logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников

Депрессия - бич XXI века. Ежегодно около 150 миллионов че­ловек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессий. Го прогно­зам ВОЗ, к 2020 г. депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних «лидеров» - инфекционные и сер­дечно-сосудистые заболевания.

Уже сегодня она является самым распространенным заболева­нием, которым страдают женщины. Несмотря на то, что это самый час­тый повод обращения к психологу, больше половины людей, которые страдают депрессией, вообще не обращаются за помощью к специали­стам. Надо иметь в виду, что депрессивные проявления могут выступать в рамках психических расстройств, гетерогенных аффективным. Наи­большие сложности для дифференциальной диагностики представляют стертые, атипичные депрессии с многообразными проявлениями.

Годростки особенно нуждаются в безусловном позитивном внимании и уважении. В этом возрасте происходят сильные изменения внешности. Из-за этого может стать очень весомой разница между пси­хическим и физическим развитием. В жизни подростков наступает мо­мент выхода во взрослую жизнь, что является огромным стрессом. Мас­са факторов способна вызвать множество негативных явлений и спро­воцировать у них появление депрессивных состояний.

Исходя из вышесказанного, мы провели исследование, направ­ленное на выявление депрессии у школьников-старшеклассников и рас­смотрение возможных причин возникновения этого синдрома. В каче­стве гипотезы выдвигается предположение, что в выборке будет отме­чаться достаточно высокий процент лиц с состоянием легкой депрессии в связи с наступлением ответственного момента окончания школы и предстоящим выбором профессии. Нами была применена методика дифференциальной диагностики депрессии В. Зунге. Возможные при­чины выяснялись в ходе личной беседы с каждым испытуемым.

Выборку составили 64 ученика 11х классов, обучающихся в гимназии. Результаты тестирования 64 подростков по методике диффе­ренциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге следующие:

- состояние без депрессии - 78,1%;

- состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза - 15,6%;

- субдепрессивное состояние или маскированная депрессия -

6,25%;

- истинная депрессия - 0%.

В ходе личной беседы с испытуемыми, у которых диагностиру­ется состояние депрессии, со слов испытуемых, были выявлены воз­можные причины депрессивного состояния: стресс, связанный с пред­стоящими выпускными экзаменами; стресс, связанный с предстоящими вступительными экзаменами; тревожность, связанная с трудностью оп­ределения вуза для поступления; проблемы в отношениях с противопо­ложным полом; трудности взаимопонимания с родителями; недовольст­во собственной внешностью.

В данной выборке отмечается достаточно высокий уровень де­прессии ситуативного или невротического генеза. Абсолютно все оп­рошенные испытуемые при описании возможных причин своего со­стояния на первое место ставят предстоящую сдачу ЕГЭ, что полностью подтверждает гипотезу. Испытуемые также отмечают, что не способны выдержать такие нагрузки и испытывают неимоверную усталость. От­мечаются тенденции страха не оправдать ожидания родителей и статуса ученика гимназии. Кроме того, становятся невыносимыми тяготы по­стоянных размышлений о будущем и о выборе профессии, необходи­мость откладывания на второй план аспектов, не связанных с учебой, сведения на минимум интимно-личностного общения. Таким образом, среди школьников-старшеклассников наблюдается высокий процент подростков, страдающих депрессивным синдромом. По большей части это связано со страхом сдачи выпускных экзаменов и неопределенно­стью выбора будущей профессии.

Болдицин С. В.