Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
В настоящее время одной из актуальных проблем в современной психологии остается проблема социально-психологических аспектов совместной деятельности детей младшего школьного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что это чрезвычайно важный этап в развитии и социализации личности ребенка. По мнению ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина) именно в данный период у ребенка формируется система организационных отношений, ценностных ориен-таций, целей и мотивов. Совместная деятельность, сопровождаемая общением, выступает в этот период фактором перехода психических функций из натурального, природного их характера в сознательный, т. е. высший, собственно человеческий (Л. С. Выготский). Общение в коллективе сверстников опосредовано, с одной стороны, выполняемой деятельностью, ее целями и структурой, а с другой стороны индивидуально-личностными особенностями ребенка.
Одной из наиболее значимых индивидуально-личностных особенностей является самооценка. Состояние самооценки младших школьников характеризуется оценкой себя и своих достижений и в значительной степени зависит от оценки окружающих. На этом основании мы ставим целью изучить влияние характера самооценки детей младшего школьного возраста, на организацию совместной деятельности в ситуации неопределенности. В качестве методов исследования мы использовали наблюдение и моделирование. В качестве моделей нами используется аппаратная модель «Арка» в модификации А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой, и изготовление совместной аппликации. Данные виды совместной деятельности в значительной мере различаются по степени неопределенности. С целью проследить влияние характера самооценки, на успешность/неуспешность групп по критерию коопериро-ванности, детям была предложена методика С. Г. Якобсона «лесенка самооценки» в модификации А. С. Чернышева, Т. И. Сурьяниновой.
В исследовании приняли участие 75 испытуемых, учащиеся младших классов школ г. Курска в возрасте 7-8 лет. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0. Проводился факторный анализ с вращением Varimax normalized с методом извлечения Principal axis factoring. Решение о числе факторов принималось на основании критерия «каменной осыпи» Кеттела. Значимая нагрузка по переменной рассматривалась не менее 0,4.
Было выделено два фактора. Первый фактор является биполярным, в него вошли переменные: самооценка с нагрузкой (-0,454) и выраженность лидера (0,716). Данный фактор определяет роль и специфику связи характера самооценки и выраженности лидерства в группе и отражает влияние самооценки на успешность/неуспешность групп по критерию кооперированности. Второй фактор является униполярным, и в него вошли переменные: самооценка с нагрузкой (0,651) и стиль лидерства с нагрузкой (0,808). Данный фактор отражает влияние связи самооценки и стиля лидерства на успешностью/не успешностью групп по критерию кооперированности.
Наличие данных факторов говорит нам о важности связи самооценки детей младшего школьного возраста на успешность организации ими совместной деятельности. В результате полученных данных мы можем сделать вывод, что дети младшего школьного возраста, обладающие адекватной самооценкой, быстрее кооперируются, чем дети с неадекватно завышенной самооценкой. Дети с адекватной самооценкой, будучи менее устойчивыми к неопределенности, преодолевают тревогу за счет сотрудничества, создавая тем самым условия для проявления лидерского потенциала группы, и чаще всего сами берут на себя функцию лидера - организатора. Дети с неадекватно завышенной самооценкой чаще занимают позицию авторитарного лидера, тем самым порождая конфликтные отношения внутри группы. Следовательно, наличие в группе детей с адекватной самооценкой способствует более продуктивному характеру взаимодействия.
Смирнова Н. С.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА РЕВНОСТИ
В РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Романтические отношения мужчин и женщин не всегда складываются идеально. С возрастанием свободы в отношениях все сильней о себе заявляют проблемы измен и ревности. Нами было проведено исследование, целью которого являлось рассмотрение феномена ревности в романтических отношениях. Эмпирическое изучение данной проблемы проводилось следующими методами: тест Стреляу по изучению силы нервных процессов, опросник FPI (форма В) (адаптирован факультетом психологии ЛГУ при участии Ф. Короди), опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Реакции на ревность» (Маслач, Пайнс, 2003), авторское интервью. Выборка состояла из 15 пар, состоящих в романтических отношениях, продолжающихся от двух до семи лет. Романтические отношения понимались нами как избирательные и относительно устойчивые отношения между мужчиной и женщиной, основанные на положительных эмоциях, физиологически обусловленные сексуальными потребностями и выражающиеся в стремлении каждого из партнеров быть уверенным во взаимности чувств (Кроник А. А., 1998).
Ревность же часто является боязнью измены партнера. Измена -это явление в романтических отношениях людей, когда один заводит половые либо романтические отношения с другим человеком, нарушает осознанные им и добровольно принятые обязательства по отношению к своему партнеру, не порывая старых отношений (Андреева Т. В., 2007; Витек К., 1988). Основным понятием выступала ревность - эмоциональное выражение потребности человека в сохранении верности его партнером и в то же время в единоличном обладании им (Новейший психологический словарь/Сост. Шапарь Б. В., 2006).
Исследовались реакции ревности: самую слабую степень выраженности имеют физиологические реакции. Это объясняется тем, что перевод переживаний во внутренний план не очень характерен для молодых людей. Кроме того, выявилось, что женщины демонстрируют большую выраженность реакций ревности (как физиологических, так и эмоциональных) по сравнению с мужчинами. Объяснить это можно большей эмоциональностью женщин, их большей ориентированностью на свои переживания. Наиболее часто встречающиеся в данной выборке физиологические реакции ревности были следующие (в скобках обозначено количество людей, признавших выраженность данной реакции на 5, 6 и 7 баллов): нервный срыв (18), дрожь в руках (12), учащение сердцебиения (17), бессонница (14), нервная дрожь (11), прилив крови к голове (23). Среди эмоциональных реакций на ревность преобладают: ярость (22), чувство неполноценности (12), тревога (11), унижение (9), депрессия (19), жалость к себе (16), гнев (16), чувство собственника (9), обида (10), уверенность в своей правоте (14). Физиологические реакции ревности связаны с невротичностью человека (R = 0,560849, при р = 0,01). Связь прямая, то есть чем больше уровень невротизации личности, чем больше психосоматических нарушений, тем ярче выражены реакции ревности. Физиологические реакции связаны также с депрес-сивностью и раздражительностью (R = 0,389156, при р = 0,03 и R = 0,420085, при р = 0,02 соответственно). Чем более человек склонен к депрессиям, к сильным и долгим переживаниям, тем ярче у него будут проявляться реакции ревности телесного плана, тем острее он будет чувствовать муки ревности. Физиологические реакции ревности связаны с эмоциональной лабильностью (R = 0,485589, р = 0,007). Частые смены настроения, неуравновешенность, плохая саморегуляция создают благоприятную ситуацию для сильного переживания ревности. Физиологические реакции ревности обратно связаны с уравновешенностью (R = -0,581316, при р = 0,0008). Чем более уравновешен и гармоничен человек, чем спокойнее он реагирует на стрессы, тем менее выражены психосоматические симптомы ревности.
Обработка данных с помощью критерия Спирмена показала отсутствие достоверной связи между выраженностью реакций ревности одного партнера и удовлетворенностью отношениями другого. Происходит полное соответствие поговорке «Ревнует - значит любит», и второй партнер вполне доволен таким положением вещей. Предположение о наличии связи реакций ревности с эмоциональностью человека не получило подтверждения (не выявлено достоверной связи). Ни сила процессов возбуждения и торможения, ни подвижность нервных процессов не связаны с реакциями ревности. Связи с физиологическими реакциями не нашлось, потому что ощущение переживаний на физическом уровне может зависеть от мнительности человека, от его стрессо-устойчивости, а не от эмоциональности и преобладания определенных нервных процессов.
Спиридонов Я. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова