logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности адаптации и толерантности украинских студентов

Сегодня возможность получения образования за рубежом имеет практически каждый, кто заботится о своем будущем и о своей карьере. В последнее время все больше украинских студентов получают образо­вание за рубежом. Нас заинтересовала адаптация украинских студентов в новой учебной среде и как этот процесс связан с их толерантностью. Исследование проводилось на базе московских вузов и колледжа живо­го библейского слова в городе Суон Ривер, провинция Манитоба, Кана­да. В исследовании участвовали 28 украинских студентов в возрасте 18-23 лет (14 человек, обучающихся в России и 14, проходящих обуче­ние в Канаде).

С целью диагностики толерантности использовался «экспресс-опросник «индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)». Диагностика уровня межкультурной адаптации проводилась с использованием опросника АЛКСС (опросник адаптации личности к новой социокультурной среде [Оригинальный вариант Л. В. Янковского, модифицированная версия Т. Г.Стефаненко, М. С. Панова]).

Достоверность различий в средних значениях оценивалась с помощью сравнительного критерия Манна-Уитни. Нами было выявлено значимое различие между канадскими украинцами и российскими по одному показателю - толерантности как черте личности. Уровень лич­ностной толерантности выше у студентов, проживающих в Канаде. Уровень толерантности как черты личности у канадских студентов вы­ше, чем у российских, т. е. у канадских украинцев более развиты те личностные черты, убеждения и установки, которые в значительной мере определяют отношение респондентов к окружающему миру, чем у российских. Кроме того, у канадских украинцев незначительно выше уровень этнической толерантности, т. е. отношения к представителям других этнических групп. Показатели же социальной толерантности, т. е. проявлений в отношении различных социальных групп, у канад­ских и у российских украинцев одинаковы.

Значимые различия в средних значениях межкультурной адап­тации канадских и российских украинцев выявлены по двум показате­лям - интерактивность и ностальгия. Более высокий уровень выявлен у канадских украинцев. Канадские украинцы в большей мере расположе­ны к расширению социальных связей, принятию новой культурной сре­ды, активному вхождению в эту среду. Они стремятся к самореализа­ции, у них более высокий уровень активности, уверенности в отноше­ниях с другими, они планируют свое будущее.

Показатели шкалы конформность одинаково высоки и у канад­ских респондентов, и у российских, что можно интерпретировать как стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентацию на социальное одобрение, зависимость от группы, потреб­ность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми, стрем­ление принять систему ценностей и норм поведения данной среды.

Показатели шкалы депрессивности довольно низкие, но у рос­сийских респондентов они незначительно выше. У украинцев, обучаю­щихся в России, чаще возникает ощущение невозможности реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией, беспомощность перед жизненными трудностями, сочетаю­щаяся с чувством бесперспективности, сомнение, тревога относительно социальной идентичности. Им сложнее реализовывать собственные способности, что связано с неприятием себя и других, чувством подав­ленности, изолированности.

Шкала ностальгии имеет самые высокие значения в обеих группах, но у российских респондентов они незначительно выше. В этом случае мы можем говорить о том, что и канадские, и российские украинцы испытывают внутреннее расстройство и смятение из-за чув­ства разъединенности с традиционными ценностями и невозможности обрести новые; ощущения того, что человек «не на своем месте».

Показатели шкалы отчужденность у российских украинцев не­много выше, т. е. российским украинцам более свойственно испытывать неприятие к новому социуму, озабоченность своей идентичностью и своим статусом, влияние внешнего контроля на общее неприятие себя и других, они убеждены, что собственные усилия могут лишь в незначи­тельной степени повлиять на ситуацию.

Подводя итог нашему исследованию, мы можем говорить о том, что украинские студенты, проживающие в Канаде, адаптируются луч­ше, чем украинские студенты, проживающие в России. В целом, прове­денный анализ позволяет говорить о том, что высокий уровень толе­рантности способствует лучшей адаптации студентов к новым социо­культурным условиям.

Кузекина Р. Б.