Психологические факторы управления имиджем региона
В современном мире любая жизненная среда имеет свой имидж и бренд. Имидж имеет символическую природу, формируется с определенной целью внешнего управленческого воздействия и содержит в своей основе символы, образы, стереотипы. В психологии, весьма профессионально изучающей имидж, понятие «образ» является одной из основных категорий. Формирование имиджа региона как образа зависит от ряда факторов, среди которых не только экономические, социальные, культурные, исторические, но и психологические факторы.
В данном исследовании мы рассмотрели в качестве психологического фактора формирования образа региона удовлетворенность потребностей населения. С целью изучения представлений о Республике Саха (Якутия) было проведено исследование, в котором приняли участие представители работающего населения в количестве 44 человек в возрасте от 24 до 52 лет.
В результате проведенного контент-анализа для исследования образа территории по методу сочинения на тему «Моя республика», мы выделили девять категорий. Наиболее выражена категория «природа, природные ресурсы» (28%). На втором месте стоит категория «географическое положение, климат» (13%). На третьем месте - «жители, народ» (12%), содержащая характеристики жителей республики. Перечисленные категории могут соотнестись с таким составляющим элементом образа, как «образ-знание» - отражение существующей реальности. Категория «отношение к республике» (11%) занимает четвертое место и связана с выражением чувств и эмоций такими понятиями, как «я люблю свою республику», «я горжусь своей республикой», «доволен, что живу в Якутии» и т. д. На пятом месте стоит категория «культура» (9%), отражающая отличительные черты, достояние республики. Затем следует категория «будущее» (8%), которая относится к такой составляющей образа, как «образ потребного будущего», где респонденты прогнозируют возможные изменения, события, которые могут быть значимыми для них. На седьмом месте выделились категории «отрицательный образ» (7%) и «положительный образ» (7%). Категории «отношение к республике», «положительный образ», «отрицательный образ» относятся к компоненту образа - «образ-значение», в которых у респондентов выражается значение, отношение к региону через ценностно-смысловую сферу. На последнем месте категория «промышленность» (5%).
Таким образом, в представлении населения о своем регионе преобладает такой элемент образа, как «образ-знание», т. е. респонденты в большей степени описывают существующую реальность, объективную сторону образа территории, чем значение, отношение к региону и желаемые изменения или события, значимые для них. Далее, по методу «парные сравнения», мы выделили три группы. В первую группу вошли респонденты, у которых удовлетворены все потребности (23%). Вторую группу составляют респонденты, у которых частично не удовлетворены потребности (48%). Третья группа состоит из респондентов с неудовлетворенными потребностями (29%). У второй и третьей групп наиболее выражена неудовлетворенность потребностей в самореализации.
Проведенный анализ образа республики по трем выделенным группам показал, что у всех групп на первом месте выделяется категория «природа, природные ресурсы». Это означает, что образ региона у населения ассоциируется больше с природой и природными ресурсами, независимо от удовлетворенности потребностей. Различие у групп обнаружено в значении образа республики для самих респондентов, т. е. в ценностно-смысловом компоненте образа. У респондентов первой группы, у которых все потребности удовлетворены, наиболее выражена категория «отношение к республике» (15%). Далее следует категория «положительный образ» - 8%, а «отрицательный образ» проявился только у 2% респондентов первой группы. Во второй группе, у которой потребности частично не удовлетворены, так же выражены, как у первой группы, категории «отношение к республике» (10%) и «положительный образ» (8%), и наименее выражена категория «отрицательный образ» (5%). Выраженное отличие проявилось у третьей группы, у которой не удовлетворены потребности. По сравнению с первой и второй группами, «отрицательный образ» явно доминирует - 15%, затем категория «отношение к республике» (8%), а категория «положительный образ» выражен очень низко - 2%.
Таким образом, обнаруживается тенденция о влиянии степени удовлетворенности потребностей на формирование образа территории, как психологического фактора для управления имиджем региона в индивидуальном и массовом сознании.
Багина Е. А.
АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У АБИТУРИЕНТОВ
В связи с задачами модернизации системы образования в контексте Болонской декларации актуализируется задача перехода к планированию результатов образования на языке компетенций/компетентностей. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании, который «позволяет моделировать результаты образования как нормы его качества, ориентируясь при этом на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности» (Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова, 2004), и делает «получаемые студентами разных вузов квалификации сравнимыми и прозрачными» (Байденко В. И., 2006). Это обеспечивает мобильность выпускников на рынке труда. Современные организации начинают активно использовать компетенции для того, чтобы добиться большей согласованности во всех направлениях деятельности, установить высокие стандарты качества и эффективности. Многие компании разрабатывают модели компетенций и осуществляют оценку компетенций профессионалов.
Целью нашего исследования стала характеристика организаторских и коммуникативных компетентностей у абитуриентов, поступающих в ВГПУ в 2010 г. Данные компетентности необходимы, на наш взгляд, для полноценного функционирования в современном обществе и в профессиональной сфере в частности, так как переориентация экономики на сферу услуг требует от профессионалов умения обеспечивать эффективное протекание коммуникативного процесса, способности привлекать к себе людей и поддерживать межличностные отношения. Важно целесообразно организовывать свою деятельность и активизировать других на выполнение задач.
В исследовании приняли участие 138 абитуриентов, из них 39 юношей и 99 девушек в возрасте не старше 19 лет. Абитуриентам, подающим документы в приемную комиссию ВГПУ, на добровольной основе было предложено заполнить стандартизированные бланки ответов следующих диагностических методик:
-
опросник Л. П. Калининского «определение организаторских и коммуникативных качеств личности» для выявления следующих качеств: направленность; деловитость; доминирование; уверенность в себе; требовательность, жесткость; упрямство, негативизм; уступчивость; зависимость; психологический такт; отзывчивость;
-
анкета, разработанная на факультете социальной работы, педагогики и психологии для изучения основных факторов, влияющих на выбор той или иной профессии. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием непараметрических критериев Манна-Уитни и Краскала-Уоллиса.
В процессе исследования нами были установлены различия по параметру «Деловитость» (p < 0,05) в структуре организаторских и коммуникативных компетентностей между группами юношей и девушек. То есть представители женского пола более уверенны и ответственны за свои решения, сильнее стремятся повышать свои деловые и организаторские качества, и у них ярче выражена способность идти на риск ради достижения собственных целей по сравнению с представителями мужского пола. В зависимости от размера населенного пункта, в котором они проживают, у абитуриентов были установлены различия по параметрам «доминирование» (p < 0,05) и «упрямство, негативизм» (p < 0,05). Большая выраженность упрямства, негативизма и доминирования свойственна жителям крупных населенных пунктов. Для таких молодых людей характерно стремление к лидерству, властность, желание распоряжаться. Они стремятся быть во главе и больше проявляют агрессию по сравнению с юношами и девушками из сельской местности. Кроме того, городским жителям более свойственно проявление упрямства, скептицизма и неуступчивости, они стремятся добиться своего, отстаивают свою позицию, при этом сопротивляются любому влиянию.
Далее мы попытались выяснить, какие из компонентов коммуникативных и организаторских компетентностей влияют на выбор факультета. Нами были выявлены различия по параметру «упрямство, негативизм» (p < 0,05) у молодых людей в зависимости от выбора того или иного факультета. Более упрямые, скептичные, настойчивее отстаивающие свою позицию люди чаще всего подавали документы для поступления на филологический факультет.
Таким образом, нами было установлено, что коммуникативные и организаторские компетентности у абитуриентов имеют гендерные особенности, различаются в зависимости от размера населенного пункта, в котором проживает человек, а также влияют на выбор факультета.
Багратиони К. А.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова