logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии

В отечественной и иностранной литературе в течение послед­них двадцати лет отчетливо усиливался интерес к исследованию жиз­ненных событий, документированию негативных последствий психо-травматизации в разных обстоятельствах и возрастах, однако практиче­ски не был представлен другой аспект этой проблемы - потенциальные позитивные изменения в результате посткризисной перестройки лично­стной структуры. В рамках своей концепции Richard Tedeschi и Lawrence Calhoun определяют посттравматический рост (развитие) как «позитивные психологические изменения, переживаемые в результате преодоления чрезвычайных жизненных обстоятельств» (Tedeschi R. G., Calhoun L. G., 2004, p. 1). Эти исследователи разработали шкалу для оценки основных компонентов посттравматического развития, описали общую модель этого процесса и наиболее благоприятные условия для позитивных изменений. Подвергается критике спекулятивность многих связей и соотношения понятий (Wortman C. В., 2004), хотя оппоненты признают плодотворность авторской гипотезы и возможность организа­ции теоретически более обоснованных исследований.

Способы проявления посттравматического роста включают усиление переживания ценности жизни в целом, более наполненные, осмысленные межличностные отношения, изменение приоритетов, бо­лее насыщенную экзистенциальную и духовную жизнь. Авторы кон­цепции посттравматического развития считают необходимым подчерк­нуть, что вовсе не склонны рассматривать травму саму по себе как не­кое благо. Напротив, очевидно, что люди, переживающие травму, стал­киваются со множеством неприятных последствий и некоторые могут развить болезненные формы реагирования. Эмпирические исследования говорят о том, что посттравматическое развитие - не универсальный феномен и клиницист не должен ориентироваться на то, что позитивные изменения - это необходимый этап восстановления (Handbook of posttraumatic growth, 2006). Травма рассматривается как своеобразное психологическое «землетрясение», событие сейсмического характера, которое потрясает основы мироустройства, жизненные кризисы подвер­гают серьезному испытанию или даже разрушению систему представ­лений, способ осмысления мира (Janoff-Bulman R., 1992). Необычность, неконтролируемость, потенциальная необратимость, скрытая или явная угрозы события меняют перспективу, способ восприятия мира и себя в этом мире, человек оказывается расщепленным на «до» и «после», он не равен самому себе, прежние границы разрушены.

Именно из-за нарушения системы фундаментальных представле­ний, которая обеспечивала структуру и смысл жизни, мы видим дистресс и рост сосуществующими после травмы. Ирвин Ялом также говорит о том, что выживание в экстремальных обстоятельствах зависит от того, способен ли человек найти смысл в собственном страдании (Ялом И., 1999). Судя по всему, посттравматическое развитие и уровень дистрес­са/комфорта относятся к разным измерениям. Это соответствует клиниче­ским наблюдениям, поскольку люди, переживающие значимые измене­ния на пути посттравматического развития, далеко не всегда демонстри­руют снижение уровня дистресса и улучшение состояния.

Консультант, который стремится способствовать посттравмати­ческому развитию клиента, должен помнить о нескольких базовых по­ложениях такого сопровождения:

Тематика личностных изменений в результате преодоления по­следствий травматической ситуации более близка экзистенциальному и гуманистическому подходу, чем традиционно медицинскому. Однако одним из направлений создания психотравматологии как научной дис­циплины является интеграция представлений о возможных вариантах посттравматических изменений личности - как негативных, болезнен­ных, так и потенциально позитивных, и концепция посттравматического развития может стать существенной частью интегративной психотрав­матологии.

Жукова Д. И.