logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов

В ряду наиболее важных проблем психологии стоит проблема поиска ценностей и смыслов юношами с гуманитарной и технической направленностью. Это обусловлено тем, что данная проблема весьма актуальна своей новизной и неразработанностью. Сегодня уже общеиз­вестно, что смысловая сфера человека является той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все его другие жизненные проявления, опреде­ляет направленность и пристрастность человеческого познания. И именно образовательная деятельность оказывает огромное влияние на становление и развитие смысложизненной и ценностной концепции личности, так как, с одной стороны, образовательные учреждения явля­ются одними из основных институтов социализации личности, общение с педагогами, сверстниками наполняет определенным смыслом жизне­деятельность учащихся; с другой стороны, получаемые знания способ­ствуют развитию и становлению личности, формированию субъектив­ного мировоззрения.

Большинство отечественных и зарубежных ученых едины в том, что смыслы людей не существуют сами по себе, вне контекста общества, они обусловлены потребностями и интересами социальных субъектов, объективны по природе и имеют субъективную форму вы­ражения. Юношеский возраст является решающим для формирования системы личностных смыслов и ценностей. В данный период личност­ного развития смыслы и ценности формируются в определенную систе­му, характеризующуюся динамичностью, иерархичностью и устойчиво­стью. Данная система опосредует дальнейшее развитие ценностных ориентаций, мировоззрения, идентичности. Для нас важно было вы­явить взаимосвязь ценностей и смыслов юношей с гуманитарной и тех­нической направленностью для построения модели психологического сопровождения профессионального самоопределения юношей и деву­шек с учетом их ценностных и смысловых ориентаций.

Для подтверждения теоретических положений о взаимосвязи ценностей и смыслов в зависимости от гуманитарной и технической на­правленности юношей, нами было проведено экспериментальное иссле­дование. Экспериментальное исследование проводилось в 2009-2010 гг. на базе МОУ «СОШ № 9» и МОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена юношами и девушками в возрасте 16-17 лет, в количестве 30 человек. В качестве диагностического инструментария мы использова­ли тест «смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым, психодиагностическую «методику предельных смы­слов» (Д. А. Леонтьев) и тест «ценностные ориентации» М. Рокича.

Анализируя результаты, полученные при диагностике ценност­ных и смысловых ориентаций, можно сделать вывод, что юноши и де­вушки имеют сложившуюся систему ценностей и смыслов. У большин­ства юношей и девушек первичным смыслом жизни выступает оконча­ние школы, получение аттестата. Почти все ученики хотят поступить в вуз и получить диплом, а, следовательно, найти высокооплачиваемую работу и создать семью.

Уровни наличия смысложизненных ориентаций также имеют свои различия. У учеников с технической направленностью преобладает высокий уровень смысложизненных ориентаций, а у учеников с гума­нитарной направленностью - средний уровень смысложизненных ори-ентаций, но имеет место быть и высокий, но в меньшем процентном соотношении. Низкий уровень смысложизненных ориентаций у старше­классников разных направленностей имеет одинаковый показатель. И, наконец, ценности, которые для юношей и девушек гуманитарной и технической направленности имеют наибольшее значение: здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь, семья, а также забота, чест­ность, жизнерадостность и терпимость. Наименее значимыми ценно­стями являются: красота природы и искусства, развитие, познание и творчество.

Для изучения взаимосвязи ценностей и смыслов юношей с гу­манитарной и технической направленностью мы провели корреляцион­ный анализ при уровне значимости 5%. Мы отмечаем, что существуют статистически значимые взаимосвязи между ценностями и смыслами в зависимости от технической и гуманитарной направленности. Так, у юношей с гуманитарной направленностью выявлена взаимосвязь цен­ности «любовь» со шкалой методики СЖО «процесс» (r = 0,56), ценно­сти «ответственность» со шкалой «локус контроля Я» (r = 0,62) и цен­ности «широта взглядов» со шкалой «результат» (r = 0,58). А у юношей с технической направленностью выявлена взаимосвязь ценности «лю­бовь» со шкалами методики СЖО «цели», «локус контроля - Я», «Ло­кус контроля - Жизнь» (r = - 0,56; r = - 0,60; r = - 0,62 соответственно). Ценность «исполнительность» взаимосвязана со шкалой методики СЖО «цели» (r = - 0,53).

Хорошун М. Э.