logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов

В условиях социальных и жизненных изменений, наблюдаемых во всем мире, серьезные изменения произошли и в сфере гендерных представлений. Однако в настоящее время не без влияния феминисткого движения существующие в обыденном сознании стереотипы маскулин-ности-фемининности, противопоставляющие мужчин и женщин (муж­чины - доминантны, агрессивны, уверены, рациональны, а женщины -зависимы, эмоциональны, конформны, интуитивны) существенно ме­няются. Более того, на современном этапе общественного развития все чаще появляются утверждения о том, что современные мужчины не со­ответствуют изменившимся социальным условиям, о наличии «кризиса маскулинности».

Существуют разные стереотипы, представления, каноны маску­линности даже в пределах одной социальной и культурной системы. От того, как и под чьим влиянием осуществляется процесс гендерной социализации, в какой субкультуре происходит становление идентично­сти человека, зависят и его представления о маскулинности-фемининности. Так, в современном обществе активно развивается суб­культура футбольных фанатов, которая нередко вызывает негативное отношение со стороны общества вследствие агрессивного поведения ее членов, обладающих жесткой, часто ригидной жизненной позицией.

Цель исследования - изучение существующих представлений, образов мужественности и их связей с личностными особенностями в среде мужчин - футбольных фанатов и мужчин, не являющихся фут­больными фанатами. Выборку исследования составили две группы мо­лодых людей. В одну группу вошли молодые люди, являющиеся фут­больными фанатами (22 человека, средний возраст - 23 года). Они по­сещают более 70% домашних матчей команды за сезон, совершили не­сколько поездок в другие города на игры команды. Во вторую группу вошли молодые люди, которые не являются членами субкультуры фут­больного фанатизма (25 человек, средний возраст - 22 года).

Для проведения исследования нами был сформирован методи­ческий комплекс, в который вошли следующие методики: «ассоциации» и «семантический дифференциал» для выявления представлений о му­жественности и «настоящем мужчине»; методика диагностики психоло­гического пола С. Бэма (для изучения степени выраженности черт мас-кулинности-фемининности); проективная методика «изображения» для изучения образов мужественности.

В результате исследования мы выявили, что для футбольных фанатов характерно присвоение себе как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств. Это проявилось в результатах проведен­ной методики С. Бэм, направленной на выявление психологического пола человека. Полученные данные показали, что для современных мо­лодых людей характерна андрогинность в психологическом плане. При этом для футбольных фанатов характерна ярко выраженная тен­денция к маскулинному психологическому полу, а для молодых людей, не являющихся членами фанатской субкультуры, характерна направ­ленность на фемининность в проявлении психологического пола. В об­разном восприятии мужественности и мужественного человека для футбольных фанатов характерно отрицание качеств и внешних прояв­лений, которые традиционно обозначаются как женские. В качестве проявлений мужественности, формирования образа мужественного че­ловека футбольные фанаты обращались к таким категориям, которые традиционно считаются мужскими. Кроме того, футбольные фанаты особым образом воспринимают и трактуют человеческую сдержан­ность. Для них сдержанность является формой проявления слабости, неуверенности, нерешительности. Сдержанность ими противопоставля­ется активности, решительности, целеустремленности и силе. Представ­ление о мужественном человеке, образ мужественности в группе фут­больных фанатов отличается стереотипностью, малой вариативностью, что свидетельствует о четком видении того, что есть мужественность и мужественный человек, а также подчеркивает традиционность пред­ставлений. Кроме того, футбольные фанаты продемонстрировали важ­ность конструкта «мужественность» в структуре их мироощущения и представления себя в различных аспектах. Они хорошо знают, как дол­жен выглядеть и как должен вести себя мужественный человек, и что ему не должно быть присуще. Они воспринимают себя как мужествен­ных людей и предполагают развивать свою личность в сторону большей мужественности.

Каськова Д. С.