logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Развитие личности через идентификацию с литературным героем

Основным интересом нашей научной работы является форми­рование ценностно-смысловой сферы личности и его взаимосвязь с культурным и информационным пространством. Культурно-историчес­кая психология Л. С. Выготского (Выготский Л. С., 2005) описывает процесс и результаты взаимодействия личности с культурой, теория архетипов К. Г.Юнга (Юнг К. Г., 2005) и отечественная школа сказкоте-рапии (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., 2008) описывают отдельные случаи выстраивания своего жизненного пути в соответствии с культурными образцами. Однако нас заинтересовали механизмы восприятия челове­ком литературной, кинематографической или документальной истории (в данном случае английский язык оказывается богаче: имеется в виду story, а не history), которая может оказаться значимой и влияющей на формирование личности.

В работе нарративиста и когнитивиста Р. Джеррига «Пережива­ние нарративных миров» (Richard J. Gerrig, 2000) мы нашли подробное описание активной работы читателя или зрителя с текстом/исто-рией/сценарием/нарративом: это «реакция участия»; «саспенс», состояние напряжения и неопределенности, которое тем сильнее, чем больше иден­тификация читателя с героем истории; таким образом, чтобы история вызвала отклик и произошло вовлечение и перемещение в нарративный мир, история должна резонировать со значимыми темами идентичности читателя. Кроме того при сильной идентификации «реципиент» истории обязательно начинает ее переписывать в соответсвии с собственными представлениями об эстетике, справедливости, поведении людей и т. д., и таким образом становится соавтором.

Именно идентификация и «переписывание» заинтересовали нас больше всего, однако в случае опроса читателей или кино- и телезрите­лей об их мыслях и эмоциях возникло бы множество искажений. К сча­стью, мы нашли уникальное явление «фанфикшн», литературную тра­дицию и субкультуру, в которой фанаты книг и фильмов пишут про­должения, объяснения или альтернативы любимым сюжетам. Изначаль­ный сюжет называется «каноном», сообщество фанатов и одновременно совокупность текстов вокруг одного «канона» - «фэндомом», отдельное произведение в жанре «фанфикшн» - фанфиком, а его автор - «фанфи-кером». Фанфикер объединяет в себе создателя и «реципиента» исто­рии, и потому, основываясь на творчестве фанфикеров, можно отсле­дить мысли и эмоции, возникающие у читателя или зрителя; а учитывая разницу между образами героев в каноне и в фанфике, можно сделать выводы об особенностях личности и характере фанфикера.

Мы проанализировали работы 105 фанфикеров в фэндоме книг и фильмов о Гарри Поттере (как самое многочисленное, интернацио­нальное и ресурсное сообщество) по ряду критериев: жанр, рейтинг, любимые герои и отношение к канону - детализация, заполнение про­бела или альтернатива. Анализируя составленные профили испытуемых мы разделили их на две группы. Первая группа (59 человек) пишет об одних и тех же героях, использует одинаковые жанры и рейтинги и соз­дают альтернативы канону; их рассказы отличаются довольно сильной эмоциональной напряженностью. Вторая группа (46 человек) пишет о разных героях, пробует себя в разных жанрах и редко ставит высокие рейтинги, чаще использует пародию, а также предпочитает более слож­ные виды работы с каноном - заполнение пробела и детализацию. Можно предположить сильную идентификацию с героями у первой группы участников исследования.

Для проверки гипотезы мы предложили фанфикерам из обеих групп с помощью метода парных сравнений оценить себя и «себя-идеального», а также двух часто используемых героев в канонном вари­анте и варианте своих фанфиков. У фанфикеров первой группы полу­чился большой разрыв в оценке «себя-реального» и «себя-идеального», зато связь между собой и любимым героем канона, а также между сво­им идеальным образом и образом героя в своей версии истории о мире Гарри Поттерра была очевидна. Следовательно, через идентификацию с литературным героем фанфикер меняет литературного героя и развива­ется сам. У второй группы участников исследования разница между «Я-реальным» и «Я-идеальным» невелика, а образы «я» сильно отлича­ются от оцениваемых образов любимых героев. Значит, путем написа­ния фанфиков вторая группы испытуемых решает другие задачи. В чем причина такого разделения мы, попробуем понять в продолжении наше­го исследования, где оценим защитные механизмы и свойства личности и особенности самооценки и эмоциональной регуляции у обеих групп участников исследования.

Рудыхина О. В.