logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии

Известно, что правильная, разборчивая и интересная речь явля­ется одним из важнейших условий полноценной коммуникации, ключе­вой профессиональной компетенцией, показателем психического и нравственного здоровья человека, важнейшим фактором духовного раз­вития нации. В наши дни проблема культуры речи и речевой коммуни­кации приобретает высокую общественную и социальную значимость, поскольку с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих те или иные трудности речевого общения (это около 70% первоклассни­ков). Более того, в современной школе имеет место тенденция замены естественного диалогического общения учителя с учениками письмен­ными ответами на тесты, «общением» с компьютером, что, к сожале­нию, сужает коммуникативно-речевые возможности ребенка. Коммуни­кативно-речевые нарушения сейчас частое явление и среди взрослого населения, а тем не менее именно данные умения входят в профессио­нальную компетентность современного специалиста и обеспечивают его востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

Вышесказанное убеждает нас в необходимости поиска методов и технологий работы по коррекции, развитию и совершенствованию коммуникативно-речевой деятельности у лиц разной возрастной катего­рии. Такие технологии существуют, они входят в состав системы се­мейной групповой логопсихотерапии (СГЛПТ). Система СГЛПТ бази­руется на методе групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой, кото­рый с середины 60-х годов ХХ века изначально создавался для коррек­ции невроза речевого общения в форме заикания.

Вот уже более 25 лет данная система успешно развивается под руководством доктора психологических наук Н. Л. Карповой (1997, 2003). СГЛПТ - сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии. Основная цель СГЛПТ - не «лечение заикания», а восстановление нарушенного речевого общения через глу­бинное преобразование личности и семейной среды. Весь цикл лого-психотерапевтической работы предусматривает, прежде всего, обучение эффективному речевому общению и ведется под лозунгом: «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором!». Это требование к новой восстановленной речи было сформулировано в 20-е годы ХХ в. бывшим заикавшимся И. И. Тартаковским, который подтвердил известный в психологии «феномен Демосфена». В Самаре работа групп СГЛПТ ведется с 2001 г. на базе Центра развития образования сотрудниками лаборатории психологии общения и развития речи. За это время органи­зовано и проведено шесть таких групп, в которых получили помощь заикающиеся дети, подростки и взрослые в возрасте от 8 до 45 лет (это более 70 человек), их родители и родственники (около 170 человек). Консультативную помощь получили около 40 семей дошкольников с заиканием. На базе групп ежегодно проводятся практико-ориентированные курсы повышения квалификации для психологов и педагогов Самары (в настоящее время обучение прошло около 70 спе­циалистов Самары), проходят практику студенты психолого-педаго­гических факультетов вузов Самары. Результаты работы периодически обсуждаются на научно-практических конференциях областного, обще­российского и международного масштаба.

Десятилетний опыт работы в Самаре позволил увидеть широкие образовательные возможности данной системы и адаптировать ее к ра­боте с другими видами нарушения речевой коммуникации (в частности, с дисграфией и дислексией), а также использовать методические воз­можности системы СГЛПТ в учебно-консалтинговой работе (проведе­ние тренингов и обучающих семинаров по эффективной речевой ком­муникации). В настоящее время на основе системы СГЛПТ разработана и успешно апробируется в трех образовательных учреждениях Самары программа по профилактике трудностей усвоения письменной речи у младших школьников во внеучебной деятельности. Разработана и ап­робирована программа «Психолого-педагогическое сопровождение де­тей с ОНР в компенсирующих группах методами семейной групповой логопсихотерапии». На основе системы СГЛПТ разработаны и успешно проводятся тренинги и обучающие семинары для студенческой аудито­рии, для специалистов по следующим направлениям: техника речи и постановка голоса; технология эффективного публичного выступления и презентации; основы саморегуляции; профилактика эмоционального выгорания педагогов и т. п. Таким образом, система СГЛПТ обладает широкими методическими и образовательными возможностями, эффек­тивность которых подтверждается многолетней практикой, что позволя­ет решать различные коммуникативно-речевые проблемы в любом возрасте.

Клиническая психология, психофизиология и психология здоровья

Абдуллаева В. К.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СТАТУСА БОЛЬНЫХ ГЕРОИНОВОЙ НАРКОМАНИЕЙ

В настоящее время употребление наркотиков является важней­шей не только клинической, но и психологической проблемой. Высокий уровень специализированной лечебно-диагностической и реабилитаци­онной помощи больным наркоманиями невозможен без внедрения эф­фективных, доступных и информативных методов психологического об­следования пациентов. Основным синдромом состояния химической за­висимости является патологическое влечение к наркотическому или дру­гому психоактивному веществу. В ряде исследований установлена связь между аффективными расстройствами и патологическим влечением к психоактивному веществу (Исраелян А. Ю., 2009, Балашов П. С., 2003; Gerra G., Zaimovic A., 2004).

Целью исследования явилась психологическая оценка эмоцио­нального статуса больных героиновой наркоманией. В ходе исследова­ния было обследовано 156 больных героиновой наркоманией. Средний возраст больных составил 24,5 года, средняя суточная доза наркотика составила 0,95 г героина в сутки. Распределение по длительности воз­держания от наркотика: максимальное значение воздержания от нарко­тика при обращении составило 168 часов (семь суток), минимальное -0,5 часа.

Для оценки эмоционального статуса была использована шкала HADS. Шкала обладает высокой дискриминантной валидностью в от­ношении двух расстройств: тревоги и депрессии. При анализе данных уровня тревоги и депрессии (n = 156) пациенты распределились на три группы: 58 пациентов (37,2%) обнаружили клинически выраженную тревогу, 48 (30,8%) - слабо выраженную тревогу, у 50 человек (32,1%) выявлено отсутствие симптомов тревоги. У 69,9% больных выявлены симптомы тревоги в период воздержания от приема наркотиков.

При исследовании уровня депрессии получены следующие ре­зультаты: 54 пациента (35%) обнаружили клинически выраженную де­прессию, 53 (34%) - субклинически выраженные признаки депрессии, у 49 человек (31%) симптомы депрессии отсутствовали. У 77 (49,4%) пациентов совпадала степень выраженности тревоги и депрессии. У данной группы больных проведено изучение связи степени выражен­ности тревоги и депрессии с другими признаками (средний возраст, максимальная суточная доза наркотика, время воздержания от наркоти­ков).

В процессе исследования были выявлены следующие закономерно­сти. У 67,5% пациентов были признаки и тревоги, и депрессии. В группе с кли­нически выраженной тревогой и депрессией средний возраст составил 26,0 года, в группе с субклиническим уровнем тревоги и депрессии - 24,3 года, в группе пациентов без признаков тревоги и депрессии - 24,8 года. Следователь­но, более старший возраст определяет большую возможность появления трево­ги и депрессии у больных героиновой наркоманией. У пациентов с клинически выраженной тревогой и депрессией наблюдалась самая высокая употребляемая средняя суточная доза наркотика - 1,12 г героина. У больных с субклиниче­ским уровнем тревоги и депрессии средняя суточная доза наркотика составля­ла 1,03 г героина. В группе пациентов без признаков тревоги и депрессии отме­чена самая низкая суточная доза - 0,68 г героина.

Таким образом, чем выше средняя суточная доза употребляемого нар­котика, тем выше степень выраженности тревоги и депрессии, т. е. выявлена прямая зависимость между средней суточной дозой наркотика и уровнем вы­раженности тревоги и депрессии в период воздержания от приема наркотиков. В группе с клинически выраженной тревогой и депрессией наблюдался самый короткий промежуток времени воздержания от наркотика (12,6 часа), в группе с субклиническим уровнем тревоги и депрессии - 19 часов, а в группе пациен­тов без признаков тревоги и депрессии - 25,2 часа. Следовательно, чем мень­шее время прошло с момента последнего приема наркотика, тем выше степень выраженности тревоги и депрессии, т. е. выявлена обратная зависимость меж­ду временем воздержания от наркотика и уровнем выраженности тревоги и депрессии.

Таким образом, у исследуемой группы больных героиновой наркома­нией в период воздержания от приема наркотиков в 70% случаев выявляются той или иной степени выраженности эмоциональные расстройства в виде тре­воги и депрессии. При этом в 49% наблюдений установлена корреляция между тяжестью депрессии и степенью выраженности тревоги. Более высокая сред­няя суточная доза потребляемого наркотика определяла большую степень вы­раженности тревоги и депрессии. Однако при увеличении периода времени воздержания от наркотика глубина и тяжесть тревожно-депрессивных рас­стройств снижается, что совпадает с появлением и нарастанием соматических расстройств в рамках абстинентного синдрома.

Афанасьева Д. В.