logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологические факторы управления имиджем региона

В современном мире любая жизненная среда имеет свой имидж и бренд. Имидж имеет символическую природу, формируется с опреде­ленной целью внешнего управленческого воздействия и содержит в своей основе символы, образы, стереотипы. В психологии, весьма профессионально изучающей имидж, понятие «образ» является одной из основных категорий. Формирование имиджа региона как образа за­висит от ряда факторов, среди которых не только экономические, соци­альные, культурные, исторические, но и психологические факторы.

В данном исследовании мы рассмотрели в качестве психологи­ческого фактора формирования образа региона удовлетворенность по­требностей населения. С целью изучения представлений о Республике Саха (Якутия) было проведено исследование, в котором приняли уча­стие представители работающего населения в количестве 44 человек в возрасте от 24 до 52 лет.

В результате проведенного контент-анализа для исследования образа территории по методу сочинения на тему «Моя республика», мы выделили девять категорий. Наиболее выражена категория «природа, природные ресурсы» (28%). На втором месте стоит категория «геогра­фическое положение, климат» (13%). На третьем месте - «жители, на­род» (12%), содержащая характеристики жителей республики. Перечис­ленные категории могут соотнестись с таким составляющим элементом образа, как «образ-знание» - отражение существующей реальности. Ка­тегория «отношение к республике» (11%) занимает четвертое место и связана с выражением чувств и эмоций такими понятиями, как «я люб­лю свою республику», «я горжусь своей республикой», «доволен, что живу в Якутии» и т. д. На пятом месте стоит категория «культура» (9%), отражающая отличительные черты, достояние республики. Затем следу­ет категория «будущее» (8%), которая относится к такой составляющей образа, как «образ потребного будущего», где респонденты прогнози­руют возможные изменения, события, которые могут быть значимыми для них. На седьмом месте выделились категории «отрицательный об­раз» (7%) и «положительный образ» (7%). Категории «отношение к рес­публике», «положительный образ», «отрицательный образ» относятся к компоненту образа - «образ-значение», в которых у респондентов вы­ражается значение, отношение к региону через ценностно-смысловую сферу. На последнем месте категория «промышленность» (5%).

Таким образом, в представлении населения о своем регионе преобладает такой элемент образа, как «образ-знание», т. е. респонден­ты в большей степени описывают существующую реальность, объек­тивную сторону образа территории, чем значение, отношение к региону и желаемые изменения или события, значимые для них. Далее, по мето­ду «парные сравнения», мы выделили три группы. В первую группу вошли респонденты, у которых удовлетворены все потребности (23%). Вторую группу составляют респонденты, у которых частично не удов­летворены потребности (48%). Третья группа состоит из респондентов с неудовлетворенными потребностями (29%). У второй и третьей групп наиболее выражена неудовлетворенность потребностей в самореализа­ции.

Проведенный анализ образа республики по трем выделенным группам показал, что у всех групп на первом месте выделяется катего­рия «природа, природные ресурсы». Это означает, что образ региона у населения ассоциируется больше с природой и природными ресурса­ми, независимо от удовлетворенности потребностей. Различие у групп обнаружено в значении образа республики для самих респондентов, т. е. в ценностно-смысловом компоненте образа. У респондентов первой группы, у которых все потребности удовлетворены, наиболее выражена категория «отношение к республике» (15%). Далее следует категория «положительный образ» - 8%, а «отрицательный образ» проявился только у 2% респондентов первой группы. Во второй группе, у которой потребности частично не удовлетворены, так же выражены, как у пер­вой группы, категории «отношение к республике» (10%) и «положи­тельный образ» (8%), и наименее выражена категория «отрицательный образ» (5%). Выраженное отличие проявилось у третьей группы, у ко­торой не удовлетворены потребности. По сравнению с первой и второй группами, «отрицательный образ» явно доминирует - 15%, затем кате­гория «отношение к республике» (8%), а категория «положительный образ» выражен очень низко - 2%.

Таким образом, обнаруживается тенденция о влиянии степени удовлетворенности потребностей на формирование образа территории, как психологического фактора для управления имиджем региона в ин­дивидуальном и массовом сознании.

Багина Е. А.

АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ

КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У АБИТУРИЕНТОВ

В связи с задачами модернизации системы образования в контексте Болонской декларации актуализируется задача перехода к планированию результатов образования на языке компетенций/компетентностей. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании, который «позволяет моделировать результаты образования как нормы его качества, ориентируясь при этом на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности» (Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова, 2004), и делает «получаемые студентами разных вузов квалификации сравнимыми и прозрачными» (Байденко В. И., 2006). Это обеспечивает мобильность выпускников на рынке труда. Со­временные организации начинают активно использовать компетенции для того, чтобы добиться большей согласованности во всех направлени­ях деятельности, установить высокие стандарты качества и эффективно­сти. Многие компании разрабатывают модели компетенций и осуществ­ляют оценку компетенций профессионалов.

Целью нашего исследования стала характеристика организатор­ских и коммуникативных компетентностей у абитуриентов, поступаю­щих в ВГПУ в 2010 г. Данные компетентности необходимы, на наш взгляд, для полноценного функционирования в современном обществе и в профессиональной сфере в частности, так как переориентация эконо­мики на сферу услуг требует от профессионалов умения обеспечивать эффективное протекание коммуникативного процесса, способности привлекать к себе людей и поддерживать межличностные отношения. Важно целесообразно организовывать свою деятельность и активизиро­вать других на выполнение задач.

В исследовании приняли участие 138 абитуриентов, из них 39 юношей и 99 девушек в возрасте не старше 19 лет. Абитуриентам, по­дающим документы в приемную комиссию ВГПУ, на добровольной основе было предложено заполнить стандартизированные бланки отве­тов следующих диагностических методик:

В процессе исследования нами были установлены различия по параметру «Деловитость» (p < 0,05) в структуре организаторских и коммуникативных компетентностей между группами юношей и деву­шек. То есть представители женского пола более уверенны и ответст­венны за свои решения, сильнее стремятся повышать свои деловые и организаторские качества, и у них ярче выражена способность идти на риск ради достижения собственных целей по сравнению с представите­лями мужского пола. В зависимости от размера населенного пункта, в котором они проживают, у абитуриентов были установлены различия по параметрам «доминирование» (p < 0,05) и «упрямство, негативизм» (p < 0,05). Большая выраженность упрямства, негативизма и доминиро­вания свойственна жителям крупных населенных пунктов. Для таких молодых людей характерно стремление к лидерству, властность, жела­ние распоряжаться. Они стремятся быть во главе и больше проявляют агрессию по сравнению с юношами и девушками из сельской местно­сти. Кроме того, городским жителям более свойственно проявление уп­рямства, скептицизма и неуступчивости, они стремятся добиться своего, отстаивают свою позицию, при этом сопротивляются любому влиянию.

Далее мы попытались выяснить, какие из компонентов комму­никативных и организаторских компетентностей влияют на выбор фа­культета. Нами были выявлены различия по параметру «упрямство, не­гативизм» (p < 0,05) у молодых людей в зависимости от выбора того или иного факультета. Более упрямые, скептичные, настойчивее отстаи­вающие свою позицию люди чаще всего подавали документы для по­ступления на филологический факультет.

Таким образом, нами было установлено, что коммуникативные и организаторские компетентности у абитуриентов имеют гендерные особенности, различаются в зависимости от размера населенного пунк­та, в котором проживает человек, а также влияют на выбор факультета.

Багратиони К. А.