logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида

Современные исследования семей, воспитывающих детей с огра­ниченными возможностями здоровья, выделяют ряд проблем, с которыми сталкиваются родственники инвалида. Прежде всего, это проблемы, свя­занные со специфическими особенностями той или иной инвалидности. Однако не менее важными являются и различные негативные внешние факторы, оказывающие воздействие на членов семьи инвалида. К таковым можно отнести часто встречающуюся некомпетентность специалистов в области оказания психологической помощи. Как правило, в центре внима­ния врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работающих в социаль­ной сфере, находится человек с ограниченными возможностями здоровья. Состояние же его близких учитывается мало или не учитывается вовсе, «вместо того, чтобы предоставлять информацию, поддерживать и форми­ровать чувство контроля, в котором нуждаются эти семьи во время кризиса, многие профессионалы игнорируют членов семьи, за исключением момен­тов сбора сведений о пациенте» (Николас М., Шварц Р., 2004). При этом следует отметить, что родственники инвалида сталкиваются не только с дополнительными физическими нагрузками по уходу за больным, но и с психологическими переживаниями особого рода, выходящими за рамки обычного человеческого опыта. Так, в работах В. В. Ткачевой отмечается, что «переживания, выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах» (Ткачева В. В., 2004). Как правило, на фоне личностных изменений родст­венников инвалида под влиянием травмы нарушаются взаимоотношения в семье, появляются конфликты, связанные с ответственностью за жизнь и здоровье инвалида, с повседневными заботами и уходом за больным. По­мимо исследований родителей инвалида появляются исследования их сиб-лингов, дедушек и бабушек, в которых уделяется большое внимание оказа­нию травмирующего влияния болезни на физическое и психическое со­стояние всех членов семьи (P. E. Vadasy, R. R. Fewell, D. J. Meyer, S. Mulroy, L. Robertson, K. Aiberti, H. Leonard, C. Bower, В. Mandleco, Т. Dyches, Е. Marshall и др).

Проведенные исследования показывают, что родственники ин­валида нуждаются в психологической помощи профессионалов. На се­годняшний день накоплен определенный опыт работы с такими семья­ми. Это психообразование, психотерапия и тренинги по формированию отдельных навыков. Однако стоит отметить, что большинство специа­листов ощущают нехватку глубоких знаний для проведения подобной работы, поэтому зачастую она ведется лишь на бумаге.

В настоящее время происходит развитие системы обучения и повышения квалификации специалистов социальной сферы, работаю­щих с инвалидами. Разрабатываются специальные учебные программы, учитывающие необходимость освоения данными специалистами знаний по семейной и возрастной психологии, знаниий о специфике того или иного заболевания, ограничивающего жизнедеятельность человека. Не менее важным моментом является компетентность в области психоло­гии общения, или коммуникативная компетентность. По нашему мне­нию, сложность коммуникации с родственниками инвалида заключается в том, что специалисты сталкиваются с тяжелыми чувствами, глубоки­ми переживаниями членов семьи и с собственной беспомощностью, основанной на невозможности кардинально изменить ситуацию - пол­ностью победить болезнь. Вместе с тем, у специалистов часто отсутст­вуют навыки рефлексии, активного слушания, умения отвечать на при­ступы отчаяния и ярости, обиды и вины пониманием, а не защитной реакцией. В этой связи становится очевидной необходимость включе­ния в программы обучения работе с инвалидом и его семьей занятий, позволяющих освоить практический инструментарий коммуникативной компетентности.

Основываясь на опыте проведения практических занятий в формате тренинга со специалистами социальной сферы - психологами, социальными педагогами и воспитателями, руководителями социоза-щитных учреждений - нами было отмечено приобретение ими профес­сиональной уверенности, повышение стрессоустойчивости, эмпатии.

В заключение следует отметить, что в последние три десятиле­тия в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирова­ния политики в отношении инвалидов. Однако психологические аспек­ты данной проблематики остаются недостаточно исследованными. В этой связи необхоимо подчеркнуть, что обучение специалистов работе с семьей инвалида является важным направлением, требующим разработ­ки и глубокого изучения.

Глод Н. В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

И ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ

Социализация ребенка в условиях семьи является одной из важнейших теоретических и практических проблем психологии. Фор­мирование личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, а также, безусловно, отношением к ребенку. Особую актуальность для педагогической теории и практики приобретают исследования, затрагивающие различные аспекты форми­рования личности в семье и, в особенности, изучение влияния психоло­гического климата семьи на процесс адаптации современного подростка к дальнейшей самостоятельной жизни. Как отмечает Б. Д. Парыгин, психологический климат является существенным фактором жизнедея­тельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни, на повседневное самочувствие, работоспо­собность и уровень творческой и личностной самореализации

(Б. Д. Парыгин, 1999).

Для современных подростков проблема социальной регуляции поведения, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Следует отметить, что установки в подростковом возрасте проявляются в различных сферах психической жизни. Наибольшую выраженность они приобретают в мотивационно-потребностной и профессиональной сферах. Профессиональные уста­новки заключаются в готовности подростка принимать профессиональ­но важные качества и связаны, с одной стороны, с объективными требо­ваниями самих ситуаций профессионального выбора, т. е. с задачами профессионального развития, а с другой - с уже изменяющимся у лич­ности опытом решения жизненных задач. Поэтому так важны на этом возрастном этапе внимание и поддержка со стороны родителей, осно­ванные на подлинном интересе к ребенку и на признании его как лично­сти (B. C. Мухина, 2000).

В исследовании, направленном на изучение взаимосвязи психоло­гического климата в семье и жизненных установок подростков, приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Для изучения психологи­ческого климата в семье подростков нами был использован опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, который позво­ляет определить спектр воспитательных воздействий каждого из родите­лей. С целью изучения жизненных установок подростков использовались «методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, методика «пере­кресток» Н. С. Пряжникова.

Проведенное исследование проблемы позволяет сделать сле­дующие выводы:

Говалева Ю. И.

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще от­мечается эмоциональное неблагополучие и неустойчивость поведения. На фоне этого возникает тревожность, враждебность, агрессия. Все это может привести к трудностям взаимодействия в детском коллективе и неэффективному общению с взрослыми. Эмоции являются неотъемле­мой частью жизни человека. В разное время мыслители и ученые зани­мались вопросами природы эмоций и изучали их роль в жизни человека. В конце XIX в. Ч. Дарвин опубликовал работу «Выражение эмоций у человека и животных», где связал эмоции человека с соответствующи­ми инстинктивными реакциями. В XX в. В. В. Зеньковский отводил эмоциям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. В. Вундт связывал эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями.

В отечественной психологии выделяются работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, которые обосновали принципиально важные положения, касающиеся зависимости эмоций от характера деятель­ности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности, о развитии их в процессе усвоения человеком общественного опыта.

Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы детей, посещающих дошкольные образователь­ные учреждения, и создание психологически благополучной ситуации их развития. К условиям эффективного решения проблемы можно отне­сти создание благоприятного эмоционального фона в группе ДОУ и сотрудничество с семьей. Одним из возможных средств развития эмо­ционального мира ребенка, его коррекции является сказкотерапия, в которой через восприятие истории, через переживание событий, через принятие той или иной позиции по отношению к персонажам ребенок испытывает те или иные эмоциональные состояния, живет жизнью ге­роев, вместе с ними принимает решения. Во все времена сказка способ­ствовала развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. В связи с этим особенно значимыми моментами использования этого средства является приобретение детьми опыта уз­навания по внешним признакам эмоционального состояния других лю­дей, выражением сочувствия, самовыражение разных эмоций, снятие напряжения.

На первом этапе исследования были созданы эксперименталь­ная и контрольная группа в ДОУ № 476 г. Челябинска, подобраны диаг­ностические методики и проведено первое исследование, результаты которого дали представление об эмоциональном состоянии дошкольни­ков. В результате исследования было выявлено, что в той и другой группе имеются дети с выраженной агрессией: в КГ таких 30%, в ЭГ -50,5%. Обнаружено, что в КГ 15% детей с выраженной тревожностью, в ЭГ их 11%. В КГ 10% детей показали эмоциональную отчужденность, в ЭГ - 11%.

Выявлены дошкольники с выраженной обидой и печалью по разным причинам (10% и 11% соответственно). Эти факты отражаются на поведении детей, в их реакциях на события в группе, на отношения во время игр. На основании полученных результатов мы пришли к вы­воду о необходимости коррекции эмоциональной сферы дошкольников и в соответствии с этим разработали программу развития эмоциональ­ной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Гончарик И. М.