logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников

В настоящее время одной из актуальных проблем в современ­ной психологии остается проблема социально-психологических аспек­тов совместной деятельности детей младшего школьного возраста. Ак­туальность данной проблемы обусловлена тем, что это чрезвычайно важный этап в развитии и социализации личности ребенка. По мнению ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина) именно в данный период у ребенка формируется система организационных отношений, ценностных ориен-таций, целей и мотивов. Совместная деятельность, сопровождаемая об­щением, выступает в этот период фактором перехода психических функций из натурального, природного их характера в сознательный, т. е. высший, собственно человеческий (Л. С. Выготский). Общение в коллективе сверстников опосредовано, с одной стороны, выполняемой деятельностью, ее целями и структурой, а с другой стороны индивиду­ально-личностными особенностями ребенка.

Одной из наиболее значимых индивидуально-личностных осо­бенностей является самооценка. Состояние самооценки младших школьников характеризуется оценкой себя и своих достижений и в зна­чительной степени зависит от оценки окружающих. На этом основании мы ставим целью изучить влияние характера самооценки детей младше­го школьного возраста, на организацию совместной деятельности в си­туации неопределенности. В качестве методов исследования мы исполь­зовали наблюдение и моделирование. В качестве моделей нами исполь­зуется аппаратная модель «Арка» в модификации А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой, и изготовление совместной аппликации. Данные виды совместной деятельности в значительной мере различаются по степени неопределенности. С целью проследить влияние характера са­мооценки, на успешность/неуспешность групп по критерию коопериро-ванности, детям была предложена методика С. Г. Якобсона «лесенка самооценки» в модификации А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой.

В исследовании приняли участие 75 испытуемых, учащиеся младших классов школ г. Курска в возрасте 7-8 лет. Расчеты проводи­лись с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0. Проводился факторный анализ с вращением Varimax normalized с методом извлече­ния Principal axis factoring. Решение о числе факторов принималось на основании критерия «каменной осыпи» Кеттела. Значимая нагрузка по переменной рассматривалась не менее 0,4.

Было выделено два фактора. Первый фактор является биполяр­ным, в него вошли переменные: самооценка с нагрузкой (-0,454) и вы­раженность лидера (0,716). Данный фактор определяет роль и специфи­ку связи характера самооценки и выраженности лидерства в группе и отражает влияние самооценки на успешность/неуспешность групп по критерию кооперированности. Второй фактор является униполярным, и в него вошли переменные: самооценка с нагрузкой (0,651) и стиль ли­дерства с нагрузкой (0,808). Данный фактор отражает влияние связи самооценки и стиля лидерства на успешностью/не успешностью групп по критерию кооперированности.

Наличие данных факторов говорит нам о важности связи само­оценки детей младшего школьного возраста на успешность организации ими совместной деятельности. В результате полученных данных мы можем сделать вывод, что дети младшего школьного возраста, обла­дающие адекватной самооценкой, быстрее кооперируются, чем дети с неадекватно завышенной самооценкой. Дети с адекватной самооценкой, будучи менее устойчивыми к неопределенности, преодолевают тревогу за счет сотрудничества, создавая тем самым условия для проявления лидерского потенциала группы, и чаще всего сами берут на себя функ­цию лидера - организатора. Дети с неадекватно завышенной самооцен­кой чаще занимают позицию авторитарного лидера, тем самым порож­дая конфликтные отношения внутри группы. Следовательно, наличие в группе детей с адекватной самооценкой способствует более продуктив­ному характеру взаимодействия.

Смирнова Н. С.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА РЕВНОСТИ

В РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Романтические отношения мужчин и женщин не всегда склады­ваются идеально. С возрастанием свободы в отношениях все сильней о себе заявляют проблемы измен и ревности. Нами было проведено ис­следование, целью которого являлось рассмотрение феномена ревности в романтических отношениях. Эмпирическое изучение данной пробле­мы проводилось следующими методами: тест Стреляу по изучению си­лы нервных процессов, опросник FPI (форма В) (адаптирован факульте­том психологии ЛГУ при участии Ф. Короди), опросник удовлетворен­ности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Реакции на ревность» (Маслач, Пайнс, 2003), авторское интервью. Вы­борка состояла из 15 пар, состоящих в романтических отношениях, про­должающихся от двух до семи лет. Романтические отношения понима­лись нами как избирательные и относительно устойчивые отношения между мужчиной и женщиной, основанные на положительных эмоциях, физиологически обусловленные сексуальными потребностями и выра­жающиеся в стремлении каждого из партнеров быть уверенным во вза­имности чувств (Кроник А. А., 1998).

Ревность же часто является боязнью измены партнера. Измена -это явление в романтических отношениях людей, когда один заводит половые либо романтические отношения с другим человеком, нарушает осознанные им и добровольно принятые обязательства по отношению к своему партнеру, не порывая старых отношений (Андреева Т. В., 2007; Витек К., 1988). Основным понятием выступала ревность - эмоцио­нальное выражение потребности человека в сохранении верности его партнером и в то же время в единоличном обладании им (Новейший психологический словарь/Сост. Шапарь Б. В., 2006).

Исследовались реакции ревности: самую слабую степень выра­женности имеют физиологические реакции. Это объясняется тем, что перевод переживаний во внутренний план не очень характерен для мо­лодых людей. Кроме того, выявилось, что женщины демонстрируют большую выраженность реакций ревности (как физиологических, так и эмоциональных) по сравнению с мужчинами. Объяснить это можно большей эмоциональностью женщин, их большей ориентированностью на свои переживания. Наиболее часто встречающиеся в данной выборке физиологические реакции ревности были следующие (в скобках обозна­чено количество людей, признавших выраженность данной реакции на 5, 6 и 7 баллов): нервный срыв (18), дрожь в руках (12), учащение серд­цебиения (17), бессонница (14), нервная дрожь (11), прилив крови к го­лове (23). Среди эмоциональных реакций на ревность преобладают: ярость (22), чувство неполноценности (12), тревога (11), унижение (9), депрессия (19), жалость к себе (16), гнев (16), чувство собственника (9), обида (10), уверенность в своей правоте (14). Физиологические реакции ревности связаны с невротичностью человека (R = 0,560849, при р = 0,01). Связь прямая, то есть чем больше уровень невротизации лич­ности, чем больше психосоматических нарушений, тем ярче выражены реакции ревности. Физиологические реакции связаны также с депрес-сивностью и раздражительностью (R = 0,389156, при р = 0,03 и R = 0,420085, при р = 0,02 соответственно). Чем более человек склонен к депрессиям, к сильным и долгим переживаниям, тем ярче у него будут проявляться реакции ревности телесного плана, тем острее он будет чувствовать муки ревности. Физиологические реакции ревности связа­ны с эмоциональной лабильностью (R = 0,485589, р = 0,007). Частые смены настроения, неуравновешенность, плохая саморегуляция создают благоприятную ситуацию для сильного переживания ревности. Физио­логические реакции ревности обратно связаны с уравновешенностью (R = -0,581316, при р = 0,0008). Чем более уравновешен и гармоничен человек, чем спокойнее он реагирует на стрессы, тем менее выражены психосоматические симптомы ревности.

Обработка данных с помощью критерия Спирмена показала от­сутствие достоверной связи между выраженностью реакций ревности одного партнера и удовлетворенностью отношениями другого. Проис­ходит полное соответствие поговорке «Ревнует - значит любит», и вто­рой партнер вполне доволен таким положением вещей. Предположение о наличии связи реакций ревности с эмоциональностью человека не получило подтверждения (не выявлено достоверной связи). Ни сила процессов возбуждения и торможения, ни подвижность нервных про­цессов не связаны с реакциями ревности. Связи с физиологическими реакциями не нашлось, потому что ощущение переживаний на физиче­ском уровне может зависеть от мнительности человека, от его стрессо-устойчивости, а не от эмоциональности и преобладания определенных нервных процессов.

Спиридонов Я. В.