Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
В условиях современного российского общества проблема интеллектуально активной личности, готовой эффективно и нестандартно решать профессиональные, а также свои жизненные проблемы и задачи, имеет большую значимость, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В связи с этим в психологии возрастает интерес к проблеме личностных особенностей учащейся молодежи, к ее интеллектуальной компетентности, личностным ресурсам, выступающим показателем квалифицированности кадров. Стиль мышления является одним из проявлений индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности человека. К настоящему времени оформился целый ряд подходов к проблеме стилей мышления и наиболее известные из них связаны с именами таких ученых, как А. А. Алексеев, А. К. Белоусова, Г. А. Берулава, Р. М. Бремсон, Л. А. Громова, Л. Н. Собчик, Р. Стернберг, А. Ф. Харисон (Белоусова А. К., 2002.). Начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни в психике человека, формируются и развиваются защитные механизмы. Эти механизмы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном уровне. Данной проблемой занимались З. Фрейд, А. Фрейд. (Демина Л. Д., Ральникова И. А., 2000). Актуальность и значимость проблемы психологической защиты связана с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, которые оказывают влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи стилей мышления с механизмами психологической защиты у студентов вузов. Мы предположили, что действительно стиль мышления и психологические защиты взаимосвязаны. Нами были использованы следующие методы исследования:
1. Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика-Келлермана-Конте.
-
Методика измерения стиля мышления А. К. Белоусовой.
-
Методы математической обработки данных с использованием компьютерной программы для статистической обработки данных «SPSS 13, 0». Исследование проходило на базе Северо-Осетинского государственного педагогического института и Северо-Кавказского горнометаллургического института (ГТУ) г. Владикавказа. Выборка составила 78 человек, из них 23 юноши и 55 девушек в возрасте от 18 до 23 лет, студенты (2-4 курсов) трех разных специальностей: психологии, горной инженерии, менеджмента. В нашем исследовании мы придерживались концепции стилей мышления А. К. Белоусовой, которая полагает, что в основе стиля мышления лежит своеобразное сочетание четырех функций: генерации, селекции, смыслопередачи и реализации. Автор выделяет четыре стиля мышления: инициативный, критический, управленческий, практический (Белоусова А. К., 2002.).
В результате использования «методики измерения стиля мышления» А. К. Белоусовой было выявлено, что в группах студентов, обучающихся на различных факультетах, большая часть молодых людей обладает тем или иным доминирующим стилем мышления. Так, например, 45% студентов-психологов и 55% студентов-менеджеров обладают практическим стилем мышления, а 50% студентов горных инженеров -критическим стилем мышления. Диагностика защитного поведения осуществлялась с помощью опросника LSI - индекс жизненного стиля Плутчика-Келлермана-Конте.
Проведенный корреляционный анализ данных выявил одностороннюю связь между управленческим стилем мышления и механизмами психологической защиты - компенсацией и рационализацией. На наш взгляд, это обусловлено тем, что людям с управленческим стилем мышления необходимо всегда иметь рациональное объяснение достижения той или иной цели, т. к. эффективное управление строится на ясности. Если даже объяснение не глубокое, а соотносится с проблемой, но завуалировано от правдивого, то управление может иметь положительный эффект. Компенсация позволяет управленцу акцентировать внимание на сильных сторонах своей личности, тем самым скрывая от глаз подчиненных уязвимые места. Кроме того, были выявлены особенности профилей защитного поведения студентов с различными доминирующими стилями мышления. Таким образом, наше предположение о наличии взаимосвязи между стилем мышления и психологической защиты личности получило подтверждение.
Организационная психология
Акамова К. С. Чернобровкина С. В.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
С РАЗЛИЧНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ
В настоящее время актуальной задачей в сфере управления персоналом становится помощь работникам в формировании и поддержании конструктивных поведенческих стратегий, направленных на успешное преодоление стрессовых ситуаций. Особенности стратегий преодолевающего поведения определяются в т. ч. и организационными факторами, среди которых важным является корпоративная культура. Таким образом, важным вопросом в нашей работе становится выявление различий копинг-стратегий сотрудников в ситуации организационного стресса в условиях разной корпоративной культуры. Знание этих особенностей будет способствовать разработкам по коррекции корпоративной культуры для сохранения профессионального здоровья сотрудников.
В нашей работе мы опираемся на определение организационного стресса, данное Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой: «Организационный стресс - психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах» (Водопьянова Н. Е., 2009). Согласно пониманию организационного стресса как многомерного явления, а также модели его диагностики, представленной в работе Л. Н. Артамоновой, А. Б. Леоновой (Артамонова Л. Н., 2009), целесообразно рассматривать причины организационного стресса как факторы трех уровней: индивидуального, группового и организационного. Поэтому мы предполагаем, что использование копинг-стратегий также можно рассматривать на этих трех уровнях, в соответствии с факторами возникновения организационного стресса.
При анализе копинг-поведения мы используем классификацию копинг-стратегий С. Хобфолла, разработанную им в рамках ресурсного подхода, основанного на когнитивном подходе к изучению копинга Р. Лазаруса и С. Фолкман (Водопьянова Н. Е., 2009). Для изучения корпоративной культуры мы использовали типологию корпоративной культуры, предложенную зарубежными авторами-исследователями (Камерон К., Куинн Р., 2001). Выборка - 46 человек - сотрудники кассовых отделов и отделов продаж и клиентского обслуживания одного из коммерческих банков города. Было выявлено, что в трех отделах ведущим является смешанный кланово-рыночный тип культуры, в других трех отделах - рыночный тип. При изучении копинг-стратегий сотрудников в ситуации организационного стресса было выявлено, что сотрудники больше всего используют такие стратегии, как «поиск социальной поддержки», «вступление в социальные контакты» и «ассертив-ные действия», т. е. конструктивные стратегии. Меньше всего используются стратегии «избегание», «импульсивные действия» и «асоциальные действия», т. е. неконструктивные действия. В отделах с ведущим кланово-рыночным типом культуры работники более склонны обращаться друг к другу за помощью, чтобы разрешить проблемы, возникающие в процессе индивидуальной работы или в деятельности коллектива отдела, чем в тех ситуациях, которые проявляются на уровне всей организации. В отделах с преобладанием рыночного типа культуры сотрудники более склонны действовать жестко, догматично в проблемных ситуациях, проявляющихся на уровне организации в целом, чем в ситуациях, касающихся конкретно их индивидуальной трудовой деятельности.
В результате сравнительного анализа копинг-стратегий сотрудников из двух групп отделов на каждом из предложенных уровней были выявлено, что для разрешения стрессовых ситуаций сотрудники отделов с кланово-рыночным типом культуры чаще уходят от разрешения проблемы, чем это делают сотрудники офисов из второй группы, и чаще используют манипулятивные действия. Возможно, это объясняется тем, что в условиях кланового типа люди позволяют себе не предпринимать каких-либо действий для разрешения проблемы, т. к. думают, что им в этом могут помочь коллеги, таким образом, снимается личная ответственность за их разрешение. Кроме того, учитывая слабую выраженность иерархического типа в отделах первой группы с присущей ей формализованностью, можно предположить, что сотрудники используют косвенные, манипуля-тивные действия в процессе разрешения трудностей, поскольку они не рассчитывают на прямые, официальные действия руководителя. Но в целом можно говорить, что личность в ситуации организационного стресса сохраняет целостность своего преодолевающего поведения, используя одни копинг-стратегии в различных организационных условиях, детерминирующих стресс.
Алексеева П. А.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова