logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора

Выбор - чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. Со­провождая человека на протяжении всей жизни, проблема выбора имеет большое значение для самого субъекта выбора и для общества в целом. Несмотря на значимость данной проблемы, понятие «выбор» нередко используется как объяснительный конструкт, нежели реальность, под­лежащая изучению и объяснению. Это обусловлено сложностью данно­го явления и довольно частым смешением разных вещей под одним на­званием «выбор».

К проблеме выбора в разное время обращались и рассматривали ее Э. Фромм, Р. Мэй, В. Франкл, К. Левин, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова и др. Тем не менее в современной психологической литературе она остается недостаточно изученной. На сегодняшний день не существует однозначного опреде­ления понятия «жизненный выбор». Так, например, Л. С. Кравченко рассматривает жизненный выбор как поворотное событие на жизненном пути субъекта, которое имеет свою специфическую структуру и внут­ренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Такой поворот изменяет жизнь субъекта, задавая ей то или иное направление. Под си­туацией выбора понимается сам момент выбора жизненного пути и со­циально обусловленные обстоятельства его совершения.

В структуре жизненного выбора выделяются два компонента: содержательно-смысловой (ценности, детерминирующие выбор) и ин­струментальный (способ принятия решения по жизненно значимому вопросу и способ его реализации). Н. И. Соболева (1989) понимает жиз­ненный выбор как некоторый «переломный момент жизненного пути человека», включающий активное функционирование оценочно-нравственной системы личности, где личность выступает как подлин­ный субъект жизни. Основой для осуществления субъектом выбора вы­ступает система ценностей, отражающих жизненную позицию личности -носителя этих ценностей.

А. А. Комлев определяет жизненный выбор как «атрибутивный психологический феномен человеческой жизнедеятельности <...> неиз­менно сопровождающийся потоком чувствований, волевых усилий и когниций и актуализирующийся в бифуркационных точках жизненного пути». Основа выбора - «субъективный процесс мотивированного ран­жирования и предпочтения одной из объективно существующих воз­можностей на основе присущей человеку ментальности» (Комлев А. А., 2003).

Н. П. Паттурина под жизненным выбором понимает «выбор че­ловеком особенностей своего существования» (Паттурина Н. П., 2003) и отмечает, что выбору присущи как общие свойства, характерные для всех видов выборов (нравственность, действенность и творческий ха­рактер), так и специфические (обусловленность жизненного выбора особенностями протекания личностного или духовного роста; сложив­шееся видение человеком собственной жизни и своего положения в ней; интенциональность как внутреннее движение, внутренний путь разви­тия; видение реальной ситуации в конкретный момент времени).

А. Г. Асмолов (2002) отмечает, что наиболее явно личность проявляется как индивидуальность в ситуациях свободного выбора, а история развития личности представляет собой историю принятых и отвергнутых альтернатив. Такой выбор не связан заранее определенным исходом. Человек воспринимает совершаемое им как нечто совершае­мое по внутренней необходимости и полностью несет ответственность за совершаемый выбор. Ф. Е. Василюк (1997) отмечает, что в случае ухода или неумения сделать выбор человек обречен на неудобства и страдания, как собственные, так и страдания других людей. Чтобы этого избежать, человек должен сам осуществлять выбор, не уходя от ответ­ственности.

Таким образом, жизненный выбор в отечественной психологии трактуется как потенциально переломный момент жизненного пути че­ловека, предопределяющий его дальнейшее содержание, включающий в себя активную деятельность человека по преобразованию сложившейся ситуации, а также принятие определенного решения из ряда сущест­вующих равновозможных альтернатив и ответственность субъекта вы­бора за свои действия. Основой жизненного выбора выступают система присущих человеку ценностей, его ориентации и рефлексия. В резуль­тате анализа литературы можно выделить ряд факторов, которые влия­ют на жизненный выбор личности. Это социальная ситуация, в которой находится субъект выбора, его индивидуально-психологические осо­бенности: пол, возраст, ценностно-мотивационные характеристики, личностные свойства, способы поведения, уровень притязаний и само­оценка.

Мусатов К. А. Васянович В. А.