logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Прогнозирование оценок студентами на экзамене

Как в России, так и во всем мире идет постоянное обновление вузовских образовательных программ, в частности проверки знаний. В зарубежных странах чаще применяют тестирование и письменную фор­му экзамена. Так, в Великобритании, Германии, Японии, США устные экзамены сдают только люди, имеющие высшее образование, компе­тентные в своей области, что придает им уверенность в себе и повышает стресс-толерантность (Галаган А. И., 2003; Wilkinson E., 1996). Несмот­ря на массовое внедрение тестирования в нашей стране, преподаватели считают, что уровень подготовленности субъектов можно лучше опре­делить в ходе беседы, вот почему студентам необходимо уметь предъ­являть свои компетенции при любой форме итогового контроля.

В нашем исследовании учащиеся перед началом экзамена опре­деляли желаемую, ожидаемую оценку, оценку себе. Затем прогнозируе­мые отметки сравнивались с реально полученной. Успешное предсказа­ние, ожидание результатов собственной деятельности и отношения дру­гих людей, выбор той или иной реакции зависят как от представления человека о среде, в которой он действует, так и от целого ряда свойств личности: оптимизм - пессимизм, тревожность, застенчивость, мотива­ция избегания неудачи (Фейгенберг И. М., Иванников В. А., 1978; Сычев О. А., 2009). Личностные особенности измерялись нами с помо­щью теста «стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, лич­ностного многофакторного опросника Кеттелла (16 PF), ОСТ В. М. Русалова.

Изучались наиболее часто используемые в России формы экза­менов: устная, письменная, тестирование. В результате анализа выявле­но, что возможно завышение, занижение и совпадение антиципируемых оценок по отношению к реальности, связанные с личностными особен­ностями учащихся.

На основе этого нами составлены рекомендации по развитию способности студентов прогнозировать в ситуации экзамена:

Данные рекомендации являются базисом программы по разви­тию способности студентов прогнозировать в контрольно-оценочной ситуации в зависимости от направленности их антиципируемых оценок, состоящей из блоков упражнений, способствующих развитию самостоя­тельности; формированию целеустремленности; развитию самооргани­зации; повышению мотивации и навыков учения в вузе; регуляции пси­хофизиологического состояния; повышению самооценки и уверенности в себе; развитию коммуникабельности, сенситивности; развитию мыш­ления, рефлексивных навыков. В ходе занятий должна использоваться психогимнастика, способствующая изменению состояний как группы, так и отдельных ее участников.

Антиципация студентов, будучи основой многих процессов са­морегуляции, в контрольно-оценочной ситуации обеспечивает психоло­гическую защищенность, так как снимает неопределенность относи­тельно будущих событий, что является, по И. А. Баевой (2002), одним из компонентов психологической безопасности образовательной среды. Успешная презентация студентом своих компетенций на экзамене по­зволяет ему выстраивать продуктивные стратегии взаимодействия, а преподавателю выявить зону его актуального развития, чтобы потом создавать оптимальные способы продвижения данной зоны.

Зайцева Я. Н. Валитова В. Р.