), в меньшей - демонстративность (2,6 балла) и страх (1балл).

Для выявления взаимосвязи между особенностями родитель­ских установок, реакций и проявлениями агрессивности был проведен корреляционный анализ, результаты которого свидетельствуют о том, что супружеские конфликты, возникающие в семье, способствуют про­явлению агрессии со стороны ребенка (r = 0,592; p = 0,01). При возник­новении необходимости посторонней помощи в воспитании ребёнка снижаются агрессия (r = -0,558; p = 0,05) и демонстративность (r = -0,562; p = 0,05), проявляемые им. Предоставление родителями ре­бенку возможности высказаться способствует тому, что у него не выра­жаются такие агрессивные реакции, как навязчивость (r = -0,474; p = 0,01) и демонстративность (r = -0,463; p = 0,01). Поощрение актив­ности ребёнка снижает его эмоциональность (r = -0,527; p = 0,05), ком­муникацию (r = -0,569; p = 0,05) и усиливает демонстративность

(r = 0,716; p = 0,01). Навязчивость родителей снижает проявление ре­бенком активной безличности (r = -0,563; p = 0,05).

Таким образом, наше предположение о том, что дисгармонич­ные детско-родительские отношения способствуют проявлениям агрес­сии в младшем школьном возрасте, подтвердилось.

Клокова А. В.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ ТК

В настоящее время существует множество методов диагностики различных аспектов личности. Но они, как правило, достаточно сложны, трудоемки и неэкономичны во времени. Мы предлагаем использовать модель трансформационного коучинга (ТК) для характеристики как личности индивида, так и для характеристики группы индивидов, свя­занных каким-либо общим признаком.

Данная наша работа направлена на создание кратких характери­стик студентов, получающих образование по следующим специально­стям: физика, психология, лечебное дело. Модель ТК: В модели выде­лены четыре пары противоположностей: стабильность-изменение, сила-чистота, действие вовне-действие вовнутрь (рефлексия), направ­ление-внимательность.

Нами были получены следующие результаты:

Первая группа - студенты, получающие образование по специ­альности физика. Студенты данной специальности целенаправленные, способны горы свернуть, двигаясь к собственной цели. Эти характери­стики являются для них базовыми. Другим важным качеством является стремление к постоянству, стабильности. Они спокойны и уравнове­шенны. В характеристике стабильности преобладает направление, целе-полагание, стремление к цели. Это неразрывно связано с характеристи­кой силы. Для студентов данной специальности не свойственна чистота. То есть они менее чувствительны к миру. Они не склонны к самоанали­зу, о чем свидетельствуют низкие баллы по шкале рефлексии.

Вторая группа - студенты, получающие образование по специ­альности психология. Студентам, получающим образование по специ­альности психология, свойственна чувствительность к миру, всегда «чистый» взгляд на окружающую действительность, склонность к вы­ражению чувств и одновременно склонность к изменениям, а также способность к постановке цели. Все эти характеристики необходимы студентам-психологам для эффективной профессиональной деятельно­сти, а также самореализации. У студентов, получающих образование по специальности психология, параметр чистоты связан со способностью услышать говорящего (Г = 0,55; р < 0,001). Чем более чувствителен сту­дент-психолог к миру, тем он более способен услышать и понять собе­седника. Данный факт обусловлен особенностями специальности дан­ных студентов, так как психологу необходимо понимание клиента, а чистота является одной из базовых характеристик студентов, получаю­щих образование по специальности психология. У них параметр силы отрицательно связан со способностью донести информацию (Г = -0,54; р < 0,001). Это также объясняется особенностями профессии: чем более психолог сосредоточен на цели, тем сложнее ему передать свои мысли, донести их до клиента, так как информацию психолог должен переда­вать клиенту не в чистом, а в переработанном виде. У студентов, полу­чающих образование по специальности психология, параметр рефлек­сии связан с тем фактом, что индивиду нравится осмысление разговора после того, как последний состоялся (Г = 0,4; р < 0,001).

Третья группа - студенты, получающие образование по специ­альности медицина. Они склонны и открыты для изменений, пластичны в психологическом плане. Кроме того, эти студенты направленно и твердо идут к достижению поставленной цели. Они широко открыты для переживаний и тщательно наблюдают за происходящим, в то же время они легко замечают, что развертывается внутри и вокруг них, склонны к рефлексии. Параметры внимательности и направления явля­ются одними из ведущих у студентов данной специальности, по долгу службы медикам важно внимательно слушать пациентов, поэтому склонность получать удовольствие от «слушания» собеседника является важным качеством, способствующим успешной деятельности.

Все рассмотренные аспекты тесно связаны с особенностями специализации студентов и, как мы видим, проявляются и имеют боль­шое значение уже в период получения образования.

Козлова Е. В. Киреева Н. Н.