logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие

Проблемы морали, нравственности волновали человека с мо­мента зарождения человеческого общества. Эти вопросы затрагивались как в трудах философов (В. В. Розанов, В. С. Соловьев, С. Н. Трубец­кой, П. Флоренский, Н. А. Бердяев), педагогов (А. И. Ушинский, Т. В. Гаврилова), так и психологов (Л. Кольберг, К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, М. И. Воловикова). В связи с тем, что в нашей стране происходят не только экономические, но и политические изме­нения, которые затрагивают духовно-нравственную сферу, вопросы морального развития являются особо актуальными. Анализируя работы отечественных авторов, можно отметить, что большая их часть выпол­нена в советское время, а потому плотно связана с господствующей идеологией. В связи с этим основной пласт исследований направлен на изучение нравственной сферы не как целостной характеристики лично­сти, а как интегративного образования (отдельно исследовались: когни­тивный компонент [нравственный знания, представления, понятия], эмоциональный [моральные чувства, эмоции], поведенческий, нравст­венное сознание). При довольно большом количестве работ, посвящен­ных изучению нравственной сферы дошкольников (Субботский Е. В., 1983; Якобсон С. Г., 1984) и подростков (Редькина Е. Б., 1994; Фельдштейна Д. И., 1988; 1989; Божович Л. И., 1968), работ, направлен­ных на изучение моральной сферы в периоды юности и взрослости крайне мало.

В работах отечественных исследователей отражено представле­ние о том, что развитие морально-нравственной сферы связано с раз­личными факторами: со степенью ригидности и структурированности нравственных норм, интеллектуальной вовлеченностью субъекта (Воловикова М. И., Ребеко Т. А., 1990); самооценкой (Сапожникова Л. А., 1998); мотивационной сферой (Капустин Н. П., 2001) гендерными фак­торами (Сапожникова Л. А., 1998). В своей работе мы планируем также рассмотреть факторы, влияющие на развитие морально-нравственной сферы.

Опираясь на положение Л. И. Божович о том, что нравственное развитие не изолированный процесс, а связанный с социальным, наряду с индивидуально-типологическими особенностями мы выделили микро-и макросоциальные факторы. Под первыми мы понимаем микросреду, в которой рос и развивался респондент (особенности семейного воспита­ния), под макросоциумом мы понимаем размер города, в котором про­живает испытуемый.

В данной статье мы планируем подробнее остановиться на пара­метре макросоциума. В опросе приняли участие респонденты из мегаполи­са (Санкт-Петербура) и провинциального города (Челябинская область). В пилотажном исследовании принимали участие 40 студентов колледжа из этих городов. Для изучения особенностей развития нравственной сферы испытуемых нами были использованы методики «Моральный выбор» и «Морально -нравственные ориентации» (А. А. Хвостова). Нами были выяв­лены достоверные различия по Т-критерию Стьюдента (p < 0,01). Согласно результатам исследования, респонденты из небольшого города отличаются более высоким уровнем развития морально-нравственной сферы. Таким образом, можно предположить, что макросоциальные факторы оказывают влияние на развитие морально-нравственной сферы.

Свередюк Е. В.