Переживание развода родителей взрослыми
Одной из тенденций, наблюдающихся в современном обществе, является увеличение частоты разводов. В России, согласно статистическим данным, численность разводов возрастает, начиная с середины XX в. На протяжении последнего десятилетия в нашей стране ежегодно разводятся около 700 тысяч пар. В связи с тем, что события детства и субъективные переживания, связанные с ними, оказывают воздействие на жизнь взрослого человека, изучение переживаний развода родителей является актуальным и значимым для понимания функционирования современной семьи.
В 2010 г. нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения взрослых к разводу родителей, пережитому ими в детстве. В исследовании приняли участие 54 взрослых (среди них 80% женщин и 20% мужчин), чьи родители развелись. Средний возраст респондентов на момент развода родителей составил восемь лет. Согласно цели исследования, нами была разработана анкета «Переживание развода родителей в детстве». Анкета направлена на изучение событий, связанных с разводом родителей, и переживаний, испытанных респондентами. Анкета содержит открытые и закрытые вопросы и шкалы семантического дифференциала. По свидетельству испытуемых, период, когда отношения родителей были особенно напряженными до развода, длился в среднем четыре года. Скорее всего, эти родители стремились сохранить брак, несмотря на конфликтность отношений. После развода родителей респонденты в 100% случаев воспитывались матерью и проживали с ней. 76% испытуемых отмечали, что отец продолжал принимать участие в их воспитании после развода. Наблюдается тенденция к совместному воспитанию ребенка родителями даже после их развода. Инициатором развода являлась мать в 52% случаев, отец - в 29% случаев. По свидетельству 19% респондентов решение о разводе было принято родителями обоюдно. Матери более склонны принимать решение о разводе, нежели отцы.
Напряженность отношений родителей до развода испытуемые оценивают 64,3% респондентов, после развода - на 35,3%. Таким образом, отмечается тенденция к сокращению конфликтов и снижению их интенсивности между супругами поле развода. Помимо этого респондентам предлагалось оценить то, насколько близкими были их отношения с родителями до и после развода. Установлено, что близость испытуемых с матерью до развода в среднем составила 69,1%, после развода -73,1%. Можно предположить, что отношения ребенка с матерью вследствие развода родителей остаются такими же близкими, какими они были до развода. Однако в отношениях с отцом, согласно оценке респондентов, наблюдаются обратные изменения. Данные анкеты указывают на то, что и мужчины, и женщины после развода родителей в детстве отдалились от отца. Однако потеря близости в большей степени характерна для отношений мужчин с отцом (на 37,1%), нежели женщин (на 17,9%). Вероятно, девочки испытывают большую потребность в сохранении близких отношений с отцом после развода родителей. Отношение к обоим родителями после развода не изменилось более чем у половины респондентов. При этом у 27% респондентов отношение к матери улучшилось (в среднем на 8 баллов), ухудшилось - у 16% респондентов (в среднем на 11 баллов). Отношение к отцу улучшилось у 36% (в среднем на 17 баллов), ухудшилось у 12% респондентов (в среднем на 24 балла). Таким образом, отношения между родителями могут обусловливать отношение ребенка к ним.
Немцова Г. Д. Божко Т. В.
ИЗУЧЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
МОТИВАЦИИ ПОМОЩИ
Просоциальное поведение изучается различными дисциплинами. Особенность психологического его рассмотрения состоит в том, что исследователь обращается не столько к объективному результату поступка, сколько к тем внутренним процессам, которые детерминируют этот результат (Нартова-Бачавер С. К., 1992). Признавая сложность психологической детерминации просоциального поведения, большинство исследователей выделяют личностные и ситуационные факторы. Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического практически признано всеми подходами, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека. Однако признание роли ситуационных переменных еще не означает изучения самой ситуации. Н. В. Гришина отмечает, что понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе (Гришина Н. В., 1997). Сравнительно недавно стали появляться работы, касающиеся психологического определения ситуации (Magnusson D., 1981), (Емельянов Ю. Н., 1985), (Филиппов А. В., Ковалев С. В., 1986), (Бурлачук Л. Ф., 1998). В работе А. В. Филиппова и С. В.Ковалева подчеркивается, что ситуация как элемент психологического тезауруса есть результат взаимодействия субъекта со средой.
Применительно к нашему исследованию - морально значимый поступок зависит не только от актуальной позиции субъекта, но и от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому предметом нашего изучения стало влияние ситуационных условий на выраженность мотивации помогающего поведения студентов. Анализ эмпирических данных позволяет говорить об обусловленности морально значимого поведения человека логикой той деятельности, в которую он включен, а также переживанием успеха - неуспеха в ней (Хекхаузен Х., 1986).
В данной работе мы остановимся на проверке следующей гипотезы: включение в ситуацию достижения способно ослабить мотивацию помощи; переживание успеха в деятельности увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи - ослабляет. Исследование проводилось в 2010 г. на базе БГПУ им. М. Танка. В нем приняли участие 77 студентов второго курса факультета психологии (69 девушек и 8 юношей). На первом срезе (незадолго до контрольного теста по дисциплине «Психология развития») замерялся уровень фоновой мотивации помощи и проводился социометрический опрос по критерию выраженности альтруистического поведения. Второй опрос проводился по окончании занятия, когда студенты уже знали, какую отметку они получили. Им задавался вопрос об удовлетворенности результатами теста. На основании ответа в протоколе фиксировался «успех» или «неуспех».
Для выявления мотивации помощи применялся опросник «мотивация помощи» (Нартова-Бачавер С. К., 1992). Для определения выраженности реального помогающего поведения был проведен социометрический опрос. При отборе критериев мы стремились к тому, чтобы это были конкретные ситуации, приближенные к реальной жизни студентов.
В результате обработки первичных данных были выделены три группы респондентов, условно обозначаемые как «отзывчивые», «индифферентные» и «уклоняющиеся». Для обработки данных использовались статистические критерии различий для связных выборок (парный критерий Т-Вилкоксона) и несвязных выборок (критерий U-Вилкоксона - Манна-Уитни). Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS 10,0.
В целом по всей группе произошло снижение показателя мотивации помощи ко второму замеру (z = -2,64, p = 0,008). Т. е. фактор включенности в ситуацию достижения привел к ослаблению мотивации помощи, что согласуется с данными Я. Рейковского. Однако динамика изменений различна. В группе студентов, удачно справившихся с контрольным тестом, существенных изменений по показателю мотивации помощи не произошло. В группе студентов неудачно сдавших тест, отмечено существенное снижение мотивации помощи (z = -3,33, p = 0,001). Что касается влияния успеха и неудачи на степень выраженности мотивации, то полученные результаты частично соответствуют выдвигаемым гипотезам. Так, студенты в случае неудачи выражали меньшее по сравнению с первым опросом желание помогать другим людям.
При сравнении результатов мотивации помощи в разных статусных группах наблюдается следующая закономерность: чем выше социометрический статус группы, тем выше в ней показатель мотивации помощи. Причем различия становятся наиболее заметны во втором срезе. Таким образом, в ходе исследования удалось изучить динамику мотивации помощи студентов в условиях включенности в ситуацию достижения, переживания успеха и неудачи.
Нестеренко Е. С. Полегошко А. С. Гончарова С. С.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ПОДРОСТКОВ
Во второй половине XX в. в психологии возникла проблема изучения копинга, или совладающего поведения, которой в настоящее время в разных странах посвящено большое количество эмпирических и теоретических исследований (А. Блазер, Э. Хайм, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Эндлер и др.). В отечественной психологии эта тема долгое время не получала своей разработки, так как не была определена соответствующая система понятий. Ситуация изменилась в последние десятилетия, которые отмечаются ростом отечественных исследований в данном направлении (Т. Б. Карцева, Е. В. Куфтяк, И. М. Никольская, Р. М. Грановская и др).
Исследовательская работа выполнена в рамках курсового проекта «Особенности копинг-стратегий детей разного возраста». Цель исследования: изучить особенности копинг-стратегий младших школьников и подростков. Гипотеза: существуют различия в репертуаре копинг-стратегий младших школьников и подростков.
Выборка исследования: 30 учеников 2-4 классов в возрасте от 7 до 10 лет; 30 учеников шестых классов в возрасте 12-13 лет. В исследовании был использован «опросник копинг-стратегий школьного возраста» П. Джонса (Никольская И. М., 2000).
По результатам статистических данных (критерий Манна-Уитни) не выявлено различий в количестве используемых копинг-стратегий у младших школьников и подростков. Содержательный анализ позволил охарактеризовать репертуар стратегий преодоления в двух исследуемых выборках. Так, у младших школьников преобладающими являются следующие копинг-стратегии: плачу или грущу - 66,6%; молюсь - 66,6%; обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь, глажу животное - 63,3%; мечтаю, представляю себе что-нибудь - 63,3%; стараюсь забыть - 60%; говорю сам с собой - 53,3%; остаюсь сам по себе, один - 53,3%. Наименьшее количество выборов получили стратегии: воплю и кричу, схожу с ума, дразню кого-нибудь, бью, ломаю или швыряю вещи; борюсь или дерусь с кем-нибудь.
У подростков приоритетные места занимают следующие ко-пинг-стратегии: стараюсь расслабиться, стать спокойным - 60%; смотрю телевизор, слушаю музыку - 60%; стараюсь забыть - 53,3%; гуляю вокруг дома или по улице - 50%; остаюсь сам по себе, один - 46%, говорю с кем-нибудь - 46%; обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь, глажу животное - 43%; мечтаю, представляю себе что-нибудь - 43%. Единичные ответы были получены в отношении: дразню кого-нибудь, бью, ломаю или швыряю вещи; воплю или кричу; борюсь с кем-нибудь, говорю сама с собой и схожу с ума.
Таким образом, на основании полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:
-
Не выявлено различий в количестве используемых копинг-стратегий у респондентов двух возрастов.
-
Младшие школьники и подростки четко дифференцируют социально-приемлемые/неприемлемые копинг-стратегии (последние места в перечне стратегий занимают социально неодобряемые копинг-стратегии: дразню кого-нибудь, бью, ломаю или швыряю вещи; воплю или кричу; борюсь с кем-нибудь).
-
Подростки в большей степени используют поведенческие ко-пинг-стратегии, младшие школьники - эмоциональные. У подростков проявляются навыки саморегуляции при встрече с трудными ситуациями (стараюсь расслабиться, оставаться спокойным; слушаю музыку; гуляю вокруг дома или по улице).
-
Полученные данные могут стать основой для разработки профилактических и коррекционных программ по формированию осознанных стратегий преодоления трудных ситуаций.
Околот М. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова