Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
Самоотношение подростка является неотъемлемой единицей нормального психического функционирования личности, каждая такая единица позволяет подростку социализироваться в обществе и проявить себя. Становление самоотношения - процесс не простой, а если существуют какие-либо факторы, мешающие нормальному становлению самоотношения, то необходимо оказание психологической помощи подростку. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на будущее развитие полноценной личности. Зачастую таким мешающим фактором становится агрессия. Проявление агрессивности и агрессивных реакций в подростковом возрасте изучалось различными авторами (А. А. Реан, А. Басс, Д. Холмс, Э. Фромм и др). Почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, что не всегда вызывает положительные поведенческие реакции, а порой и вовсе отрицательные. Агрессия на данном возрастном этапе является самозащитой подростка, он желает, чтобы его приняли как взрослого, в целях его же социальной адаптации, а окружающие зачастую не умеют правильно на это реагировать, что значительно влияет на самосознание личности подростка.
Все вышесказанное делает необходимым выявление зависимости формирования самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что от проявления подростком агрессивных реакций зависит формирование его самоотношения. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №5» г. Великие Луки Псковской области, в нем приняли участие дети подросткового возраста (25 человек). В исследовании использовались следующие методики: «методика определения уровня агрессивности» (Басса-Дарки) и «тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Результаты исследования показали, что в большей степени из всех агрессивных реакций подростки склонны проявлять раздражение (6,6 балла), подозрительность (6 баллов) и физическую агрессию (5,6 балла). Раздражение у подростков проявляется в грубости и вспыльчивости, они готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Подозрительность выражается в недоверии подростка к окружающим людям и осторожном отношении к ним. Что касается физической агрессии, то можно сделать вывод, что в определенные моменты подростки проявляют стремление нанести физический вред другому человеку. Стремление нанести вред другим людям косвенным образом имеет у респондентов слабовыраженный характер (4,7 балла). Подростки почти не испытывают зависти к окружающим за действительные и вымышленные действия (3,8 балла). По шкале «вербальная агрессия» показатель у респондентов составил 3,7 балла, т. е. им не свойственно выражать свое недовольство словами, что можно объяснить их импульсивностью. Респонденты редко испытывают чувство вины за свои поступки и действия, считая их правильными (3,6 балла). Кроме того, они не выступают против установившихся обычаев и законов, а если и выступают, то в форме пассивного сопротивления, о чем свидетельствует среднее значение, полученное по шкале «негативизм» (2,6 балла).
Глобальное самоотношение подростков отражает внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Из исследования можно сделать вывод о наличии чувства «за» самого себя у подростков (76,5%), что свидетельствует об общей удовлетворенности своим «Я» школьниками. Дифференцированное самоотношение у подростков преобладает в качестве самоуважения (76%) и в ожидаемом отношении от других (65%). Готовность к действиям по отношению к своему «Я» проявляется в самоуверенности (70%), а также в саморуководстве (68%).
Для выявления взаимосвязи между агрессивными реакциями и самоотношением подростков был проведен корреляционный анализ, позволивший получить следующие достоверные взаимосвязи: на 1-процентном уровне значимости вербальная агрессия определяет уровень самоуважения (r = 0,43; при р < 0,01) и самоинтереса (r = 0,45; при р < 0,01). Обратно пропорциональная связь на 1-процентном уровне выявлена между физической агрессией (r = -0,46; при р < 0,01), негативизмом (r = -0,40; при р < 0,01) и аутосимпатией. Таким образом, наша гипотеза о взаимосвязи становления самоотношения подростков с проявлением ими агрессивных реакций подтвердилась.
Поспелова И. Г. Михеева А. Н.
СТРАХИ У УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО
И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Неизбежным спутником нашей жизни являются эмоции. Страх -это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий и воображаемой опасности. В рамках курсовой работы нами было проведено исследование страхов у детей младшего школьного возраста - выявлены причины возникновения, проанализированы методы работы. Интересным показался факт, что больше половины учителей, работающих в школе - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Нас заинтересовала тема страхов у учителей предпенсионного и пенсионного возраста, ведь именно в данном возрасте в наивысшей степени проявляется страх перед будущим, страх одиночества и пр.
Выделена гипотеза исследования - количество страхов у работающих учителей предпенсионного и пенсионного возраста меньше, чем у неработающих учителей. В зависимости от профессинальной занятости были сформированы три эквивалентные группы: первая группа - учителя предпенисонного возраста, которые в ближайшие пять лет должны выйти на пенсию - 20 человек; вторая группа - учителя пенсионного возраста, работающие со статусом до пяти лет - 20 человек; третья группа - не работающие от трех месяцев до пяти лет учителя - 20 человек.
В рамках исследования было проведено интервью, использовался также опросник актуальных страхов. Для обработки данных сделан качественный и корреляционный анализ.
По результатам интервью было выяснено, что учителя предпенсионного возраста испытывают следующие страхи: страх будущего, страх потери работы, страх за здоровье. Возможно, это связано со снижением трудовой активности, понижением заработной платы и уменьшением социальных контактов. Для работающих учителей наиболее актуален страх потери работы, страх бедности, страх будущего.
Таким образом, данные социальные группы объединяет страх будущего и страх потери работы. Для неработающих учителей наиболее значимы страх одиночества, страх за здоровье и страх за родных. Вероятно, это связано со снижением социальных контактов и ухудшением здоровья. Количество страхов у неработающих ниже, чем у работающих. С помощью ранговой корреляции Спирмена (для выборки с ненормальным распределением) сравнивали частотное упоминание страхов у разных групп. На достаточном уровне достоверности (5%) выявлена связь между группами работающих учителей предпенсионного и пенсионного возраста.
Следовательно, группы работающих учителей испытывают близкие по структуре страхи. Гипотеза исследования не подтвердилась. Неработающие учителя испытывают меньше страхов, чем работающие учителя. Можно предположить, что отсутствие чего-либо (работы, заработной платы) снижает коэффициент страха, например отсутствует страх потери работы. Наибольшее количество страхов у работающих учителей предпенсионного возраста. Данное исследование позволило выявить наиболее значимые страхи у учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Можно предположить, что страхи порождаются тем, что есть у человека, соответственно чем меньше у него есть, тем меньше страхов он испытывает.
Преображенская А. Д. Котова Т. Н.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ КАУЗАЛЬНОЙ
СХЕМЫ ОБЪЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема нашей работы связана с понятием «конвенциональная каузальная схема объекта». Под этим термином мы подразумеваем представления ребенка об общественном способе употребления данного объекта, культурных правилах его употребления. Это понятие принято отличать от естественной каузальной схемы объекта, под которой подразумеваются представления ребенка о естественных закономерностях, под которые попадает объект. Интерес к различению этих двух понятий продиктован традицией изучения феномена чрезмерного подражания (Lyons, 2007; Tomasello, 2005; Nielsen, 2006; Котова, Преображенская, 2009).
Феномен чрезмерного подражания заключается в готовности ребенка подражать действиям, не нужным для достижения цели, если они продемонстрированы взрослым, хотя без наблюдения манипуляций взрослого при достижении той же цели ребенок игнорирует ненужные действия (Lyons et al., 2007). Получается, что поведение ребенка не соответствует полностью естественной каузальной схеме объекта, которую он смог бы открыть без вмешательства взрослого.
При всем множестве исследований феномена чрезмерного подражания остается открытым вопрос, в какой степени естественные каузальные связи и представления ребенка о них задействованы при построении конвенциональной каузальной схемы объекта ребенком, наблюдающим поведение взрослого. В поисках ответа на данный вопрос мы провели серию экспериментов, которая направлена на исследование гипотезы о том, что структура конвенциональной каузальной схемы объекта, создаваемой дошкольником в ходе совместной деятельности с взрослым, отображает набор отдельных операций взрослого, выделяемых по перцептивным свойствам объекта, а не содержание операций взрослого, выделяемое по функциональным свойствам объекта. Мы демонстрировали испытуемому образец поведения с искусственным объектом, а позже заменяли объект на дублер. Дублеры различались по ряду признаков, связанных либо с искажением перцептивных признаков объекта, либо с искажением функциональных закономерностей объекта. Испытуемым демонстрировали основной предмет путем нахождения игрушки через лишние действия. Ребенка оставляли одного, а по возвращении, забрав предмет, говорили «а еще у меня есть вот такой предмет, в нем тоже есть игрушка. Поиграй с предметом как хочешь, найдешь игрушку и поиграешь с игрушкой» и ставили на стол дублер, после чего экспериментатор оставлял ребенка. Мы получили для каждого испытуемого сумму лишних действий, которые он совершал после демонстрации при работе с основным объектом, и при работе с каждым из пяти дублеров.
Сравнение исходной суммы лишних действий и суммы лишних действий для разных дублеров показало, что значимое снижение лишних действий происходит при искажении перцептивных признаков объекта и не происходит при искажении функциональных закономерностей объекта. Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что структура конвенциональной каузальной схемы объекта, создаваемой дошкольником в ходе совместной деятельности со взрослым, отображает набор отдельных операций взрослого, выделяемых по перцептивным свойствам объекта, а не содержание операций взрослого, выделяемое по функциональным свойствам объекта. Кроме того, нами была проведена дополнительная серия экспериментов, в которой мы проследили, зависит ли формирование конвенциональной каузальной схемы объекта у дошкольника в ходе совместной деятельности с взрослым от его осведомленности в сфере естественных законов, к которым апеллирует поведение взрослого. К примеру, мы полагали, что конвенциональная каузальная схема, формирующаяся у ребенка на механическом материале, будет в большей степени соответствовать поведению взрослого, чем конвенциональная каузальная схема на символическом материале, в силу большей осведомленности ребенка-дошкольника о механических закономерностях, нежели о символических. Экспериментальные данные позволили подтвердить это предположение.
Рублева А. Ю.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова