logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения

Потребность в оценке достоверности информации является ак­туальной для многих сфер человеческой деятельности. Выделяются три основных направления исследований в данной области: анализ психо­физиологических реакций; анализ вербальной продукции; анализ невер­бального поведения. Недостаток метода оценки психофизиологических реакций связан с необходимостью соблюдения ряда условий (добро­вольное согласие подэкспертного, его возраст, самочувствие и др.). Возникает вопрос о возможности использования альтернативных мето­дов исследования. На основе серий проведенных исследований (Самохина М. А., 2009, 2010; Осышная Д. П., 2010) сотрудниками лабо­ратории ММПЯиП СГУ были предложены способы оценки достоверно­сти информации на основе анализа невербального поведения человека (Усанов Д. А., Романова Н. М., Самохина М. А. и др., 2009) и экспрес­сивной речи (Иванов Л. Н., Самохина М. А., Осышная Д. П., 2010). Оба метода успешно используются на практике в рамках проведения судеб­ных экспертиз в уголовном судопроизводстве.

В данной работе представлен анализ случая применения ком­плексного исследования поведения человека с целью оценки достовер­ности информации в рамках судебной экспертизы по уголовному делу по ст. 132 ч. 4 п. «б» УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего воз­раста). В связи с тем, что обвиняемый отказался от проведения исследо­вания с использованием полиграфа, а в отношении потерпевшей в силу возраста (семь лет) применение данного метода было затруднительно, возникла необходимость оценки достоверности информации на основе анализа невербального поведения. Дополнительно проводился анализ экспрессивной речи. В соответствии с методикой исследования с каж­дым подэкспертным было проведено структурированное интервью, включающее серию нейтральных, контрольных и проверочных вопро­сов. Вывод о достоверности сообщаемой информации делался на основе количественного анализа выделенных параметров невербального пове­дения и экспрессивной речи путем сопоставления показателей, зафик­сированных во время ответов на вопросы проверочного блока с кон­трольными и нейтральными вопросами. Дополнительно ответы на во­просы проверочного блока (непосредственно касающиеся рассматри­ваемого дела) анализировались при помощи методик контент-анализа валидности утверждений (Steller M., Kohnken G., 1989) и мониторинга реальности (Sporer S. L. 1997), применяемых для оценки вербальной достоверности информации на основе содержательны критериев.

При анализе невербального поведения подозреваемого были выявлены более выраженные реакции на проверочные вопросы по срав­нению с контрольными по группе вегетативных признаков (количество морганий, глотательные движения, форсированное дыхание); мимиче­ских признаков (количество улыбок, движения губами); пантомимиче­ских признаков (движения головой, плечами, туловищем; жесты-иллюстрации, движения кистями и пальцами). При анализе характери­стик экспрессивной речи были выявлены более выраженные реакции по признакам высоты тона голоса; латентного периода, частоты заполнен­ных пауз хезитации, покашливаний и логоневроза.

Методики КАВУ и МР позволили выявить недостаточное коли­чество содержательных признаков достоверности вербальной информа­ции. Полученные результаты оценки анализа поведения подозреваемого позволили сделать вывод о недостоверности сообщаемой им информа­ции. При анализе поведения потерпевшей получены более выраженные реакции контрольного блока по сравнению с проверочным по группе вегетативных признаков (количество морганий, глотательные движе­ния); группе пантомимических признаков (движения головой, плечами, туловищем, жесты-манипуляции, движения кистями и пальцами); груп­пе мимических признаков (область лба, бровей, губ).

При анализе характеристик экспрессивной речи были выявлены более выраженные реакции по параметрам темпоральных особенностей речи; пауз хезитации; форсированные выдохов. Методики КАВУ и МР выявили высокий процент содержательных признаков достоверности вербальной информации. Результаты проведенной экспертизы впослед­ствии были подтверждены данными генетической экспертизы, были рассмотрены в качестве одного из доказательств в суде и легли в основу обвинительного заключения. Успешность применения подхода, осно­ванного на оценке достоверности информации посредствам комплекс­ного анализа поведения человека, была подтверждена в рамках прове­дения ряда судебно-психологических экспертиз, как в качестве основ­ного метода, так и в совокупности с применением полиграфа.

Самсонова Т. И.

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

В становлении научного интереса к проблеме социальной ком­петентности можно выделить три этапа. 1 этап - 60-е - начало 70-х го­дов ХХ в. - введение в научный оборот термина «компетентность» в русле теории речевой коммуникации и обучения языкам; 2 этап - 70-е -80-е годы - изучение и разработка понятия компетентности в психоло­гии управления и социальной психологии. В настоящее время социаль­ная компетентность становится все более значимой во всех сферах со­циальной жизни человека, не только в профессиональной деятельности, и признается интегративной характеристикой современного человека (Крокинская О. К., 2000; Куницына В. Н., 2001; Баранова Л. А., 2006).

Само качество социальной компетентности характеризует чело­века, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества. 3 этап - с конца. ХХ в. - выделение социальной компетентности в качестве предмета междисциплинарного рассмотрения и анализа как сложного, многоком­понентного явления.

На основе обобщения существующих подходов социальную компе-тентность можно определить как интегративное личностное об­разование, включающее знания, умения, навыки и способности, форми­рующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Современный этап общественного развития характеризуется ускорением динамики протекания социальных процес­сов, нестабильностью социальной среды. Поэтому один из основных навыков в структуре социальной компетентности - навык анализа соци­альных ситуаций и принятия самостоятельных решений, позволяющий делать выбор адекватной стратегии поведения в условиях неопределен­ности и риска, ориентироваться в быстро меняющейся социальной среде и эффективно решать социальные проблемы.

Специфика принятия решений по преодолению социальных про­блем заключается в том, что человек всегда включен в социальную си­туацию, поэтому важна постоянная саморефлексия, способствующая аде­кватному восприятию личностью себя самой и своих действий. Необхо­димым условием успешного решения проблем при социальном взаимо­действии является восприятие и понимание людьми друг друга - комму­никативная рефлексия. Принятие решений в процессе социального взаи­модействия требует также видения перспективы, прогнозирования разви­тия социальной ситуации и анализа уже свершившихся событий. Само­рефлексия, коммуникативная рефлексия, способность к прогнозированию и ретроспективному анализу входят в интегративное понятие рефлексии. Поэтому в качестве одного из важнейших компонентов в структуре соци­альной компетентности выступает рефлексивность - личностное свойст­во, лежащее в основе навыка анализа социальных ситуаций и принятия решений.

Однако сам по себе анализ социальных ситуаций не предполагает какой-либо заданной направленности. Ориентиром при выборе решения со­циальной проблемы является ценностно-нормативная система личности. Принятое решение к тому же должно быть обязательно дополнено его осу­ществлением. Поэтому в структуре социальной компетентности в качестве ее основных компонентов, помимо рефлексивного, выделяются: ценностный компонент (жизненные цели и ценности) и исполнительно-деятельностный (самостоятельность и целеустремленность в реализации принятых решений).

Социальная компетентность на основе знаний человека о себе как социальном субъекте, социальной среде, социальных структурах, общест­венно одобряемых целей и ценностей, позволяет делать обоснованный выбор в каждой конкретной жизненной ситуации. Социальная компетентность по­зволяет также выстроить, спроектировать свой жизненный путь в целом, рас­смотреть различные варианты своего развития, определить пути реализации своих задатков, предвидеть результаты тех или иных жизненных выборов, реализовать принятые жизненные решения, своевременно корректируя свои личностные особенности и действия. Единство рефлексивного, ценностного и исполнительно-деятельностного компонентов, выделяемых в качестве ос­новных в структуре социальной компетентности, обеспечивающих как си­туативное, так и перспективное принятие решений, является регулятором включения человека в социальные структуры и успешности всего процесса самореализации личности.

Таким образом, такой междисциплинарный подход к структуре со­циальной компетентности дает возможность конкретизировать емкое обще­научное понятие самоорганизационного цикла, лежащего в основе развития человека через включение его в социальные структуры (Келасьев В. Н., 2003).

Селезнева Д. В.