logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе

В отечественной литературе адаптация рассматривается как многоуровневый, динамический процесс, имеющий свою структуру, определенную последовательность к особенности протекания (Д. Л. Андреева, Н. А. Довголевская, Л. Г. Егорова, И. А. Милославова, Ю. С. Колесов, П. А. Просецкий и др). Адаптация всегда связана с пере­ходом на новые режимы, вхождением в новые социальные роли, т. е. с определенной перестройкой личности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения и приобретение ими нового социального статуса студента предполагает процесс адаптации, который может про­текать без психофизиологических срывов, а может создавать для начи­нающих студентов существенные сложности на начальном этапе их вузовского обучения. Адаптация к вузовскому обучению преимущест­венно содержит социально-психологический аспект - это преобразова­ние стиля взаимодействия личности в новой социальной среде (в учеб­ной группе) и приобретение нового социального статуса. В процессе социальной адаптации реализуются значимые потребности молодых людей, такие как потребность в достижении, признании различных спо­собностей, определяющих ролевой статус студента в группе.

Однако ситуация вузовского обучения может иметь целый ряд факторов, по отношению к которым у студентов на начальном этапе обучения не сформирована стрессоустойчивость (ситуация устных вы­ступлений на семинарах, выполнение контрольных, зачеты и экзамены). Некоторым студентам не достает личностных ресурсов для адаптации к условиям и требованиям вузовского обучения. Личностный адаптаци­онный ресурс может быть еще более ограничен, если студенту прихо­дится обучаться на неродном языке. Очевидно, что адаптация россий­ских и иностранных студентов к вузовскому обучению имеет как еди­нообразие, так и различия.

Изучению специфики факторов, связанных с процессом соци­ально-психологической адаптации российских и иностранных студен­тов, была посвящена наша эмпирическая работа. Группа иностранных студентов состояла из китайских студентов первого курса, обучающих­ся на филологическом, психологическом и факультете социологии, в возрасте от 20 до 24 лет, общей численностью в 20 человек, из кото­рых 12 были девушки и 8 юноши. Психологическая диагностика была выполнена в процессе работы волонтерского семинара по оказанию по­мощи в организации процесса обучения и его психологическом сопро­вождении. Группа российских студентов первого курса обучения была сформирована из бакалавров экономического факультета. Их возраст: от 18 до 22 лет, общая численность - 52 человека, из которых 19 юно­шей и 33 девушки.

Исследование проводилось в процессе изучения курса «Психо­логия», методики выполнялись студентами самостоятельно в рамках домашней работы по курсу. Статистическая обработка информации бы­ла проведена нами по программе SPSS. По результатам полученной ста­тистики адаптированность как свойство личности соответствует сред­нему уровню выраженности и у группы российских студентов, и у группы иностранных студентов. Была выявлена тенденция, по которой можно считать, что в среднем показатель «адаптированность» выше у иностранных студентов (26,3 +- 6,8 и 23,5 +- 5,6).

При изучении уровня психологической гибкости поведения, по­требности в достижении и стрессоустойчивости значимых различий между сравниваемыми группами не обнаружено. Можно констатиро­вать наличие тенденции, которая проявилась в том, что уровень психо­логической гибкости в среднем значении выше у российских студентов и составляет 5,2 +- 1,9, а у иностранных студентов он равен 4,7 +- 3,1. Потребность в достижении у российких и китайских студентов одина­кова (11 +-3,4, 11,1 +- 4,3). По показателю «стрессоустойчивость» зна­чения выше у иностранных студентов (21,8 +-5,5, 19,5+-6,5). Значимые различия обнаружены при сравнении характеристики «потребность в одобрении», у группы иностранных студентов показатель по этой ха­рактеристике ниже, чем у группы российских студентов (6,1 +- 3,0, 8,4 +- 3,2). С нашей точки зрения, выявленное различие может быть объяснено тем, что российским студентам в большей мере, чем ино­странным необходимо отстаивать свою роль в группе и в связи с этим потребность в одобрении приобретает большую ситуационную значи­мость. Срезовое исследование личностных факторов, связанных с про­цессом адаптации у российских и иностранных студентов-первокурсников, показало, что по изученным характеристикам различия проявились только в том, что касается потребности в одоброении, кото­рая у российских студентов более выражена, чем у иностранцев.

Афанаьсева А. С. Селин А. В.