logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников

Большая часть проблем, препятствующих нормальному ходу обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста, связана с эмоциональной неустойчивостью, основой которой является тревожность. Выявление причин, вызывающих тревогу, как эмоцио­нальное состояние, и формирующих тревожность, как психическое свойство, на современном этапе развития общества даёт возможность разобраться в том, что происходит с ребенком и, главное, как ему по­мочь. В исследовании предполагается, что существуют особенности тревожности, определяющиеся спецификой учебного заведения и ха­рактерные для современного этапа развития общества.

Теоретической основой исследования явилась монография А. М. Прихожан [Прихожан А. М., 2007]. В исследовании приняли уча­стие 112 младших школьников четырех учебных заведений: музыкаль­ного педагогического колледжа, двух средних общеобразовательных школ № 43 и № 29 и негосударственного общеобразовательного учреж­дения «Традиционная гимназия им. св. Митрофана Воронежского».

Перечень методик исследования: детская шкала проявления тре­вожности CMAS в адаптации А. М. Прихожан, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса в адаптации Е. В. Новиковой, проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, тест животных Заззо в модификации Н. Д. Игнатьевой. Во всех четырех учебных заведениях была проведена фронтальная психодиагностика. По её результатам исследовалась динамика состояния эмоциональной сферы детей на современном этапе развития общества.

В соответствии с принятым статистическим критерием выбра­ны причины, вызывающие тревожность, свойственную детям младшего школьного возраста, встречающиеся не менее чем у 65% испытуемых. На первом этапе мы выделили те вопросы, которые вызывают тревогу у большинства детей, вне зависимости от устойчивой тревожности, с уче­том гендерных различий.

Исследование, проведенное нами, показало интересные факты динамики состояния эмоциональной сферы детей. Изучение содержания причин тревожности у детей разных возрастов проводилось в 1979-1982, 1989-1992, 1996-1997 и 2002-2004 гг. [Прихожан А. М., 2007]. Мы решили в продолжение этой работы провести исследование в 2010 г. с детьми младшего школьного возраста.

В результате выяснилось, что тревога за жизнь и здоровье роди­телей появляется в период 2002-2004 гг. и остается актуальной в на­стоящее время. Тревога в области школьной действительности отмеча­ется в 1979-1982 гг., через период - в 1996-1997 гг. и через период -в 2010 г. Снизился возрастной порог в проявлении тревожности в отно­шениях со сверстниками у мальчиков с 11-12 лет до 8-10 лет. Прояви­лась тревожность за свою жизнь и здоровье у девочек 8-10 лет, в то время как в предыдущие периоды этот вид тревожности отмечался у девочек только в 13-14 лет в 1989-1992 гг. Снизился возрастной уро­вень тревожности в отношениях со сверстниками у мальчиков с 11-12 лет до 8-10. Боязнь не соответствовать социальным нормам, характерная для девочек 8-10 лет в 2010 г., не была отмечена в преды­дущих исследованиях. Такой фактор тревожности, как боязнь неуспеха, неуверенности в себе, собственной несостоятельности, выявленный у мальчиков и девочек 8-10 лет в 2010 г., в предыдущие периоды про­являлся впервые только у 13-14-летних детей, у мальчиков в период 1989-1992 гг., у девочек в период 1996-1997 гг.

Различия в уровне и частоте проявления явно повышенного и высокого уровня тревожности у мальчиков и девочек в каждом отдель­ном учебном заведении и по всей выборке статистически не значимы, но причины эмоциональной неустойчивости у мальчиков и девочек раз­личны. Уровень напряженности общего эмоционального состояние де­тей в специализированных школах выше, чем в общеобразовательных. Динамика особенностей тревожности детей нашего времени обусловле­на не только характером ведущей деятельности младшего школьного возраста, но и такими областями действительности, как семья и социум.

Особенностью нашего времени является понижение возрастного порога проявления таких причин тревожности, как боязнь не соответствовать социальным нормам, опасения за свою жизнь и здоровье, неуверенность в себе и собственная несостоятельность.

Шувалов П. А.