logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Персонологический факт и проблема уровней анализа

Персонология как новое интегративное направление в психоло­гии личности, предлагая вариант ответа на «вечные» вопросы методоло­гии, обрастает новой методологической проблематикой, анализ которой представляется актуальным. В данном докладе мы рассмотрим одну из методологических проблем зарождающегося персонологического на­правления, а именно игнорирование соотношения уровней анализа. Главный замысел персонологии - интеграция психологической теории и практики. Основным средством решения этой задачи выступает персо-нологический факт как результат эмпирического исследования, соответ­ствующий критериям нетривиальности, информативности и экзистен­циальной значимости. Будучи предъявленными испытуемым, такие факты становятся «психологическими орудиями» «самостроительства личности». Однако процедура получения персонологического факта связана со статистической обработкой индивидуальных показателей определенной выборки испытуемых. О ком это знание, какое отношение оно имеет к каждому конкретному участнику исследования как лично­сти? Обратимся к разработанной нами модели соотношения номотети-ческого и идиографического подходов как различных уровней анализа.

Суть ее можно представить в виде следующей метафоры: Рас­смотрим одну из картин, написанную в технике пуантилизма - мазками в виде точек. То, что издалека представляется как насыщенное синее небо, есть сочетание разноцветных точек. Будем развивать этот образ дальше, превратив его в так называемый фрактал, то есть объект, части которого подобны целому. Для этого представим, что каждая из точек также представляет собой картину, выполненную художником-пуантилистом, и аналогичным образом распадается на множество цве­товых точек, каждая из которых также образована картиной. И так до бесконечности. Этот образ может рассматриваться как метафора объек­та персонологического исследования. Всякий раз речь идет о соотноше­нии точек и картины - индивидуальности и закономерности, которое оказывается представленным на различных уровнях: начиная с уровня человечества до закономерного для конкретного человека в отдельной ситуации. Обозначенные уровни, по сути, представляют собой ответ на вопрос: в каких пределах справедлива выявленная в нашем исследова­нии психологическая закономерность? Взаимосвязь неких психологиче­ских параметров и ее интерпретация, полученные в ходе анализа пока­зателей группы индивидуумов, могут быть как применимы, так и не применимы в случае каждого из отдельно взятых испытуемых. Возвра­щаясь к метафоре, синий цвет неба складывается из точек самых разных цветов. То, что является психологическим фактом на уровне группы, превращается не более чем в гипотезу, когда мы пытаемся «спустить» его на уровень индивидуальности.

Проблема здесь в том, что любой изучаемый феномен реально существует лишь в контексте системы психической организации от­дельных людей, от которой он условно абстрагируется в процессе про­ведения номотетического исследования. Стремясь выделить общее в изучаемом феномене у отдельных испытуемых, мы затушевываем ин­дивидуальные различия, образуя новую целостность в видении феноме­на: из отдельных точек складывается небо. Мы приходим к предполо­жению об относительности истинности психологического факта к уров­ню анализа, на котором он был получен. Этот вывод позволяет нам вер­нуться к методологии персонологии, сделав важные замечания и пред­ложив варианты разрешения возникших затруднений.

Итак, какое отношение к психической реальности испытуемого имеет сообщенный ему персонологический факт, полученный в иссле­довании? С нашей точки зрения, речь идет о различных уровнях анали­за. Результат психологического исследования - это знание «о них», о группе испытуемых, составлявших выборку исследования. То обстоя­тельство, что данный конкретный испытуемый входит в обозначенную группу, еще не свидетельствует о том, что полученная закономерность справедлива и в его случае. Традиционный вариант обратной связи по результатам психологического исследования в этом отношении более адекватен, т. к. нет пересечения уровней анализа: испытуемому сообща­ется его же психологический портрет. Возможный вариант решения выявленной проблемы - осмысление полученных результатов: как групповых, так и индивидуальных, а также их соотношения - в совме­стной работе персонолога и участника исследования. В этом случае персонологический факт сможет в большей степени проявить свой по­тенциал как орудие самостроительства личности, а соотношение уров­ней анализа будет учтено.

Хабибулин Р. К.