Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
В качестве главного результата общего образования в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, самостоятельно принимать серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, нести ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Это в большой степени определяет собственную гражданскую позицию молодого человека. В этом контексте становление гражданской позиции личности является все более актуальной проблемой. Ключевыми в данном вопросе являются понятия «позиция» и «гражданская позиция». Термин «позиция» является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики. В психологических исследованиях рассматривается понятие «позиция личности». На данный момент накоплено множество определений этого феномена. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, позиция личности есть система отношений личности к обществу, людям, труду, самой себе; позиция - образование, объединяющее разные виды ценностных ориентаций. Б. Г. Ананьев определяет позицию как интегральное отношение человека к окружающей действительности и самому себе, наличие установок и мотивов поведения, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. К. А. Абульханова-Славская считает, что позиция - избранный личностью в соответствии с ее ценностями способ осуществления жизни. (И. С. Лебедева, 2007).
Термин «гражданская позиция» не является установившимся в современной науке, а рассматривается с различных точек зрения. Большинство исследователей считают, что определение гражданской позиции необходимо строить исходя из понимания термина «гражданин». Требования к личности как к гражданину имеют конкретно-исторический характер, изменяются в зависимости от социального строя государства. Сейчас принято понимать гражданина как человека автономного, способного делать выбор и контролировать свою личную и общественную жизнь, реализовывать и отстаивать гражданские права. Учитывая все эти аспекты, наиболее полно отражена сущность понятия «гражданская позиция» в определении Т. А. Кобелевой: «Гражданская позиция - интегративная система отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как к гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности» (Т. С. Кобелева, 2006).
Анализ содержания гражданской позиции позволяет выделить две её стороны: политико-правовую и нравственную. Гражданская позиция личности в политико-правовом аспекте представляет собой осознание личностью своей позиции в качестве субъекта и активного участника политической деятельности в соответствии с правовым статусом гражданина. Нравственная сторона гражданской позиции представляет собой интериоризацию моральных норм, традиций, установок и системы ценностей. В исследовании И. Л. Гуляевой подчеркивается, что нравственные отношения являются ядром отношений, создающих гражданскую позицию личности. Нравственностью человека опосредуются все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, трудовые и другие (И. Л. Гуляева, 2007). Анализ литературы показал, что к 14-16 годам у школьников складывается устойчивое представление об окружающем мире и обществе и идет активный поиск путей самоутверждения, способов самореализации. Именно в этом возрасте можно говорить о некоторой устойчивости позиции школьников, о завершении этапа первичной социализации. К этому возрасту у подростков складывается система ценностей, опираясь на которую они выстраивают свое взаимодействие с окружающим миром. Формирование в подростковом возрасте мировоззрения расширяет ту среду, в которой живет подросток. Чувство взрослости, возникающее у подростка как центральное и специфическое новообразование его сознания, выражает новую жизненную позицию по отношению к самому себе, окружающим людям, к миру.
Исследователями подчеркивается, что система ценностей подростка, его способность интересоваться другими людьми и принимать участие в жизни общества (другими словами - социальный интерес) влияют на становление его позиции по отношению к государству и обществу, или гражданской позиции. (И. В. Молодцова, 2007).
Таким образом, систему ценностей и социальный интерес можно выделить в качестве одних из главных психологических факторов становления гражданской позиции старшеклассников.
Кособудская О. А.
РАЗВИТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ
Я-КОНЦЕПЦИИ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ
Современное переосмысление содержания образования предполагает ориентацию на раскрытие личностного потенциала студента. Вместе с тем возрастают общественно-экономические требования к профессионалу, среди которых «Я»-концепция и выбранная профессия выступают одними из условий профессионального роста. Оказание психолого-педагогического сопровождения студентам в самоактуализации, как составляющей «Я»-концепции, способствует самосовершенствованию и профессиональному росту в процессе обучения в вузе.
Цель нашего исследования - выявить развитие самоактуализации в структуре «Я»-концепции у студентов физкультурного вуза. Эксперимент проводился на базе Великолукской государственной академии физической культуры и спорта в течение пяти лет (с 2006 по 2011 гг.). Для изучения самоактуализации у студентов использовался модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) в котором по выделенным шкалам изучались компоненты «Я-концепции»: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность и гибкость в общении.
Анализируя результаты проведенного опроса, мы приходим к выводу о том, что изменения уровня развития самоактуализации происходило постепенно. Так, например, изменения результатов по шкале «ориентация во времени» развивались от низкого уровня на первом курсе у 90% испытуемых к высокому уровню на пятом - 80%. Студенты, погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе на первом курсе, стали хорошо понимать экзистенциональную ценность жизни «здесь и теперь», научились наслаждаться актуальными моментами, не сравнивая их с прошлым опытом. Изменился показатель по шкале «ценности». На первом курсе у 76% испытуемых наблюдался низкий уровень развития данного качества, а на пятом курсе у 90% студентов выявлен высокий уровень его развития. Это свидетельствуют о том, что большинство студентов разделяют ценности самоактуализирующей личности, стремятся к гармоничному бытию и здоровому отношению с людьми, далекому от желания манипулировать ими в своих интересах. По шкалам «взгляд на природу человека» и «высокая потребность в познании» на первом курсе у 64% и на пятом курсе у 78% испытуемых наблюдается высокий уровень сформированности, интерпретируемый как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений. Студенты акцентированы на доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность, бескорыстную жажду к новому. Высокий уровень развития по шкале «стремление к творчеству» и «спонтанность» на первом курсе выявлен у 66%, а на пятом курсе у 72% студентов.
Развитие данных показателей тесно связано со спецификой физкультурного вуза. Студенты до поступления в академию уже сталкивались с необходимостью принятия самостоятельных решений, поиском выхода из сложных ситуаций во время тренировочной и соревновательной деятельности. Процесс обучения в вузе, связанный с участием в соревнованиях и подготовкой к ним, положительно повлиял на развитие стремления к творчеству и спонтанности. Огромную роль сыграла не только соревновательная деятельность, но и тренер, который искусно создавал определенные условия, необходимые для развития личности спортсмена. Низкий уровень развития по шкалам «контактность», «гибкость» и «аутосимпатия» наблюдается у студентов первого курса (68%, 74%, 66%), соответственно.
Эти результаты характерны для студентов, не уверенных в том, что они интересны собеседникам, не способны к адекватному самовыражению в общении. На 5 курсе по этим шкалам доминировал высокий уровень развития самоактуализации (80%, 90%, 84%). Это объясняется тем, что хорошо осознаваемая позитивная «Я»-концепция, служит источником устойчивой адекватности самооценки. От низкого уровня к высокому изменились показатели по шкалам: «самопонимание» и «автономность» на первом курсе (76%, 70%), на пятом курсе (82%, 90%) соответственно.
Произошли видимые изменения от неуверенности, низкой ориентации на себя, тревожности и незащищенности к целостности и полноте личности, к правильной оценке внешних социальных стандартов, к адекватной самооценке как составляющей «Я»-концепции. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в академии физической культуры, выступает значимым фактором развития самоактуализации личности в структуре «Я»-концепции у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Кравчик К. Б.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
В рамках нашего дипломного исследования была выдвинута гипотеза об инновационном музыкально-педагогическом процессе, который способствует развитию музыкального мышления у студентов консерватории, т. е. композиторского мышления, а также развивает у них креативность, как музыкальную, так и в целом.
Мы поговорим о создании психолого-педагогических условий, развивающих музыкальное мышление и креативность при особо организованном музыкально-педагогическом процессе. Выборка была в составе 60 человек, студенты вечернего отделения музыкального вуза. Она делилась на две группы: экспериментальная и контрольная. В каждой по 30 человек. В контрольной группе было шесть девушек и 24 юноши. В экспериментальной было семь девушек и 23 юноши. Все испытуемые учились на третьем курсе по классу фортепиано. Первый замер методиками произошел в начале октября 2009 г., а второй, окончательный, в конце февраля 2010 г.
Методы исследования. Диагностика творческих способностей: методика Е. Торренса. В рамках нашего исследования использовался тест «незаконченные фигуры» (вербальная и образная креативность) и музыкальная креативность, т. е. словесно-звуковое творческое мышление - «звук и образы» и «звукоподражание и образы». В первом тесте надо нарисовать ассоциации на любой музыкальный звук. Во втором тесте надо написать, на что похож тот или иной звук. Дается полная свобода воображения. Методика «выбери музыку» Л. В. Школяра; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Экспертная оценка (для диагностики музыкальных способностей). Это авторская разработка нескольких профессиональных музыкальных педагогов. Оценивает теоретические и практические аспекты музыкального мышления. Используется пятибалльная система оценки, затем выводился средний балл. У каждого из аспектов музыкального мышления свой принцип выставления балла. Например, 5 баллов за теоретический аспект ставили при осмыслении логики развития каждого музыкального голоса, за чувствование семантики музыкальных средств, за эстетическое, философское осмысление художественного предназначения и т. д. 5 баллов в практическом аспекте ставили за культуру звукоизвлечения. За осмысленность интонирования, за полноту и непрерывность восприятия и воспроизведения каждого из голосов. За хорошие навыки исполнения штрихов в полифонии. За осознанность ритмической организованности исполнения многоплановой фактуры, полиритмическое сочетание голосов, продуманное использование средств агогики в полифонии, знание правил педализации и т. д. 1 балл за теоретический аспект ставился при мизерных знаниях о полифонии венского классицизма и за практический аспект при непонимании полифонического характера композиции при главенстве аккордово-гармонических комплексов вместо линеарно-развивающихся голосов.
Идея инновационного музыкального обучения в том, что студенты занимаются творческим поиском, направленным на усвоение научных знаний о полифонии венского классицизма, самостоятельно анализируют клавирные произведения Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и тренируют практические навыки исполнения полифонии, обучаясь в классе фортепиано. Изучают биографию каждого из композиторов, делали рефераты, доклады. Выводы: В инновационном музыкальном обучении участвовала экспериментальная группа. Результаты второго замера по методикам креативности и экспертной оценки были выше первого замера, а у контрольной, которая занималась по традиционной форме, результаты были практически такими же, как при первом замере. При первом замере средний уровень музыкальных способностей у КГ: теоретический аспект = 1,8, а практический= 2,08. Средний уро-веньнь у ЭГ теоретический аспект = 1,9, а практический = 2, 06. При втором замере после полугодичного обучения по инновационной системе у ЭГ теоретический аспект = 4,17, а практический аспект= 3,67. вто-ройой замер по экспертной оценке у КГ за теоретический аспект = 2,15, а практический = 2,37.
Кроме того, выявлено множество корреляций на высоком статистическом уровне значимости (р < 0,01 и p < 0,05) между ростом музыкальных способностей и ростом творческих способностей. Корреляцию не удалось выявить между новым музыкальным обучением и интеллектуальными способностями, потому что полгода это небольшой срок для изменения уровня интеллекта. В результате подтверждения гипотезы исследования, в этом музыкальном вузе с первого сентября 2010 г. всё обучение по классу фортепиано с традиционной формы перешло на инновационную. В этом заключается практическая значимость нашей дипломной работы.
Курчигина О. Л.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова