Представления футбольных фанатов о своей жизни
Специфической стороной проблемы развития является способность личности выстраивать свой жизненный путь. Досуговая деятельность выступает фактором развития, влияние которого отражается на представлениях личности о своей жизни. Целью нашей работы было показать, что наличие сильного увлечения меняет картину жизни личности в период ранней взрослости. Объектом исследования является личность футбольного фаната, предметом - субъективная картина жизненного пути. Контрольная группа состоит из молодых людей, не включенных в неформальное объединение футбольных фанатов. Возраст испытуемых экспериментальной и контрольной групп - 20-25 лет.
С помощью методики «события» (Н. А. Логинова) было выявлено, что субъективная картина жизненного пути футбольного фаната, в отличие от картины жизни молодого человека, не увлекающегося футболом, более эмоционально насыщенна. Фанаты назвали и описали большее количество событий, чем испытуемые контрольной группы, многие из которых отказались от прохождения данного теста. Фанаты оказались более склонными к анализу событий своей жизни, что видно из подробности описания и присутствия объяснений значимости событий и указывает на свойственную им рефлексивность и развитую субъ-ектность, их стремление быть хозяевами своей жизни. Основную часть описанных ими событий составляют события-поведения - те события, авторами которых явились сами фанаты, что говорит об их целенаправленной активности, которая становится частью картины жизни. По данным теста смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев) показатели средних экспериментальной и контрольной групп по шкале «цели» различаются (p < 0.1). В целом, показатели средних экспериментальной группы выше показателей средних контрольной группы по всем шкалам. Необходимость структурировать личностное время с учетом календаря игр и расставлять приоритеты между игрой и делом определяет целеустремленность и целенаправленность фаната в построении своей линии жизни. По тесту «уровень развития субъектности личности» (М. А. Щукина) обнаружены различия (p < 0.1) по шкале «активность -реактивность», которые говорят о том, что в своих действиях, постановках целей и решениях фанаты более независимы от обстоятельств, чем молодые люди, не увлекающиеся футболом. Психосемантическая диагностика мотивации (тест цветовых метафор И. С. Соломина) показала, что основной жизненный интерес фанатов связан с развлечением, игрой и категориями «матч», «мой любимый футбольный клуб» и «спорт», т. е. с досуговой деятельностью. Молодые люди из контрольной группы направлены на поиск своей идентичности. Приоритетным для них является дружеское общение, базовыми - потребности в самоактуализации и безопасности, отсутствие которых в составе базовых потребностей фаната объясняется его включённостью в неформальную группу.
Общей для обеих групп является направленность на отдых, удовлетворенность которым в настоящем у фанатов выше. Молодые люди, не имеющие увлечения, отдых и реализацию других основных интересов связывают с будущим. Фанаты больше живут сегодняшним днем. Учебная деятельность не значима и для фанатов, и для молодых людей, не увлеченных футболом. Фанаты мотивированы меньше и на работу, которая у них связана с прошлым. Учеба и профессиональная деятельность в обеих группах ассоциируются с печалью, раздражением, неприятностями и страхом. Прошлое для молодых людей, не увлекающихся футболом, связано с печалью и неприятностями. Фанаты ассоциируют его с азартом. Околофутбольное времяпрепровождение предполагает риск. Фанаты создают и разрешают неприятности, за счет чего прирастает опыт и яркие воспоминания, что видно из результатов по методике «события». С риском и стрессом для молодых людей, не увлекающихся футболом, связаны драка, игра и спорт. Для фанатов эти занятия - источник снятия эмоционального напряжения и способ отдохнуть. «Риск», «неприятности» и «печаль» попали в группу вытесняемых из сознания категорий, что тоже объясняет экстремальное поведение фанатов. Таким образом, проведенный качественный и количественный анализ показал, что существуют различия в построении субъективной картины жизненного пути футбольного фаната и молодого человека, не имеющего специфической досуговой деятельности в контексте своей жизни.
Федосеева Т. С.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ
Образование на современном этапе своего развития отличается усилением внимания не только к передаче знаний учащимся, но и к личности того, кто эти знания транслирует - к личности педагога. Современный педагог должен не только быть субъектом передачи информации, но и эталоном нравственности для своих учеников. Это возможно только при сформированности у педагога системы общечеловеческих и педагогических ценностей, формировать которую необходимо в сензитивный для этого период - подростковый и юношеский возрасты, т. е. непосредственно в процессе обучения. Прохождение студентами практики, как одного из видов квазипрофессиональной деятельности, также является пространством и условием формирования педагогических ценностей будущих педагогов.
Педагогические ценности - это особенности педагогической деятельности, которые служат ориентирами социальной и профессиональной активности педагога, направленной на достижение гуманистических целей. Ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой, а формируются в процессе становления личности. Становление - это процесс включения более ранних стадий в более поздние, в результате которого явление превращается в целостную систему, которая имеет более или менее развитую структуру.
Для нас важно было выяснить, каким образом проходит становление педагогических ценностей в условиях комплексной психолого-педагогической практики. Нами было проведено экспериментальное исследование на базе Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования представлена студентами пятого курса очной формы обучения факультета педагогики и психологии в количестве 20 человек.
В качестве диагностического инструментария мы использовали методики В. Е. Клочко и О. М. Краснорядцевой «ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании»; «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, модифицированную Н. В. Басалаевой.
Проанализировав результаты первичной диагностики (перед прохождением комплексной психолого-педагогической практики) и повторной диагностики (после прохождения практики) студентов по методике «ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании» нам удалось выявить следующее. Наблюдается уменьшение студентов, принимающих ценности директивного подхода, и увеличение сторонников ценностей недирективного подхода в образовании среди испытуемых студентов. Кроме того, мы выявили наиболее типичные группы студентов. Первая группа - студенты, принимающие ценности как директивного, так и недирективного подходов в равной степени (10%). Количественный состав данной группы уменьшился на 30% по сравнению с первичным обследованием. Вторая группа - студенты, у которых превалируют ценности недирективного подхода в образовании (75%). Отмечается увеличение показателей данной группы на 25%. Третью группу составляют студенты, выступающие за директивные ценности в образовании и принимающие их в низкой и средней степени (5%), количество представителей данной группы осталось без изменений. Четвертую группу составляют студенты, отвергающие ценности директивного подхода и принимающие ценности недирективного подхода в образовании (10%). При первичном обследовании эта группа испытуемых показала меньшие результаты по сравнению со вторичным (5%).
Педагогическая практика оказала влияние на изменение педагогических ценностей студентов, исследуемых нами с использованием методики Е. Б. Фанталовой «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», модифицированной Н. В. Басалаевой. Динамика ценностей по «значимости» проявляется в изменении после прохождения практики менее значимых для студентов ценностей педагогической деятельности. Ценности «познание», «свобода» и «творчество» стали более значимыми для студентов, а «ученик как субъект образовательного процесса» и «уверенность в себе», напротив, заняли менее важное место в педагогическом сознании студентов. Педагогические ценности «творчество», «здоровье» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» стали более доступными для студентов после прохождения практики. Таким образом, в ходе теоретического и экспериментального исследования, нам удалось проследить процесс становления педагогических ценностей студентов в условиях практики.
Федосеева М. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова