К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
Современные исследования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяют ряд проблем, с которыми сталкиваются родственники инвалида. Прежде всего, это проблемы, связанные со специфическими особенностями той или иной инвалидности. Однако не менее важными являются и различные негативные внешние факторы, оказывающие воздействие на членов семьи инвалида. К таковым можно отнести часто встречающуюся некомпетентность специалистов в области оказания психологической помощи. Как правило, в центре внимания врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работающих в социальной сфере, находится человек с ограниченными возможностями здоровья. Состояние же его близких учитывается мало или не учитывается вовсе, «вместо того, чтобы предоставлять информацию, поддерживать и формировать чувство контроля, в котором нуждаются эти семьи во время кризиса, многие профессионалы игнорируют членов семьи, за исключением моментов сбора сведений о пациенте» (Николас М., Шварц Р., 2004). При этом следует отметить, что родственники инвалида сталкиваются не только с дополнительными физическими нагрузками по уходу за больным, но и с психологическими переживаниями особого рода, выходящими за рамки обычного человеческого опыта. Так, в работах В. В. Ткачевой отмечается, что «переживания, выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах» (Ткачева В. В., 2004). Как правило, на фоне личностных изменений родственников инвалида под влиянием травмы нарушаются взаимоотношения в семье, появляются конфликты, связанные с ответственностью за жизнь и здоровье инвалида, с повседневными заботами и уходом за больным. Помимо исследований родителей инвалида появляются исследования их сиб-лингов, дедушек и бабушек, в которых уделяется большое внимание оказанию травмирующего влияния болезни на физическое и психическое состояние всех членов семьи (P. E. Vadasy, R. R. Fewell, D. J. Meyer, S. Mulroy, L. Robertson, K. Aiberti, H. Leonard, C. Bower, В. Mandleco, Т. Dyches, Е. Marshall и др).
Проведенные исследования показывают, что родственники инвалида нуждаются в психологической помощи профессионалов. На сегодняшний день накоплен определенный опыт работы с такими семьями. Это психообразование, психотерапия и тренинги по формированию отдельных навыков. Однако стоит отметить, что большинство специалистов ощущают нехватку глубоких знаний для проведения подобной работы, поэтому зачастую она ведется лишь на бумаге.
В настоящее время происходит развитие системы обучения и повышения квалификации специалистов социальной сферы, работающих с инвалидами. Разрабатываются специальные учебные программы, учитывающие необходимость освоения данными специалистами знаний по семейной и возрастной психологии, знаниий о специфике того или иного заболевания, ограничивающего жизнедеятельность человека. Не менее важным моментом является компетентность в области психологии общения, или коммуникативная компетентность. По нашему мнению, сложность коммуникации с родственниками инвалида заключается в том, что специалисты сталкиваются с тяжелыми чувствами, глубокими переживаниями членов семьи и с собственной беспомощностью, основанной на невозможности кардинально изменить ситуацию - полностью победить болезнь. Вместе с тем, у специалистов часто отсутствуют навыки рефлексии, активного слушания, умения отвечать на приступы отчаяния и ярости, обиды и вины пониманием, а не защитной реакцией. В этой связи становится очевидной необходимость включения в программы обучения работе с инвалидом и его семьей занятий, позволяющих освоить практический инструментарий коммуникативной компетентности.
Основываясь на опыте проведения практических занятий в формате тренинга со специалистами социальной сферы - психологами, социальными педагогами и воспитателями, руководителями социоза-щитных учреждений - нами было отмечено приобретение ими профессиональной уверенности, повышение стрессоустойчивости, эмпатии.
В заключение следует отметить, что в последние три десятилетия в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов. Однако психологические аспекты данной проблематики остаются недостаточно исследованными. В этой связи необхоимо подчеркнуть, что обучение специалистов работе с семьей инвалида является важным направлением, требующим разработки и глубокого изучения.
Глод Н. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ
И ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ
Социализация ребенка в условиях семьи является одной из важнейших теоретических и практических проблем психологии. Формирование личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, а также, безусловно, отношением к ребенку. Особую актуальность для педагогической теории и практики приобретают исследования, затрагивающие различные аспекты формирования личности в семье и, в особенности, изучение влияния психологического климата семьи на процесс адаптации современного подростка к дальнейшей самостоятельной жизни. Как отмечает Б. Д. Парыгин, психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни, на повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации
(Б. Д. Парыгин, 1999).
Для современных подростков проблема социальной регуляции поведения, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Следует отметить, что установки в подростковом возрасте проявляются в различных сферах психической жизни. Наибольшую выраженность они приобретают в мотивационно-потребностной и профессиональной сферах. Профессиональные установки заключаются в готовности подростка принимать профессионально важные качества и связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т. е. с задачами профессионального развития, а с другой - с уже изменяющимся у личности опытом решения жизненных задач. Поэтому так важны на этом возрастном этапе внимание и поддержка со стороны родителей, основанные на подлинном интересе к ребенку и на признании его как личности (B. C. Мухина, 2000).
В исследовании, направленном на изучение взаимосвязи психологического климата в семье и жизненных установок подростков, приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Для изучения психологического климата в семье подростков нами был использован опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, который позволяет определить спектр воспитательных воздействий каждого из родителей. С целью изучения жизненных установок подростков использовались «методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, методика «перекресток» Н. С. Пряжникова.
Проведенное исследование проблемы позволяет сделать следующие выводы:
-
Семья является ведущим инструментом социализации в подростковом возрасте. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, является важнейшим условием совершенствования образа жизни и формирования личности каждого члена семьи.
-
Спектр воспитательных воздействий, используемых родителями, отражает характер отношения к ребенку, выступает в качестве важной составляющей психологического климата семьи. Уровень согласованности поведения отцов и матерей оказывает влияние на благополучие психологического климата в семье, существенно сказывается на мотивах стремления подростков к взрослости.
-
Показатели социально-психологических установок у мальчиков и девочек не имеют существенных отличий. Девочкам, по сравнению с мальчиками, больше свойственны: «ориентация на процесс», «ориентация на альтруизм» «ориентация на власть» и «ориентация на деньги». Выявлено, что показатели установок мальчиков и девочек отражают не половые, а возрастные признаки.
-
Выявлена взаимосвязь психологического климата в семье и жизненных установок современных подростков, что актуализирует необходимость дальнейшего изучения проблемы влияния современной семьи на формирование различных сторон личности ребенка, его самоопределение и выбор жизненного пути.
Говалева Ю. И.
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще отмечается эмоциональное неблагополучие и неустойчивость поведения. На фоне этого возникает тревожность, враждебность, агрессия. Все это может привести к трудностям взаимодействия в детском коллективе и неэффективному общению с взрослыми. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека. В разное время мыслители и ученые занимались вопросами природы эмоций и изучали их роль в жизни человека. В конце XIX в. Ч. Дарвин опубликовал работу «Выражение эмоций у человека и животных», где связал эмоции человека с соответствующими инстинктивными реакциями. В XX в. В. В. Зеньковский отводил эмоциям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. В. Вундт связывал эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями.
В отечественной психологии выделяются работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, которые обосновали принципиально важные положения, касающиеся зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности, о развитии их в процессе усвоения человеком общественного опыта.
Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и создание психологически благополучной ситуации их развития. К условиям эффективного решения проблемы можно отнести создание благоприятного эмоционального фона в группе ДОУ и сотрудничество с семьей. Одним из возможных средств развития эмоционального мира ребенка, его коррекции является сказкотерапия, в которой через восприятие истории, через переживание событий, через принятие той или иной позиции по отношению к персонажам ребенок испытывает те или иные эмоциональные состояния, живет жизнью героев, вместе с ними принимает решения. Во все времена сказка способствовала развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. В связи с этим особенно значимыми моментами использования этого средства является приобретение детьми опыта узнавания по внешним признакам эмоционального состояния других людей, выражением сочувствия, самовыражение разных эмоций, снятие напряжения.
На первом этапе исследования были созданы экспериментальная и контрольная группа в ДОУ № 476 г. Челябинска, подобраны диагностические методики и проведено первое исследование, результаты которого дали представление об эмоциональном состоянии дошкольников. В результате исследования было выявлено, что в той и другой группе имеются дети с выраженной агрессией: в КГ таких 30%, в ЭГ -50,5%. Обнаружено, что в КГ 15% детей с выраженной тревожностью, в ЭГ их 11%. В КГ 10% детей показали эмоциональную отчужденность, в ЭГ - 11%.
Выявлены дошкольники с выраженной обидой и печалью по разным причинам (10% и 11% соответственно). Эти факты отражаются на поведении детей, в их реакциях на события в группе, на отношения во время игр. На основании полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости коррекции эмоциональной сферы дошкольников и в соответствии с этим разработали программу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Гончарик И. М.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова