logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы

Россия - страна со сложным этническим и религиозным соста­вом населения. Практически в каждом регионе нашей страны мирно проживают представители самых различных этносов и вероисповеда­ний. Одной из самых взрывоопасных точек страны с позиции проблемы национализма, экстремизма и терроризма в последнее время стал Се­верный Кавказ. Кавказский регион сегодня является зоной жизненных интересов и ареной соперничества мировых геополитических конкурен­тов России: США, Турции, нефтедобывающих стран арабского Востока.

Особое место занимает Дагестан, представляющий собой уни­кальнейший феномен исторически сложившегося лояльного взаимодей­ствия и этнической консолидации более 30 коренных этносов, компакт­но проживающих на сравнительно небольшой территории (50,3 тыс. кв. км). Являясь «южным форпостом» России и занимая ключевое положе­ние на Северном Кавказе, Дагестан определяет основные векторы раз­вития большинства республик региона с точки зрения перспектив рос­сийской государственности и сохранения территориальной целостности Российской Федерации. Республика расположена на стыке Европы и Азии и граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркменистан и Иран), ориентиро­ванными сегодня не столько на Россию, сколько на Турцию и США. Последними активно эксплуатируется религиозно-этнический фактор в борьбе за вытеснение Кавказа из сферы национальных интересов Рос­сии с применением военной силы, что четко просматривается на приме­ре Чечни и Дагестана.

Как показывают научные исследования и повседневное обще­ние с жителями региона, такие идеи - идеи выхода Дагестана из состава России - не поддерживаются большей частью населения. Следователь­но, для сохранения этой тенденции, на наш взгляд, необходимо, в пер­вую очередь, воспитывать патриотизм у дагестанцев-граждан России. Думается, сделать это можно через формирование системы идентично-стей: этнической, республиканской (дагестанской) и гражданской иден­тичности: Я аварец (даргинец, лакец, кумык, лезгин) — Я дагестанец — Я гражданин Российской Федерации.

Таким образом, идентичность в данном случае, по сути, являет­ся трёхслойной: этническая, республиканская (дагестанская), граждан­ская (российская). В данном случае необходимо обратить внимание на идею о том, что этническая идентичность наиболее примордиальна из всей приведенной системы, т. к. впитывается не только осознанно, но и бессознательно путем подражания старшим в ходе социализации. При переходе к республиканской и особенно гражданской идентичности она становится уже искусственным конструктом, который надо формиро­вать, сам по себе он не появится. Именно формированию гражданской идентичности в традиционном обществе - на примере Республики Даге­стан - и будет посвящено наше исследование, основное направление которого представлено в данной публикации.

Брель А. В.