Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
Актуальность. В настоящее время в российской экономике появляются новые профессии и сферы деятельности, которые являются результатом развития рыночных отношений. Это создает проблему научного описания профессий и практической разработки методов отбора и подготовки кадров. Важно знать, какие именно профессионально важные качества сотрудников и менеджеров, как правило, молодого возраста, необходимы для успешной работы в новых производственных сферах. Значимым аспектом проблемы является вопрос о психологических профессионально значимых качествах молодых женщин-менеджеров, для которых могут быть разработаны необходимые для практики методики и профессиограммы.
Психологическая компетентность менеджера. В настоящем исследовании психологическая компетентность молодого менеджера рассматривалась как комплекс профессионально значимых качеств, среди которых могут быть выделены два фундаментальных: жизнестойкость и авторитет среди сотрудников.
1. Личностная переменная «жизнестойкость» (эквивалент hardiness, С. Мадди) характеризует меру способности личности выдер- живать стрессовую ситуацию, не снижая успешности деятельности.
2. Авторитет - это представление о человеке как о компетентной в конкретных вопросах личности, существующее в сознании окружаю- щих.
Выборка и методы исследования. Выборку для исследования составили женщины-менеджеры, отобранные в соответствии с результатами проведенных социометрии и теста жизнестойкости в 12 структурных подразделениях одного из крупных московских предприятий. Всего было протестировано 27 женщин. Возрастной диапазон: 24-29 лет. В исследовании были использованы следующие методы:
-
тест жизнестойкости (Д. А. Леонтьев);
-
социометрия (Я. Морено);
-
16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл);
-
тест структуры интеллекта - 1ST (Р. Амтхауэр);
-
семантический дифференциал времени (Л. И. Вассерман);
-
методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности;
• проективная методика «психологическая автобиография» и рефлексивный тест-самоотчет «Кто я в будущем?» в авторской модификации;
• непараметрический U-критерий Манна-Уитни и др.
Результаты исследования (учитывались только значимые и достоверные различия - при p < 0,01 и p < 0,05) Посредством сравнительного анализа результатов по тесту жизнестойкости были отобраны пять молодых женщин-менеджеров со статистически значимо более высоким уровнем жизнестойкости и высоким социальным статусом. Для них характерны сдержанность и рассудительность в установлении межличностных связей, активность в социальной сфере с проявлением делового лидерства (А-, F-, H+). Они отличаются независимостью характера, прямолинейностью в общении. Характеризуются приверженностью общепринятым правилам и нормам (Е+, Q2-, G+, N-), устойчивостью, уверенностью в себе и в своих силах, спокойным адекватным восприятием окружающей действительности, умением контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивостью; им свойственны развитые волевые качества, в поведении — уравновешенность, направленность на реальную действительность (C+, O-, Q3+, Q4-, G+); характерны: высокая оперативность, подвижность мышления, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, тенденции к радикализму (B+, M+, Q1+, E+). Им свойственна высокая идентичность со своим социальным статусом. Они отличаются более высоким уровнем интеллекта по сравнению со средними значениями своих коллег («Number Rows», «Selection of figures», «Tasks with cubes» и др.) На уровне нормативных идеалов доминирует мотивационная цель «универсализм».
Вместе с тем в реальном поведении они руководствуются моти-вационными целями: «самостоятельность», «безопасность», «достижения» и «доброта». Характерны активная позиция в настоящем, положительно эмоционально насыщенный образ профессионального будущего;
характерны насыщенные событиями, планами и целями глубокая ретроспекция и неглубокая антиципация; значительная доля антиципируемых будущих событий и ролей связана с профессиональным и карьерным ростом.
Выводы. Возможно, психологически компетентные молодые женщины-менеджеры пользуются авторитетом среди коллег и подчиненных женского пола, так как отличаются от них специфическими личностными особенностями и более высоким уровнем интеллекта; они также выделяются мужчинами как непохожие на других женщин и потому высоко оцениваются, как исключения, опровергающие стереотипное представление мужчин о недостаточной способности женщин к руководящей работе.
Баранская С. С.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ
Этимологически термин организационная лояльность имеет смысл законопослушного, нормативного поведения. Наряду с представлениями о преданности и верности, ряд моделей (И. Г. Чумарин, К. В. Харский, А. Ковров) представляет организационную лояльность именно в аспекте благонадежности персонала: соблюдения сотрудниками норм и правил компании, отсутствия неправомерных действий в отношении своей организации и аспектов ее деятельности. Как правило, именно характеристики нормативного поведения сотрудников служат критериями определения их как лояльных или же нелояльных по отношению к организации. Таким образом, законопослушное, нормативное поведение сотрудников является первой и обязательной ступенью в формировании преданности и верности как более сложных уровней организационной лояльности. Наличие указанного нормативного компонента говорит о необходимости рассмотрения такого основополагающего фактора, как организационная справедливость, способного оказывать влияние на формирование организационной лояльности.
Цель проведенного исследования состояла в изучении взаимосвязи организационной лояльности с основными видами организационной справедливости (справедливости взаимодействия, распределения и процедурной справедливости). Для достижения данной цели на первом этапе были оценены уровни организационной справедливости, а также уровень организационной лояльности сотрудников. На втором этапе исследования была проанализирована взаимосвязь уровней лояльности сотрудников с уровнями организационной справедливости.
В исследовании приняли участие 301 сотрудник (152 женщины, 149 мужчин) шести коммерческих и государственных организаций в возрасте от 21 до 74 лет, со стажем работы от 0,5 до 48 лет. В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник «организационная справедливость» (русскоязычная адаптация опросников П. Суини, Д. МакФарлина, Б. Нихоффа и Р. Мурмана), а также опросник лояльности, разработанный самостоятельно. Использованные методики прошли психометрическую проверку показателей валидности и надежности и удовлетворяют минимальным требованиям, предъявляемым исследовательским методикам. Для обработки результатов исследования был использован регрессионный анализ.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1 . Организационная лояльность сотрудников находится преимущественно на среднем и высоком уровнях. Сотрудники испытывают гордость за свою организацию, они вовлечены, заинтересованы делами и проблемами своей компании и готовы трудиться, прилагать усилия на благо успешного развития своей организации.
-
Общий показатель организационной справедливости и ее видов находится преимущественно на среднем уровне. Степень справедливости процессов принятия решений и проведения организационных процедур, распределения поощрений и благ среди сотрудников, а также их взаимодействия со своим руководством представлена в равном соотношении для всех указанных видов справедливости. Наибольший показатель уровня справедливости относится к характеристикам межличностного общения и возможностям открытого, доступного информационного обмена между сотрудниками и руководством. Сотрудники чувствуют внимательность, уважение и искренность в общении с руководством, считают его честным и открытым в предоставлении необходимой в работе информации и готовым для продуктивного взаимодействия.
-
Выявлена взаимосвязь показателей уровня организационной лояльности с организационной справедливостью и ее видами. Наибольший вклад в показатель организационной лояльности сотрудников вносит процедурная справедливость. Возможность участия сотрудников в процессах разработки и обсуждения организационных решений, их последующей реализации и коррекции способствует повышению уровня организационной лояльности. Честность, непредвзятость и объективность организации в назначении материальных и нематериальных поощрений и их распределении среди сотрудников также способствует формированию и развитию лояльности у сотрудников по отношению к своей компании.
Проведенное исследование подтверждает наличие и значимость нормативного компонента при рассмотрении факторов организационной лояльности. Учет организационной справедливости как фактора лояльности сотрудников позволяет совершенствовать систему формирования и повышения организационной лояльности в практической деятельности, а также проясняет само понятие лояльности и возможности дифференциации ее уровней.
Белов А. Б.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова