logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков

Современный мир характеризуется возросшей интенсивностью межэтнического общения, подлинная культура которого может возник­нуть только на основе раскрытия индивидуальных различий в таких стержневых характеристиках личности, как Я-концепция и терминаль­ные ценности, определяющих мировосприятие и социальное поведение личности (К. Роджерс, Р. Бернс и др). Наиболее сензитивным периодом в формировании данных личностных образований является подростко­вый возраст (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б.Эльконин и др).

Актуальность изучения возрастных особенностей личности в межэтническом аспекте усиливается в связи с тем, что именно подрост­ки закладывают характер отношений между этническими группами в будущем. Исходя из данных теоретического анализа, мы предположили, что существуют этнические особенности Я-концепции и терминальных ценностей подростков. С целью эмпирической проверки гипотезы нами проводилось психодиагностическое обследование подростков (50 под­ростков из России и 24 подростка из Германии). Психодиагностический инструментарий: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модифика­ции Т. В. Румянцевой), методика «личностный дифференциал» (Ч. Осгуд), методика «ОТеЦ 2 (подростковый вариант)» (И. Г. Сенин).

Данные психодиагностического обследования были подвергну­ты факторному анализу. Факторная структура Я - концепции и терми­нальных ценностей русских подростков Первый фактор включил в себя ценности: «собственный престиж», «высокое материальное положение», «креативность», «активные социальные контакты». Мы обозначили данный фактор как «стремление к престижу и статусу». Второй фактор включает в себя компонент «материальное Я». Исходя из авторской интерпретации данной шкалы, мы назвали этот фактор «значимость материальной обеспеченности». Третий фактор включает в себя пере­менную «физическое Я». Исходя из авторской интерпретации данной шкалы как выраженности осознания своей физической идентичности, рефлексии телесных ощущений, мы обозначили этот фактор как «телес­ная идентичность». Факторная структура Я-концепции и терминальных ценностей немецких подростков. Первый фактор включает в себя цен­ностные компоненты: «развитие себя», «достижения», профессиональ­ная жизнь», «обучение». Мы назвали фактор «стремление к профессио­нальной компетентности». Второй фактор включает в себя отрицатель­ный полюс самооценки собственной активности. Этот фактор свиде­тельствует об интровертированности немецких подростков, их пассив­ности, спокойных эмоциональных реакциях, и мы назвали его «пассив­ность». На наш взгляд, выраженность данной переменной может быть связана с историческим опытом немецкой этнической группы, а именно с чувством вины перед мировым сообществом за бессмысленность и жестокость Второй мировой войны, начатой по инициативе немецкого вождя. Третий фактор представлен отрицательным полюсом ценности «креативность», что мы интерпретируем как отсутствие достаточного спектра вариативности в способах действий, или «консерватизм». Со­держательный анализ компонентов, входящих в первый фактор, пока­зывает, что, если для испытуемых русской выборки особую важность представляет их материальное положение и статус в контексте общест­венной жизни (мы образно назовем эту тенденцию «ИМЕТЬ»), то для немецких подростков наибольшую значимость представляют возмож­ности обучения и развития в сфере профессиональной жизни (условно обозначим эту тенденцию «БЫТЬ»).

Наше предположение может быть рассмотрено через призму концепции Эриха Фромма (1990), в которой автор выделяет два модуса человеческого существования - «быть» и «обладать». Модус бытия, по Э. Фромму, означает стремление к росту, развитию, реализации своих способностей и талантов. Модус обладания, характерный для русских подростков, с точки зрения Э. Фромма, выражается в стремлении обла­дать вещами. Однако такое стремление, по Фромму, не является врож­денным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Мы предположили, что для русских подростков такими условиями мог­ли стать долгие годы тоталитарного режима в СССР, со свойственными для него тотальным дефицитом материальных благ и утверждением конформизма. С этой точки зрения, стремление к материальному дос­татку и статусу в обществе может быть следствием гиперкомпенсации их недоступности в прошлом для всей этнической общности на постсо­ветском пространстве.

Маслов Е. И.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

О СЕМЕЙНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Современная европейская семья переживает изменения, кото­рые одними исследователями определяются как кризис (А. И. Антонов, Б. Бергер, В. Н. Дружинин, Д. Папеное, В. Сатир), другими - как соци­ально-культурологическая трансформация исторического феномена малой группы (И. С. Голод, Р. Зидер, Б. Н. Миронов, А. А. Реан). В Рос­сии и других странах эти процессы развертываются на фоне глубокого системного кризиса, затронувшего все уровни общества; от поведения отдельных членов и малых групп до его ценностно-культурных основа­ний.

Нами был апробирован комплекс методов, позволяющий наи­более полно изучить ориентационное поле старшеклассников в изучае­мом аспекте. Исходным явилось структурированное интервьюирование «Как вы представляете себе семью». Оно позволило определить состоя­ние связи между компонентами формирования личностного отношения к ценностям семейного образа жизни. Было проинтервьюировано 27 учащихся ГОУ «Кировский физико-математический лицей». Ответы были подвергнуты процедуре контент-анализа. Категориями для него послужили компоненты формирования личностного отношения к дан­ному феномену (в рамках концепции отношений В. Н. Мясищева).

По силе их выраженности нами сделаны выводы о степени сформиро-ванности отношения.

  1. Эмоционально-мотивационный компонент - было продиффе­ренцировано восемь показателей (чувство самодостаточности в семье, взаимопонимание, радость, забота, любовь, взаимопомощь и поддержка, доверие, защищенность). Всего получено 60 выборов этого компонента.

  2. Когнитивно-оценочный - определено пять элементов Они включают знания старшеклассников о том:

• каков состав семьи;

• что численность семьи в ходе времени меняется по разным причинам;

• семья необходима для выполнения различных функций;

• различные историко-культурные типы семей. Здесь было по­лучено 33 выбора.

3. Поведенческий - выделено тоже пять элементов. Учащиеся определяют

4. Прогностический - выделено три элемента. Учащиеся опи- сывают, каким образом в ходе жизни человека меняются функции се- мьи, семейные роли, формы взаимоотношений между членами семьи. Было получено десять выборов.

Таким образом, в представлениях старшеклассников о семье как общечеловеческой ценности доминирующее место занимает ее эмоцио-нально-мотивационная составляющая. Семью воспринимают как необ­ходимое и очень нужное образование в жизни любого человека. На во­прос: «Хотите ли Вы создать свою семью?», все учащиеся отвечают утвердительно. Но эта диагностика выявила и недостаточность знаний в понимании этого феномена. Поэтому нами была разработана и апроби­рована техника «Правила моей будущей семьи». Это упражнение было проведено в девятом классе после внеклассного занятия «Конструиро­вание образов семьи», акцентом которого были различные ценностные аспекты устройства семей различных видов (городских, православных, благополучных, русских и т. п.). Было предложено заполнить анкетный листок, в вопросы которого нами как исследователями вкладывался смысл о компонентах формирования отношения. На их основе был про­веден контент-анализ полученных данных.

На эмоционально-мотивационном уровне формирования были определены психологические основы организации (31 выбор). Старше­классники уделяют внимание необходимости любви, доверия, честно­сти, взаимопониманию и верности. На когнитивно-оценочном уровне получено 63 выбора аспектов внешнего устройства семьи. Из работ вос­питанников: «В семье должны быть 1-2 ребенка, оба родителя, семья живет в городе в многокомнатной квартире, имеет загородный дом, ма-шина(ы), быть материально обеспечена». В семье «труд разделяется между ее членами, но они совместно отдыхают». Поведенческий уро­вень определил моральные принципы поведения членов семьи (45 выборов). Отмечается, что семья строится на принципах «взаимопо­мощи, равенства, терпимости, взаимоуважения и доброжелательности».

Перечисленное характеризует достаточную сформированность когнитивного компонента личностного отношения к ценностям семьи. Эта техника выявила превалирование прагматических ориентиров в этом компоненте. В ходе эксперимента было показано, что старше­классники готовы к контакту с педагогами. В практике их взаимодейст­вия необходима постоянная воспитательная коррекция в сторону доми­нирования духовно-нравственных составляющих ценности семьи.

Махиева Л. Х.