logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению

Психологические особенности людей с ограниченными воз­можностями являются предметом таких дисциплин, как специальная психология и специальная педагогика. Нам кажется очевидным, что люди, имеющие глубокое нарушение той или иной функции организма, имеют целый спектр более или менее характерных психологических особенностей, которые нельзя сбрасывать со счетов. В то же время не менее очевидным нам кажется и то, что личность ребенка и процессы его развития находится под очень большим влиянием психологических особенностей родителей и взаимоотношений в семье. Но при этом ка­кие-либо особенности психического развития детей родителей с огра­ниченными возможностями на данный момент не изучены. Когда мы занялись проблемой влияния глубокого нарушения зрения (инвалид­ность I группы по зрению) у родителей на эмоциональную сферу детей, нам удалось найти только одну книгу, посвященную проблемам воспи­тания детей в семьях незрячих и слабовидящих.

Мы исследовали проявления тревожности у испытуемых в воз­расте от 7 до 12 лет, у которых один или оба родителя имеют I группу инвалидности по зрению, а у самих детей серьезных нарушений зрения нет. При этом наряду с другими методиками мы использовали проек­тивную методику «Рисунок человека».

При анализе результатов первых шести испытуемых мы полу­чили неожиданные данные - помимо признаков тревожности и проблем в сфере общения, мы обнаружили ряд признаков, которые есть в рисун­ках всех шести испытуемых. Нас заинтересовал этот феномен, и мы ре­шили параллельно с основным исследованием изучить рисунки детей незрячих и слабовидящих родителей, не ограничиваясь узкими возрас­тными рамками. В данный момент мы располагаем рисунками 13 испы­туемых обоего пола в возрасте от 4 до 34 лет. Причем трое испытуемых, вопреки инструкции, изначально выполнили два рисунка, и один из ис­пытуемых захотел еще раз нарисовать человека спустя полгода. Таким образом, на данный момент мы располагаем 17 рисунками - и большин­ство тех признаков, на повторяемость которых мы изначально обратили внимание, присутствует во всех 17 рисунках, еще несколько признаков отсутствуют в одном или двух рисунках. В частности, на всех 17 рисун­ках кисти рук либо непропорционально уменьшены или увеличены, либо деформированы или нарисованы в виде варежек, либо вовсе отсут­ствуют. Причем прослеживается следующая закономерность: в рисун­ках дошкольников (двоеиспытуемых, три рисунка) кисти непропорцио­нально увеличены, в рисунках младших школьников (шесть испытуе­мых, восемь рисунков) - непропорционально уменьшены и плохо про­рисованы, а в рисунках подростков и взрослых (четверо испытуемых, четыре рисунка) исчезают - только на одном рисунке из этой группы кисти присутствуют, но они скрыты варежками; на одном рисунке и руки, и ноги в виде колбасы, на двух - руки спрятаны за спину, причем на обоих этих рисунках ступни также отсутствуют; все эти рисунки вы­полнены разными людьми.

Другие постоянно повторяющиеся признаки, которые привлек­ли наше внимание, - это отклонение от вертикали и более или менее явное нарушение симметрии тела нарисованного человека. Эти призна­ки присутствуют с разной степенью выраженности во всех 17 рисунках, причем наименее выражены они в рисунках взрослых испытуемых (двое испытуемых, 22 и 34 года). Кроме того, в 14 рисунках из 17 на­блюдается отчетливое нарушение пропорций (этот признак отсутствует в рисунках обоих взрослых испытуемых и в рисунке одного из испы­туемых подросткового возраста), и в 12 рисунках присутствуют призна­ки непопадания линий в нужную точку.

Если непропорциональные, деформированные или отсутст­вующие кисти традиционно интерпретируются как указание на пробле­мы в сфере общения, то четыре последних признака А. Л. Венгер связы­вает не столько с личностными или эмоциональными особенностями, сколько с сенсомоторным развитием, с процессами созревания нерво-ной системы.

Чтобы объяснить выявленные нами особенности и то, что вы­раженность их, насколько можно судить по нашей выборке, должна уменьшаться с возрастом, мы должны либо не согласиться с данным утверждением и предположить большую роль научения в овладении вертикалью, симметрией и пропорциями, либо выдвинуть предположе­ние о том, что сенсомоторное развитие детей, которых растят родители, имеющие глубокое нарушение зрения, отличается от развития осталь­ных детей, поскольку один или оба родителя не имеют возможности прививать им с самого раннего возраста культуру зрительного воспри­ятия и графические навыки.

Молутова М. К.