logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра

Интерес социальных психологов к профессиональной деятель­ности актера состоит в том, что она целиком построена на общении и, по мнению А. Н. Капустиной, качества личности, определяющие взаи­модействие человека с человеком, представлены в профессии актера многопланово и всесторонне (Капустина А. Н., 1985). Профессиональ­ная деятельность актера является проводником между автором-режиссером-зрителем и осуществляется в процессах общения: актер-образ, актер-актер, актер-зритель. В рамках динамического подхода нами было проведено исследование, в котором участвовали три группы испытуемых: подростки из школьного драматического кружка, студен­ты четвертого курса СПбГАТИ, профессиональные актеры драматиче­ских театров Санкт-Петербурга - общая численность выборки составля­ет 67 человек.

Для изучения профессиональных и личностных особенностей использовались многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), методика «Кто Я?», групповая и экспертная оценки лично­сти. Дисперсионный анализ результатов методики Кеттелла выявил, что признак «пол» не имеет статистически-значимых связей с личностными особенностями актера - мужчины и женщины, актеры обладают схожим профилем личности. Фактор «возраст», напротив, связан с изменчиво­стью некоторых показателей Кеттелла в трех выборках. Так, подростки в сравнении со студентами оказываются менее самостоятельными и независимыми в поведении (Е). Профессиональные актеры по сравне­нию со студентами с возрастом проявляют более развитую способность противостоять чужому воздействию (Q2). Факторы «пол» и «возраст» вместе статистически значимо влияют на изменчивость переменных

F и Н. Мальчики из школьной театральной студии демонстрируют более развитую эмоциональную сдержанность, чем юноши из группы студен­тов СПбГАТИ (p < 0,01). Мужчины-актеры, по сравнению со студента­ми мужского пола, чаще проявляют робость при социальном взаимо­действии (p < 0,05). По остальным факторам методики Кеттелла в трех изученных выборках статистически значимых различий не обнаружено. Следовательно, существует определенная структура личностных ка­честв актера, выражающаяся в социально-психологическом плане в склонности к экстраверсии, смелости при социальном взаимодействии, развитом чувстве ответственности, прямолинейности и естественности.

Эмоциональная сфера актера характеризуется богатством эмо­циональных переживаний, склонностью к рефлексии и мечтательности, а также тревожностью как свойством творческой личности. Интеллек­туальные особенности отражаются в оперативности мышления, высо­ком уровне общей культуры, склонности мышления к аналитичности.

По результатам анализа методики «Кто Я?» на уровне стати­стической значимости доказано, что с возрастом у актера увеличивается выраженность объективной составляющей самооценки. Для субъектив­ной составляющей наиболее выраженным в трех группах является эмо­циональный компонент установки на себя, выражающий склонность к эмоционально-чувственному восприятию мира. В группах подростков и студентов в структуре установки преобладают когнитивный и эмоцио­нальный компоненты, а поведенческий выражен меньше. У профессио­нальных актеров, несмотря на преобладание эмоционального компонен­та, установки на себя обладают большей согласованностью, т. е., вос­принимая себя, актеры ориентируются и на свои мысли, и на чувства, и на поступки.

Результаты корреляционного анализа выявили, что в структуре взаимосвязей в трех группах системообразующими являются показате­ли методики Кеттелла. В группе подростков особенности общения и показатели эмоциональной сферы особенно проявляются в таких про­фессиональных качествах актера, как «сценическая убедительность», «выразительность голоса» и «обаяние». У студентов особенности взаи­модействия с другими людьми и интеллектуальные характеристики от­ражаются в таких профессионально-важных качествах, как «вырази­тельность голоса», «способность к перевоплощению», «чувство юмора», «убедительность». У профессиональных актеров особенности эмоцио­нальной сферы и абстрактность мышления проявляются в «способности к перевоплощению», «сценическом обаянии» и «эмоциональности». Обнаружены взаимосвязи профессионально-личностных качеств актера с объективной и субъективной составляющими Я-концепции, а также с компонентами установки актера на себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что личностные особен­ности проявляются в профессионально-важных характеристиках актера, образуя единый комплекс личностных и профессиональных качеств.

Клюева Н. Ю.