logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Представления футбольных фанатов о своей жизни

Специфической стороной проблемы развития является способ­ность личности выстраивать свой жизненный путь. Досуговая деятель­ность выступает фактором развития, влияние которого отражается на представлениях личности о своей жизни. Целью нашей работы было показать, что наличие сильного увлечения меняет картину жизни лич­ности в период ранней взрослости. Объектом исследования является личность футбольного фаната, предметом - субъективная картина жиз­ненного пути. Контрольная группа состоит из молодых людей, не вклю­ченных в неформальное объединение футбольных фанатов. Возраст испытуемых экспериментальной и контрольной групп - 20-25 лет.

С помощью методики «события» (Н. А. Логинова) было выяв­лено, что субъективная картина жизненного пути футбольного фаната, в отличие от картины жизни молодого человека, не увлекающегося фут­болом, более эмоционально насыщенна. Фанаты назвали и описали большее количество событий, чем испытуемые контрольной группы, многие из которых отказались от прохождения данного теста. Фанаты оказались более склонными к анализу событий своей жизни, что видно из подробности описания и присутствия объяснений значимости собы­тий и указывает на свойственную им рефлексивность и развитую субъ-ектность, их стремление быть хозяевами своей жизни. Основную часть описанных ими событий составляют события-поведения - те события, авторами которых явились сами фанаты, что говорит об их целенаправ­ленной активности, которая становится частью картины жизни. По дан­ным теста смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев) показатели средних экспериментальной и контрольной групп по шкале «цели» раз­личаются (p < 0.1). В целом, показатели средних экспериментальной группы выше показателей средних контрольной группы по всем шка­лам. Необходимость структурировать личностное время с учетом ка­лендаря игр и расставлять приоритеты между игрой и делом определяет целеустремленность и целенаправленность фаната в построении своей линии жизни. По тесту «уровень развития субъектности личности» (М. А. Щукина) обнаружены различия (p < 0.1) по шкале «активность -реактивность», которые говорят о том, что в своих действиях, постанов­ках целей и решениях фанаты более независимы от обстоятельств, чем молодые люди, не увлекающиеся футболом. Психосемантическая диаг­ностика мотивации (тест цветовых метафор И. С. Соломина) показала, что основной жизненный интерес фанатов связан с развлечением, игрой и категориями «матч», «мой любимый футбольный клуб» и «спорт», т. е. с досуговой деятельностью. Молодые люди из контрольной группы направлены на поиск своей идентичности. Приоритетным для них явля­ется дружеское общение, базовыми - потребности в самоактуализации и безопасности, отсутствие которых в составе базовых потребностей фа­ната объясняется его включённостью в неформальную группу.

Общей для обеих групп является направленность на отдых, удовлетворенность которым в настоящем у фанатов выше. Молодые люди, не имеющие увлечения, отдых и реализацию других основных интересов связывают с будущим. Фанаты больше живут сегодняшним днем. Учебная деятельность не значима и для фанатов, и для молодых людей, не увлеченных футболом. Фанаты мотивированы меньше и на работу, которая у них связана с прошлым. Учеба и профессиональная деятельность в обеих группах ассоциируются с печалью, раздражением, неприятностями и страхом. Прошлое для молодых людей, не увлекаю­щихся футболом, связано с печалью и неприятностями. Фанаты ассо­циируют его с азартом. Околофутбольное времяпрепровождение пред­полагает риск. Фанаты создают и разрешают неприятности, за счет чего прирастает опыт и яркие воспоминания, что видно из результатов по методике «события». С риском и стрессом для молодых людей, не увле­кающихся футболом, связаны драка, игра и спорт. Для фанатов эти за­нятия - источник снятия эмоционального напряжения и способ отдох­нуть. «Риск», «неприятности» и «печаль» попали в группу вытесняемых из сознания категорий, что тоже объясняет экстремальное поведение фанатов. Таким образом, проведенный качественный и количественный анализ показал, что существуют различия в построении субъективной картины жизненного пути футбольного фаната и молодого человека, не имеющего специфической досуговой деятельности в контексте своей жизни.

Федосеева Т. С.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

Образование на современном этапе своего развития отличается усилением внимания не только к передаче знаний учащимся, но и к личности того, кто эти знания транслирует - к личности педагога. Со­временный педагог должен не только быть субъектом передачи инфор­мации, но и эталоном нравственности для своих учеников. Это возмож­но только при сформированности у педагога системы общечеловече­ских и педагогических ценностей, формировать которую необходимо в сензитивный для этого период - подростковый и юношеский возрас­ты, т. е. непосредственно в процессе обучения. Прохождение студента­ми практики, как одного из видов квазипрофессиональной деятельно­сти, также является пространством и условием формирования педагоги­ческих ценностей будущих педагогов.

Педагогические ценности - это особенности педагогической деятельности, которые служат ориентирами социальной и профессио­нальной активности педагога, направленной на достижение гуманисти­ческих целей. Ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой, а формируются в процессе становления личности. Становление - это процесс включения более ранних стадий в более поздние, в результате которого явление превращается в целостную сис­тему, которая имеет более или менее развитую структуру.

Для нас важно было выяснить, каким образом проходит станов­ление педагогических ценностей в условиях комплексной психолого-педагогической практики. Нами было проведено экспериментальное исследование на базе Лесосибирского педагогического института - фи­лиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования представлена студентами пятого курса очной формы обу­чения факультета педагогики и психологии в количестве 20 человек.

В качестве диагностического инструментария мы использовали методики В. Е. Клочко и О. М. Краснорядцевой «ориентация на ценно­сти директивного и недирективного подходов в образовании»; «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, модифицированную Н. В. Басалаевой.

Проанализировав результаты первичной диагностики (перед прохождением комплексной психолого-педагогической практики) и повторной диагностики (после прохождения практики) студентов по методике «ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании» нам удалось выявить следующее. Наблюдает­ся уменьшение студентов, принимающих ценности директивного под­хода, и увеличение сторонников ценностей недирективного подхода в образовании среди испытуемых студентов. Кроме того, мы выявили наиболее типичные группы студентов. Первая группа - студенты, при­нимающие ценности как директивного, так и недирективного подходов в равной степени (10%). Количественный состав данной группы умень­шился на 30% по сравнению с первичным обследованием. Вторая груп­па - студенты, у которых превалируют ценности недирективного под­хода в образовании (75%). Отмечается увеличение показателей данной группы на 25%. Третью группу составляют студенты, выступающие за директивные ценности в образовании и принимающие их в низкой и средней степени (5%), количество представителей данной группы оста­лось без изменений. Четвертую группу составляют студенты, отвер­гающие ценности директивного подхода и принимающие ценности не­директивного подхода в образовании (10%). При первичном обследова­нии эта группа испытуемых показала меньшие результаты по сравне­нию со вторичным (5%).

Педагогическая практика оказала влияние на изменение педаго­гических ценностей студентов, исследуемых нами с использованием методики Е. Б. Фанталовой «уровень соотношения «ценности» и «дос­тупности» в различных жизненных сферах», модифицированной Н. В. Басалаевой. Динамика ценностей по «значимости» проявляется в изменении после прохождения практики менее значимых для студентов ценностей педагогической деятельности. Ценности «познание», «свобо­да» и «творчество» стали более значимыми для студентов, а «ученик как субъект образовательного процесса» и «уверенность в себе», напро­тив, заняли менее важное место в педагогическом сознании студентов. Педагогические ценности «творчество», «здоровье» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» стали более дос­тупными для студентов после прохождения практики. Таким образом, в ходе теоретического и экспериментального исследования, нам удалось проследить процесс становления педагогических ценностей студентов в условиях практики.

Федосеева М. В.