Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
* Исследование поддержано ФЦП Госконтракт № «2010-1.1-305-126038».
Для целей исследования были подобраны легко решаемые анаграммы, предъявляемые в линейном виде. Была выдвинута следующая экспериментальная гипотеза: в процессе запоминания анаграммы (т. е. наборы букв, содержащие неосознаваемую структуру) будут реконструироваться в слова, что приведет к снижению эффективности их заучивания по сравнению с запоминанием бессмысленных наборов букв (псевдоанаграмм). Для проверки этого предположения было проведено пилотажное исследование, в котором приняло участие 29 человек в возрасте от 15 до 22 лет. В первой части исследования 14 испытуемым предъявлялись на экране компьютера в случайном порядке 6 анаграмм (набор из трех согласных и двух гласных букв русского алфавита) и 4 псевдоанаграммы (бессмысленный набор из пяти букв русского алфавита). После этапа предъявления стимулов испытуемым предлагалось воспроизвести все запомненные сочетания букв (с учетом порядка букв в них входящих). Процедура повторялась 10 раз.
В результате обработки полученных результатов оказалось, что испытуемые пытаются воспроизвести анаграммы значимо чаще, чем псевдоанаграммы (p < 0,05). При этом испытуемые, по их субъективному отчету, не заметили среди стимулов анаграммы.
Во второй части исследования участие приняли 15 человек. В плане исследования было два изменения:
1) стимулами были 5 анаграмм и 5 псевдоанаграмм;
2) перед первым этапом запоминания испытуемым сообщалось, что среди запоминаемых ими стимулов есть анаграммы.
Выяснилось, что испытуемые значимо чаще (p < 0,001) пробовали воспроизвести псведоанграммы, чем анаграммы - в противоположность с первой частью исследования. Кроме того, значимо чаще верно воспроизводили псевдоанаграммы, чем анаграммы (p < 0,001), а неправильно - чаще анаграммы, чем псевдоанаграммы (p < 0,01). Испытуемые также не замечали, какие именно стимулы являются анаграммами, а какие - нет, но при этом они старались не искать и не замечать среди стимулов анаграммы.
Для того, чтобы проверить, имела ли место неосознанная реконструкция анаграмм, было проанализировано количество ошибок перестановок (те случаи, когда все буквы были воспроизведены правильно, но их последовательность была нарушена). Было показано, что процент ошибок перестановок значимо больше (p < 0,01) в случае заучивания анаграмм, чем псевдоанаграмм. Это означает, что сами буквы в анаграммах запоминались легче, чем в псевдоанаграммах, однако их последовательность перепутывалась с реконструированной, что и проявилось в затруднении их воспроизведения.
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1) привычное значение анаграмм неосознанно реконструирует- ся, но не осознается;
2) неосознанная реконструкция структуры, противоречащей предъявляемой, снижает эффективность точного заучивания предъяв- ляемой структуры, но облегчает запоминание самого материала.
Ложечкина А. Д.
СТАГНАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БАЗИСА
И ИССЛЕДОВАНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Особенность деятельности психолога в специальном образовании детерминирована, во-первых, проблемой соотношения количественной и качественной оценки в диагностической деятельности (измерение, психические проявления и др.) и равноценного соотнесения полученных измерений со среднестатистическими норма-нормативами; во-вторых, количественные показатели, полученные при помощи психометрических тестов, которые изначально требуют строгого выполнения самой процедуры тестирования, а также адекватности методики, точности, достоверности, но являются не специфичными для многих вариантов дизонтогений, что свидетельствует об отсутствии диагностической и прогностической валидности и ограничивает возможность использования психометрических тестов и проведения тестирования, а это приводит к определенным застойным явлениям в психометрике отклоняющегося развития и трудностям в проведении исследовательских процедур. В эталонном представлении итогов диагностической деятельности психологом должно быть подготовлено аргументированное психолого-педагогическое заключение, которое дискурсивно раскрывает коррекционно-развивающую индивидуальную парадигму ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сформулировать принципы построения исследования и стандарт диагностического базиса является наиболее приоритетной и актуальной задачей современного специального образования. Адекватно, целью психологической диагностики является выявление специфики развития ребенка, транслирующей основные особенности формирования психических структур, построение верифицированных гипотез о причинах и механизмах развития данного варианта дизонтогенеза.
Диагностика неразрывно связана с прогнозом. Согласно Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает его дальнейший путь. Прогностический блок направлен на проектирование психофизических, психических и социально-психологических функций индивида. Рассматриваются возможные изменения в когнитивном развитии и личности индивида в целом, а также определение динамики этих изменений. Прогностическую деятельность рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к пролонгированным повторным наблюдениям. Рассматриваемый нами испытуемый, как субъект психологического исследования, участник психологического исследования, имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой возраста, влиянием ведущего для того или иного возраста вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик, отражающих социальную адаптированность в среде, коммуникативные способности, при этом возрастные особенности требуют своих целей и задач экспериментального исследования, методов и приемов работы.
Получение информации в диагностике психического развития условно делится на краткосрочное и пролонгированное. Результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых, условий, в которых проводятся психометрические процедуры, инструментария, личности диагноста, его профессионализма, уровня развития эмпатии (когнитивной, коммуникативной и т. д.) и многого другого. Комплексные тестовые батареи дают многомерную характеристику психического развития детей, результаты диагностики в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания.
На сегодняшний момент в фундаментальной науке поддерживается интегративный принцип исследования, принцип целостного, системного изучения человека и усовершенствование системы психологических средств диагностики закономерностей психического развития, исследование закономерностей и механизмов развития в норме и патологии; создание интегративной модели в специализированном (коррек-ционном) образовательном учреждении образует положительные психолого-педагогические условия для диагностики, естественного индивидуального развития, что в свою очередь детерминирует положительные условия для формирования и динамики когнитивного развития, социально-психологической, социально-трудовой адаптации и интеграции в образовательную среду; определит персонифицированный план развития, раскроет механизм адаптивной реализации возможностей учащегося за счет расширения адаптационного ресурса образовательной среды, использования сохранного интеллекта, формирования просоци-альной направленности личности на всех уровнях жизнедеятельности.
Мамина Т. М.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова