logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Просоциальное поведение в сети интернет

С каждым годом Интернет играет все более значительную роль как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни че­ловека. Увеличивается и количество исследований, направленных на изучение данной среды. Однако несмотря на рост интереса к Интернету, проблема просоциального поведения в сети остается слабо освещенной. При этом, как и в других социальных общностях, в интернет-сообществах оно имеет большое значение. В нашей работе мы постара­лись выявить особенности просоциально активных пользователей ин­тернет-сообществ, отличающие их от участников, редко или совсем не оказывающих помощи в сети Интернет. В исследовании приняли уча­стие 120 человек (38 мужчин и 82 женщины), в возрасте от 15 до 76 лет (средний возраст -30 лет).

Для сбора информации были использованы следующие методы:

1) 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма C);

2) «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;

3) авторская методика «уровень альтруизма»;

4) авторская методика «мотивация просоциального поведения в сети Интернет».

Для обработки данных использовались критерий корреляции Спирмена, критерий Шеффе, хи-квадрат Пирсона. Среди полученных данных, во-первых, стоит отметить, что люди, осуществляющие просо-циальное поведение в сети Интернет, часто помогают другим участни­кам сообщества несколькими различными способами одновременно (отвечают на вопросы, создают контент, модерируют сообщество и т. д.). Во-вторых, была обнаружена взаимосвязь между результатом об­ращения индивида за помощью в сети Интернет и его просоциальным поведением. Респонденты, осуществляющие просоциальное поведение, ранее получали необходимую помощь в ответ на обращение к другим участникам интернет-сообщества с просьбой совершить какое-либо действие в сети Интернет (р = 0,010): принять участие в опросе, голосо­вании, подписании петиции, помочь в онлайн-игре и т. п. Вероятно, этот результат может объясняться формированием у респондента позитивно­го отношения к сообществу и его участникам из-за оказанной ему по­мощи. Однако подобной зависимости между просоциальным поведени­ем и результатом обращения за советом выявлено не было, что, воз­можно, объясняется меньшей эмоциональной значимостью получения такого вида помощи, а следовательно, и меньшей силой воздействия на индивида. В-третьих, было выявлено, что для респондентов, совер­шающих просоциальные поступки в сети Интернет, характерна большая значимость мотивов познания (р = 0,032) и совместной деятельности при использовании Интернет (р = 0,000), чем для индивидов, их не со­вершающих.

Индивиды, придающие большое значение использованию Ин­тернет для совместной деятельности, чаще других откликаются на просьбы совершить действие, ответить на вопрос, чаще создают кон­тент. Их большая просоциальная активность может быть объяснена тем, что они зависимы от мнения и требований группы, стремятся работать и принимать решения вместе с другими людьми (р = 0,012). В то же время индивиды, имеющие высокую мотивацию познания при использовании Интернет, имеют более высокий уровень альтруизма (р = 0,012).

Таким образом, связь мотивов познания и совместной деятель­ности при использовании Интернет и просоциального поведения может быть объяснена несколькими причинами: высоким уровнем альтруизма у индивида (при мотивации познания) и зависимостью индивида от группы (при мотивации совместной деятельности). Кроме того, сущест­вует взаимосвязь между мотивацией просоциального поведения в сети Интернет и социально-психологическими свойствами индивида: инди­виды, осуществляющие просоциальное поведение для получения благо­дарности, более чувствительны к одобрению окружающих (p = 0,021), но менее склонны к сотрудничеству с незнакомыми людьми и к прояв­лению лидерских качеств (p = 0,037). Кроме того, мы выяснили, что у людей, не совершающих просоциальных действий в Интернете, уровни эмпатии (р = 0,046) и альтруизма (p = 0,011) ниже, чем у индивидов, откликающихся на просьбу совершить какое-либо действие в сети Ин­тернет. Помимо этого, была обнаружена взаимосвязь между стажем использования Интернет и некоторыми личностными особенностями индивида: чем больший стаж имеет респондент, тем он менее альтруи­стичен (р = 0,002) и общителен (р = 0,017), и тем более склонен к зани­женной самооценке (р = 0,001).

Казаковский А. В.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ

И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В настоящее время наблюдается тенденция негативного отно­шения к рекламной продукции. Например, некоторые люди принципи­ально не покупают то, что рекламируется, или просто выключают звук у телевизора, когда художественный фильм прерывается рекламой. По­скольку реклама является посредником между самим товаром и потен­циальными покупателями, то плохое к ней отношение может привести к тому, что у людей сложится негативный образ продукта или услуги (в связи с тем, что реклама этого продукта им не понравилась).

В проведенном исследовании акцент был сделан на изучение рекламных предпочтений (на примере телевизионной рекламы соков) и характеристик личности молодых людей и девушек, заканчивающих высшее учебное заведение. Участникам исследования предлагалось от­ветить на определенный ряд вопросов, касающихся самого рекламируе­мого продукта - сока, существующей рекламы об этом товаре и качеств, которыми должно обладать идеальное рекламное сообщение (с целью определения характеристик, связанных с предпочтениями рекламы).

В результате исследования было показано, что основными кри­териями выбора определенной марки сока, которыми руководствуются молодые люди и девушки при покупке, являются, во-первых, вкусовые качества (50% респондентов дало такой ответ), во-вторых, соотношение цены и качества (34% респондентов), в-третьих, известность бренда (16%). Данное распределение соответствует равномерному (p > 0,1). На вопрос о том, каким должен быть идеальный сок, респонденты ответи­ли, что, в первую очередь, соку стоит быть натуральным (так считают 67%), 18% считают, что сок должен быть вкусным, а остальные говорят, что сок должен утолять жажду (15%). На просьбу вспомнить и описать какую-либо из демонстрировавшихся по телевизору рекламных роликов о соке, 58% участников исследования назвали рекламу сока, в которой принимали участие дети, были семейные сюжеты и юмор. 12% людей вспомнило рекламу, так как в ней демонстрировалась роскошь и пре­тензия на превосходство (со слов респондентов). 10% респондентов от­метили рекламу, которая им запомнилась из-за участия красивой актри­сы. И лишь 20% опрошенных ничего не смогли вспомнить.

Рекламные ролики, которые понравились молодым людям и де­вушкам статистически значимо не отличаются по своим характеристи­кам и их портреты максимально близки к их представлениям об идеаль­ной рекламе (p > 0,1): реклама должна быть оптимистичной и подни­мающей настроение, оригинальной и веселой, главный актер должен нравиться зрителям, а музыка должна сочетаться с сюжетом (результа­ты получены при помощи метода семантического дифференциала).

Характеристики видеороликов, которые не понравились юно­шам и девушкам, так же схожи (p > 0,1). Реклама не нравится, если она пессимистичная и грустная, используется обыденный сюжет, содержит мало информации о самом товаре, музыкальное сопровождение не соче­тается с сюжетом, а актер не нравится. При сравнении портретов понра­вившегося и непонравившегося рекламного ролика (полученных мето­дом семантического дифференциала) обнаружены статистически досто­верные различия (p < 0,05) по таким характеристикам рекламы, как эмоциональность, навязчивость, искренность, соотношение между му­зыкальным сопровождением и товаром. Так, лучше будет восприни­маться реклама: оптимистичная и поднимающая настроение, деликатно преподносящая товар, вызывающая позитивные эмоции, доверие (без ощущения того, что клиентов обманывают), с участием актеров, кото­рые нравятся, и гармоничным музыкальным фоном.

Оказалось, что личностные особенности юношей и девушек с рекламными предпочтениями не связаны. На выбор рекламного сооб­щения как понравившегося или непонравившегося, в первую очередь, влияет форма предъявления рекламы, а не черты личности. Таким обра­зом, ключевым моментом, от которого зависят рекламные предпочте­ния, является форма предъявления рекламы, а не индивидуальные ха­рактеристики респондентов.

Калмыкова А. И.