logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью

Дети со сложными вариантами нарушений психического разви­тия (аутизм с умственной отсталостью) вызывают интерес многих спе­циалистов (психиатров, психологов, педагогов, социологов). Имеющая­ся тенденция увеличения их численности, трудности диагностики и ор­ганизации психолого-педагогической помощи объясняют необходи­мость всестороннего изучения не только детей, но и их семей. Своеоб­разие эмоционального и интеллектуального развития при аутизме, ос­ложненном умственной отсталостью, оказывает значительное влияние на формирование родительского отношения к ребенку, которое, в свою очередь, может активизировать либо замедлять его психическое разви­тие.

Целью исследования было выявить особенности родительского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью). В исследовании приняли участие 120 родителей детей от четырех до шести лет. Эксперименталь­ная группа (ЭГ) - 56 родителей детей с аутизмом и умственной отстало­стью (А/УО), контрольная (КГ) - 64 родителя детей с умственной от­сталостью (УО). В исследовании был использован клинико-психологический метод (биографический, наблюдение, беседа), экспе­риментально-психологические методики - опросник родительского от­ношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика «Родительское сочинение» (адаптация А. А. Шведовской), метод цветовых выборов (МЦВ) (Л. Н. Собчик), методы статистической обработки данных (кри­терий U-Манна-Уитни).

Диагностика родительского отношения по методике ОРО выяви­ла статистически достоверные различия (p < 0,05) в склонности родите­лей ЭГ и КГ к эмоциональному отвержению ребенка, искажению его об­раза. Родители детей с А/УО, в целом, более негативно, чем родители детей с УО, оценивают своего ребенка, преувеличивая его недостатки. Вместе с тем для них свойственно противоречивое стремление к едине­нию с ребенком, сокращению психологической дистанции. В отличие от них, родители детей с УО больше включены в процесс воспитания ре­бенка, чаще занимая по отношению к нему авторитарную позицию. Кон­тент-анализ сочинений родителей позволил выявить различия в высказы­ваниях родителей детей с А/УО и УО и выделить несколько типов детско-родительского взаимодействия (ЭГ - конфликтный, дистантный, «Ребе­нок-диктатор», КГ - конфликтный, «Родитель-диктатор»). При кон­фликтном типе наряду с общей положительной оценкой ребенка, родите­ли крайне редко отмечают его эмоционально-личностные особенности (неконтактность, отрешенность).

При дистантном типе образ ребенка в прошлом связан с отсут­ствием проблем (спокойный, послушный), родителями положительно оценивается самостоятельность ребенка, умение себя занять. Причины трудностей, по мнению родителей, связаны с личностными и волевыми особенностями ребенка («может, но не хочет», «ему не интересно»). При типе «Ребенок-диктатор» значимым для родителей является пози­тивный эмоциональный настрой ребенка, отсутствие негативной реак­ции на ситуацию взаимодействия. Среди основных характеристик ре­бенка они отмечают настойчивость, умение добиваться своего. При ти­пе «Родитель-диктатор» значимыми являются коммуникативные каче­ства ребенка, успешность в сфере обучения. Причины трудностей - во­левые качества ребенка. Идеальный образ ребенка связан одновременно с послушанием и активностью в достижении целей.

Данные, полученные с помощью МЦВ свидетельствуют о нали­чии у 80 % родителей детей с А/УО стресса, вызванного ограничениями или запретами, разочарованием и препятствиями на пути к реализации своих намерений. Фрустрация потребности в независимости, сохране­нии собственной индивидуальности сочетается с ощущением непреодо­лимости препятствий. У 65 % родителей детей с УО также отмечается напряженность, вызванная ограничениями собственной независимости. Однако их отличает протест в отношении запретов и нежелательных ограничений, активность в преодолении трудностей.

Исследование показало, что ситуация постоянного стресса, соз­дающая ощущение безвыходности сложившейся ситуации, приводит к тому, что у родителей детей с А/УО складываются специфические пат­терны родительского отношения. Несмотря на вариативность типов дет-ско-родительских отношений, их объединяет противоречивая структура -неприятие особенностей ребенка, инфантилизация его образа и, вместе с тем, стремление наладить взаимодействие. Таким образом, формирование родительского отношения зависит не только от психологических особен­ностей родителей, семейного микроклимата, но и от структуры и тяжести нарушения развития у ребенка.

Гаджибабаева Д. Р.