Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
Сегодня, когда трудные фрустрирующие ситуации постоянно сопровождают нас, очень сложно сохранять спокойствие и равновесие. Часто человек начинает реагировать агрессивно, не сдерживая своих эмоций, либо же накапливать их, и в результате может произойти неконтролируемый их выплеск. Дети и подростки не являются исключением. Они сознательно или неосознанно повторяют и копируют реакции взрослых, начинают вести себя подобным образом, невольно развивая в себе агрессивность как свойство личности. На наш взгляд, развитая рефлексивность может выступать в качестве фактора, способствующего неагрессивному поведению. Интересен динамический аспект данной взаимосвязи, обнаруживающий то, что рефлектирующий субъект способен взять под контроль ключевую эмоцию агрессии - гнев. Более того, важным фактором, актуализирующим рефлексию, может являться образ «значимого другого».
Таким образом, введем основные понятия и концептуальную модель, демонстрирующую ведущие закономерности во взаимосвязи рефлексии, агрессии, гнева. Агрессией назовем любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному (Реан, 1996). Гнев - это эмоциональное состояние, порождаемое внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией, обусловленной неблагоприятными событиями (Берковиц, 2001). Определим рефлексивность как психическое свойство, способность к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, к пониманию психических особенностей других людей (Карпов, 2003). Более того, рефлексия в процессуальном аспекте рассматривается нами как состояние, в котором у рефлектирующего субъекта актуализирована способность к самонаблюдению, возможность смотреть и анализировать свое поведение будто со стороны, как бы глазами другого. Этот другой - изначально значимая для тебя персона - становится как бы частью тебя, твоим внутренним наблюдателем. То есть рефлексия видится нами в качестве процесса, в котором актуализировано состояние внутреннего наблюдателя. Таким образом, появляется еще один ключевой концепт работы, - «значимый другой». Данный термин был введен в 1930-х годах американским психологом Г. Салливаном, чье понимание мы дополняем, исходя из мультисубъектной теории личности В. А. Петровского (Петровский, 1996; 2009). «Значимый другой» - личность, отраженная субъектность которой (идеальная представленность одного человека в другом, бытие кого-либо в ком-либо) оказывает влияние на других людей, изменяя их мотивационно-смысловую и эмоциональную сферы (Петровский, 2006). При этом рефлексия определяется нами как состояние актуализированного внутреннего наблюдателя, интериоризированного «значимого другого» в тебе, как процесс анализа при личном «претворенном я». Человек, который являлся значимым для личности, идентифицируясь с которым она училась анализировать и понимать других и себя, продуцирует образ, который, интериоризировавшись в данной личности, становится присущим ей настолько, что становится частью ее, свойственным ей «претворенным я». Рефлексия и является процессом «пробуждения» этого «претворенного я» «значимого другого» во мне, этого характерного для меня внутреннего наблюдателя.
Таким образом, нам представляются следующие взаимосвязи в контексте рассматриваемых явлений. Рефлексия способна актуализироваться образом «значимого другого», при этом сама она может рассматриваться как интериоризированный «значимый другой» в личности. Актуализированная рефлексия приводит к появлению неагрессивного, мирного реагирования. Это, с одной стороны, выражается в том, что начинают появляться социально приемлемые реакции, с другой, - интенсивность эмоции гнева с каждым «шагом» в рефлексивном процессе будет падать, заменяясь спокойствием, смирением или иными, астенич-ными эмоциями.
Таким образом, первая гипотеза: если у человека актуализирована рефлексия присутствием «значимого другого», то у него более низкая частота агрессивных реакций. Вторая гипотеза: если рефлексивный процесс актуализирован, то интенсивность эмоции гнева падает. Первая гипотеза была подтверждена нами в ранее проведенных эмпирических исследованиях (Chernyshkova, 2010; Чернышкова, 2010). Вторая гипотеза относительно процессуальной стороны взаимосвязи рефлексии - гнева планируется быть проверенной с помощью психологического эксперимента, строящегося на основании модификации стимуль-ного материала «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.
Четвериков А. А.
ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОСОЗНАНИЯ
ПОД ВЛИЯНИЕМ СМЕНЫ «НАИВНЫХ ТЕОРИЙ»*
При изучении способностей человека к обработке информации исследователь неизменно сталкивается с тем фактом, что эти способности превосходят все предыдущие ожидания. Так сенсорные пороги оказываются отражением критериев ответа, а не собственно возможностей переработки информации: «Когда влияние критериев ответа наблюдате-
"Исследование проведено при поддержке гранта РФФИ 10-06-00482.
ля изолировано, сенсорные ограничения не очевидны» (Swets, 1961, p. 168). Одним из объяснений этого феномена является то, что некоторый сигнал, получаемый благодаря бессознательной переработке информации, интерпретируется на основе существующих у испытуемого «наивных теорий» (Skurnik, Schwarz, & Winkielman P., 2000). На роль этого сигнала наиболее подходит аффективная оценка, выстраиваемая на основе эвристик беглости переработки информации (Oppenheimer, 2008; Reber, Fazendeiro, & Winkielman P., 2002).
Исходя из этой идеи, изменение «теории», существующей у испытуемого, можно изменить пороги осознания стимулов. Для проверки этой гипотезы был проведен следующий эксперимент, состоявший из трех этапов. На первом этапе испытуемым предъявлялись последовательно изображения 60 иероглифов, половина один раз, половина пять раз, по 40 мс на предъявление, без пауз (RSVP). На втором этапе испытуемым предъявлялись пары, состоящие из одного старого и одного нового иероглифа. Цель участников эксперимента состояла в том, чтобы выбрать тот иероглиф, который им «больше нравится, кажется более приятным, симпатичным». На третьем этапе им вновь предъявлялись пары старых и новых иероглифов, но на этот раз требовалось выбрать тот стимул, который был показан на первом этапе. Пары иероглифов были перемешаны между вторым и третьим этапом. В качестве независимой переменной варьировалась дополнительная инструкция, получаемая испытуемыми на втором этапе.
Одной группе испытуемых (N = 29,11 М, 18 Ж, ср. возр. 24,5 лет) говорилось, что все иероглифы, которые они сейчас увидят, были предъявлены на первом этапе. Другой группе (N = 30,9 М, 21 Ж, ср. возр. 23,4 года) говорилось, что все иероглифы, наоборот, новые, т. е. на первом этапе их не было. Третья группа (N = 50,7 М, 43 Ж, ср. возр. 24,3 года) никакой дополнительной инструкции не получала. Мы исходили из того, что изменение инструкции на данном этапе приведет к тому, что испытуемые будут подстраивать критерии осознания на третьем этапе в соответствии с полученной информацией. Если им сказать, что все иероглифы, предъявленные на втором этапе, были показаны ранее, то они будут задавать более строгие критерии для принятия решения об осознании, поскольку будут ожидать более сильный сигнал - «если я уже видел этот стимул на предыдущем этапе, то я его точно узнаю». Наоборот, в случае, если иероглифы на втором этапе «ранее не предъявлялись», то критерий будет ослаблен, поскольку увеличивается количество помех, явно не имеющих отношения к цели. Кроме того, нас интересовало влияние изменение инструкции на саму задачу выбора более предпочитаемых иероглифов. Полученные данные анализировались с применением логистической регрессии. Анализ показал, что в соответствии с выдвинутой гипотезой частота узнавания старых иероглифов в группе «все были» (48%) была значимо (p < 0,05) ниже, чем в группе «не было» (51%) и на уровне тенденции (p < 0,1) ниже, чем в контрольной группе (50%). Группа «не было» и контрольная группа различались между собой лишь численно. Аналогичные различия, но направленные в противоположную сторону, были получены и в самой задаче выбора более приятного иероглифа. В группе «все были» старые иероглифы предпочитались чаще всего (52%), в группе «не было» - реже всего (48%, p < 0,05 в сравнении с «все были»), а контрольная группа находилась между ними, значимо не отличаясь от обеих.
Таким образом, изменение «наивных теорий» испытуемых привело к изменению критериев принятия решения об осознании. Изменение результатов в задаче выбора более предпочитаемых стимулов соответствует теориям, рассматривающим связь между беглостью обработки информации и предпочтениями. В этом смысле задача узнавания принципиально не отличается от задачи выбора предпочитаемого стимула. Интересным для дальнейших исследований представляется тот факт, что в задаче узнавания в группе «все были» частота узнавания оказалась даже ниже случайной, хотя и незначительно. Возможно, он связан с атрибуцией разницы в беглости переработке информации в задаче выбора предпочитаемого иероглифа.
Чигринова И. А.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова