logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом

На личностные конфликты как причину возникновения невро­зов вообще и у детей в частности указывали многие ведущие психиатры и психологи XX в. и современности. Детские конфликты по принципу направленности подразделяются на три группы: внутриличностные (ВК), межличностные (МК) и сочетанные. ВК характеризуются высоким уровнем тревожности, эмоциональной ранимостью, необоснованными страхами, чувством одиночества, нарушенной самооценкой. Для МК характерна агрессивность, вспыльчивость, демонстративность, чувство соперничества, болезненное реагирование на оценку окружающих. Со-четанные конфликты объединяют и те и другие признаки.

В рамках изучения эмоциональных нарушений у детей с невро-зоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F06,8 по МКБ-10), нами было исследовано 126 детей младшего школьного возраста (7-10 лет), разделенных на три группы: дети с неврозоподобным синдромом (1 группа), с неврозами неоргани­ческой этиологии (2 группа) и здоровые (3 группа). Исследование про­водилось по детскому апперцептивному тесту ДАТ, направленному на психологический анализ детских конфликтов. Изучались следующие параметры: агрессивность, тревожность, необоснованные страхи, со­перничество, одиночество, низкая самооценка, демонстративность, по­требность в отце, в матери и в защите в целом.

Зона межличностных конфликтов у детей 1 группы связана с семьей и представлена в высоком проценте потребности в защите (87%) при практическом отсутствии этого параметра в двух других группах, потребности в отце, матери, в родительской ласке, понятии и принятии, что обусловлено нарушенными семейными взаимоотношениями и пато­логическими типами семейного воспитания. Преобладает воспитание по типу повышенной гиперпротекции, что побуждает детей этой группы стремиться вырваться из-под родительской опеки, искать самостоятель­ные пути решения проблем, уединиться от всех. Рисунки с изображени­ем семьи комментируются отстраненно. Дети не связывают себя с пер­сонажами, употребляют минимум прилагательных, характерны одно­сложные ответы, лишенные эмоциональной окраски. Отмечается смяте­ние в душе, потребность укрыться, спрятаться от действительности. Ответы показывают, что дети нуждаются в проявлении истинной роди­тельской любви. Зачастую же она показная. Характерно парадоксальное мышление, т. е.ответы, не адекватные изображенной ситуации. Наблю­дается высокий уровень агрессивности и раздражительности (46%) на­ряду с высокими показателями по шкале одиночества (38%). У детей этой группы практически отсутствует самооценка, чувство соперниче­ства, желание выделиться в группе сверстников, что обусловлено низ­кой дифференцировкой эмоций, незрелостью эмоционально-волевой сферы.

У детей с неврозами наблюдается преобладание в ответах не­обоснованных страхов (44%) и низкой самооценки (51%). Потребность в родительском тепле выражена почти в равной степени у детей 1 и 2 групп (52% и 48% соответственно). Но у детей 2 группы зона межлич­ностных конфликтов связана как с семьей, так и со сверстниками, что представлено высокими показателями по шкалам демонстративности (25%), соперничества (37%), одиночества (33%). В этой группе наблю­дается сочетанный характер конфликтов, но доля внутриличностных конфликтов значительно выше по сравнению с межличностными. Дети же с неврозоподобным синдромом не склонны к глубоким эмоциональ­ным переживаниям, для них не важна оценка окружающих.

В 3 группе также прослеживается демонстративность (21%) и чувство соперничества в группе сверстников (17%), т. е. наблюдаются межличностные конфликты. Но у здоровых они сопровождаются опти­мизмом, поиском путей их решения, а у детей с неврозами конфликты переживаются очень болезненно. Таким образом, для детей с неврозами характерны сочетанные конфликты с конфликтогенными зонами в соб­ственной личности, в семье и в отношениях со сверстниками. У детей с неврозоподобным синдромом преобладают межличностные конфликты с конфликтогенной зоной в семье. Внутриличностные конфликты у них практически не выражены в связи с недостаточным осознанием себя как личности, с отсутствием выраженности своего «Я». В силу отсутствия реакции на мнение окружающих у них почти не встречаются конфлик­ты со сверстниками.

Результаты исследования позволяют более детально подойти к дифференциации эммоциональных нарушений у детей с неврозоподоб-ным синдромом и у детей с неврозами и разработать комплекс меро­приятий, направленных на коррекцию семейных взаимоотношений и эмоционального состояния ребенка.

Верзилин С. Д.