Особенности когнитивного стиля программистов
За последние 30 лет сформировалось множество профессиональных сообществ, связанных с созданием и обслуживанием информационных технологий (мобильных устройств, компьютеров, сети Интернет и т. д.). Одним из таких сообществ стали программисты, занимающиеся разработкой программного обеспечения для программируемых устройств. К настоящему времени нет широко распространенных и всеми признанных специализированных или универсальных тестов интеллекта, которые бы надежно диагностировали способности к программированию или эффективность будущей деятельности в качестве программиста.
Определенные качества, такие как гибкость и критичность мыслительной деятельности или способности к абстрагированию реально необходимы программисту, однако степень необходимости может сильно разниться. Это зависит от различных этапов работы программиста (анализ задачи, составление блок-схемы, разбиение на модули, кодирование, отладка, стыковка модулей, документирование, сопровождение и т. п.), когда необходимость в вышеперечисленных качествах проявляется в большей или меньшей степени.
Кроме того, недостаток необходимых на первый взгляд качеств может без труда компенсироваться изобилием других. Профессор социологии и психологии Массачусетского технологического института Ш. Текл среди всех интеллектуальных особенностей программистов выделял поленезависимый когнитивный стиль. Он проводил исследование на выявление параметра зависимости или независимости от «поля» в группе программистов. Поленезависимые субъекты, по данным Ш. Текл, встречаются среди программистов чаще, чем полезависимые (Turkle S., 1995).
В рамках данной работы проводится подобное исследование доминирования поленезависимого стиля поведения над полезависимым в среде программистов. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, занимающие должность программиста в различный частных компаниях и государственных организациях г. Томска. Общий объем выборки составил 35 человек. Было проведено психодиагностическое исследование с применением методики «Фигуры Готтшальдта». Все полученные данные были организованы в базу данных и обработаны статистически («Statistica»). Согласно М. А. Холодной, поленезависимый человек в большей степени, чем его зависимый от поля антипод, опирается на внутренние ощущения, собственные эталоны поведения и поставленные перед самим собой цели; полезависимый человек, обладая собственными программами поведения, все же в значительной степени подвержен влиянию и давлению внешней среды.
Поленезависимость понимается как «умение преодолевать видимое поле и структурировать его», «дифференцировать, расчленять ситуацию, ... выделять отдельные элементы», как "»клонность детализировать и дифференцировать свои познавательные впечатления, ориентируясь при этом именно на релевантные элементы воспринимаемого материала» (Холодная М. А., 2004). Полезависимость означает, что «все элементы видимого поля оказываются жестко связанными, детали переживаются как трудно отделимые от их пространственного "фона"»
(Холодная М. А., 2004).
Полезависимые люди в значительно большей степени, чем по-ленезависимые, ориентируются на социальные стимулы, ценят добрые отношения с окружающими, «предпочитают занятия, которые предполагают контакт с людьми». Имеется, однако, целый ряд полученных отечественными и зарубежными психологами данных о возможной мобильности когнитивного стиля: поленезависимым субъектам удается временами действовать и в манере полезависимых, а полезависимым людям также бывает присуща определенная мобильность, и они в ряде ситуаций способны действовать как поленезависимые.
Гипотеза, согласно которой среди программистов чаще встречаются люди с поленезависимым стилем поведения, чем с полезависи-мым, подтвердилась. И наши данные, полученные на исследовании программистов г. Томска, подтверждают данные Ш. Текл на исследовании программистов США. В нашей выборке Q1 = 2,9, а Q3 = 3,7, М = 3,587 (при пороге поленезависимых показателей более 2,5). Это говорит о том, что для респондентов в большей степени характерен поленезави-симый стиль поведения, однако многие из них могут быть гибкими в выборе своего когнитивного стиля (ПЗ/ПНЗ). Работодатели оценивают как положительный фактор возможность смены стиля мышления, так как это позволяет работнику быть продуктивным на разных этапах создания программы. Однако чаще всего в деятельности программиста оказывается необходимым именно поленезависимый стиль поведения, который продемонстрировали респонденты.
Шестиловская Н. А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из этапов организационного консультирования является этап предварительной диагностики в организации, от правильности проведения которого без преувеличения зависит успешность и эффективность взаимодействия организационного консультанта и организации-клиента, а также внедрения необходимых изменений. Чтобы иметь возможность начать выполнять задание, консультант должен точно знать, что ожидает от него руководство организации. Поэтому во время первых встреч консультант побуждает руководство организации говорить как можно больше о своем личном восприятии проблемы, которую нужно разрешить. Консультанту необходимо добиться доверия руководства, чтобы оно воспринимало его как компетентного и профессионального специалиста, тогда консультант сможет провести диагностику детально и максимально объективно, имея доступ ко всем важным для него источникам информации.
Следующие важные вопросы необходимо обсудить при принятии решения провести предварительную диагностику:
-
Какими полномочиями будет обладать консультант на время проведения диагностики. Если руководство организации обещает, что «когда начнете, на месте разберемся», это уже неправильный подход к началу сотрудничества.
-
Предоставление консультанту нужных документов и информации. Хороший консультант сразу должен убедить руководство организации в том, что любые сведения нужны исключительно для более точной работы, а не для того, чтобы выведать тайны.
-
С кем должен контактировать консультант и кого ему еще необходимо увидеть, по мнению руководства.
-
В качестве кого руководитель будет представлять консультанта, и какие цели посещения он представит сотрудникам организации. Это очень важный вопрос, поскольку от этого будет зависеть мотивация персонала.
-
Проводилась ли когда-либо ранее диагностика или другие мероприятия подобного характера, какое отношение сотрудников было тогда, и какое осталось впечатление; что нужно преодолеть, чтобы диагностика прошла успешно.
-
Как представить итоговый отчет по диагностике руководству организации, какие сведения включить дополнительно. Ответственность за проведение диагностики, так как и дальнейшая работа по проведению организационных изменений лежит не только на консультанте, но и на организации-клиенте, поэтому своевременное информирование и создание достаточного уровня мотивации зависит от руководства и менеджера по работе с персоналом организации в той же степени, как и от консультанта.
Предварительная диагностика ограничивается быстрым сбором и анализом существенной информации, ее цель - не предложить меры для решения проблемы, а определить и запланировать нужное для этого консультативное задание.
Следующие факторы могут усложнить процесс предварительной диагностики в организации:
1. Отсутствие некоторого количества сотрудников на рабочих местах (отпуск, больничный лист, специфический характер работы
и т. д.).
-
Большая загруженность рабочими вопросами сотрудников организации (непрерывный и сложный рабочий процесс).
-
Недостаточная информированность всех сотрудников организации о проведении диагностики (требует индивидуального разъяснения целей анкетирования или создает дополнительные проблемы при ответах на вопросы, что прерывает планомерность процесса и занимает лишнее время).
-
Нежелание точно или старательно отвечать на вопросы анкеты.
-
Социально желательные ответы из-за боязни или желания угодить руководству.
6. Негативная психологическая атмосфера в организации. После проведения процедур диагностики руководству органи- зации предоставляется письменный отчет, включающий полное описа- ние ее результатов, конкретный пошаговый план действий, рекоменда- ции. На основании отчета руководство организации и консультант об- суждают дальнейшее сотрудничество и разрабатывают стратегию необ- ходимых изменений в организации.
Социальная психология
Абитов И. Р.
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Современный мир предъявляет высокие требования к компенсаторным механизмам психики человека. Большое количество информации, высокий темп жизни, изменяющиеся социально-экономические условия приводят к необходимости развития механизмов преодоления стресса, предвосхищения возможных стрессовых ситуаций и снятия напряжения, возникшего под влиянием стрессовых ситуаций. Профессиональная деятельность является одним из главных «поставщиков» стресса в жизни человека. Одними из наиболее стрессогенных являются профессии, характеризующиеся большим количеством взаимодействий и высоким уровнем ответственности. К таким профессиям относится профессия психолога. Специализация в области медицинской психологии связана с частыми контактами с людьми, страдающими различными психическими расстройствами, участием в диагностической и психотерапевтической работе с данной категорией клиентов. Это приводит к повышению уровня профессионального стресса и возникновению риска дезадаптации.
Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным исследование совладающего поведения у студентов-психологов, обучающихся на пятом курсе и готовящихся начать профессиональную деятельность, и курсантов, проходящих подготовку по специальности «медицинская психология», большинство из которых уже работают в системе «человек-человек». В исследовании участвовала группа курсантов, проходящих переподготовку по специальности «медицинская психология», состоящая из 51 респондента женского пола и группа студентов-психологов 5 курса, состоящая из 17 респондентов (13 респондентов женского пола и 4 - мужского).
При проведении исследования использовались следующие методики:
1) методика «индекс жизненного стиля» Р. Плутчика;
2) методика «опросник способов совладания» (Р. Лазарус, адаптация Т. Л. Крюковой);
3) тест антиципационной состоятельности (В. Д. Менделевич). По результатам исследования можно сделать следующие выво- ды:
1. Курсанты, обучающиеся по специальности «медицинская психология», отличаются более частым использованием просоциальной копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» и более высоким развитием временной составляющей прогностической компетентности.
-
Студенты-психологи чаще прибегают к использованию механизмов психологической защиты «регрессия», «компенсация», «проекция» и «замещение», а также чаще используют конфронтативный ко-пинг.
-
Совладающее поведение курсантов, проходящих обучение по специальности «медицинская психология», характеризуется высокой адаптивностью и протекает с опорой на просоциальные копинг-стратегии, отличается большей согласованностью между отдельными копинг-стратегиями, а также копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии в данной группе испытуемых компенсируют недоработки
друг друга.
4. Совладающее поведение студентов-психологов пятого курса характеризуется низкой адаптивностью и протекает с опорой на прими- тивные защитные механизмы «регрессия» и «замещение», отличается низкой согаласованностью между механизмами психологической защи- ты и копинг-стратегиями. Существуют реципрокные (взаимоисклю- чающие) взаимодействия между механизмами антиципации и психоло- гической защиты в данной группе испытуемых.
Акульчик А. Д.
АТРИБУТИВНЫЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
В настоящее время проблема атрибутирования занимает важное место в процессе взаимодействия людей в обществе. Государства все больше стремятся наладить связи с другими странами. В Беларусь с каждым годом все больше и больше приезжает иностранных студентов, в том числе и представителей Восточной Азии. Увеличение количества иностранных студентов сопровождается рядом сложностей, которые обусловлены коммуникативными и языковыми барьерами. Среди факторов, осложняющих межгрупповое взаимодействие, анализируются закономерности атрибутивных процессов. Ибо объяснение причин одними людьми может определить их поведение по отношению к представителям других социальных групп. Особенности объяснения белорусскими студентами поведения студентов из Китая стали предметом проведенного эмпирического исследования.
В исследовании приняли участие 90 студентов, из которых 30 респондентов имеют опыт общения с иностранными студентами (обучение в одной группе, проживание в общежитии), 30 респондентов такого опыта не имеет, еще 30 студентов составили контрольную группу. Для сбора данных использовалась анкета, предназначенная для выявления причинного объяснения поведения.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. В отличие от объяснения поведения членов своей группы при объяснении белорусскими студентами неблагоприятных ситуаций, в которых оказываются студенты из Китая (конфликты, проблемы с учебой и т. д.), чаще используются ситуационные (р = 0,001) и личностные атрибуции (р = 0,05), т. е. причины неуспехов и конфликтов белорусские студенты приписывают самим студентам из Китая, их индивидуальным особенностям, а также сложившимся обстоятельствам. Несколько иная ситуация наблюдается с объяснением благоприятных ситуаций. В объяснении белорусскими студентами успехов иностранных студентов в учебной, научной и других сферах активности преобладают обстоятельственные атрибуции (р = 0,005), причины приписываются ситуации в целом, сложившимся обстоятельствам.
Данные результаты позволяют обнаружить предельную ошибку атрибуции, описанную Т. Петтигру: при объяснении негативного поведения аутгруппы используются диспозиционные атрибуции в большей степени, чем при объяснения такого же поведения членов ингруппы; при объяснении положительных действий членов аутгруппы используются внешние причинные факторы (случайность, исключение, наличие преимуществ, обстоятельства и др). Полученные результаты позволили выявить различия в объяснении белорусскими студентами поведения студентов из Китая в зависимости от наличия опыта общения с ними. Студенты, которые обучаются вместе со студентами из Китая в одной учебной группе, объясняют поведение последних, используя преимущественно личностные и объектные (стимульные) атрибуции (р < 0,042). Студенты, которые проживают вместе с иностранными студентами в одном общежитии, объясняют поведение студентов из Китая посредством объектного атрибутирования (р = 0,015). Наличие опыта общения с иностранными студентами вне общежития или учебной группы сопряжено с преобладанием объектного атрибутирования (р = 0,001). Причем при объяснении неблагоприятных ситуаций, в которых оказываются иностранные студенты, а также их успехов и неудач в учебной деятельности вместе с объектным используется обстоятельственное объяснение (р < 0,025); при интерпретации внеучебных ситуаций применяются личностная и обстоятельственная атрибуции (р < 0,042).
Таким образом, межгрупповые контакты с иностранными студентами позволяют отчасти преодолеть описанную ранее предельную ошибку атрибуции. Полученные результаты можно соотнести с гипотезой контакта, предложенной Г. Олпортом, которая гласит, что непосредственное общение между членами разных социальных групп способствует улучшению межгрупповых отношений. Преобладание объектных (стимульных) атрибуций можно объяснить наличием опыта общения с иностранными студентами. Благодаря общению отношения с иностранными студентами становятся более доброжелательными, а причины поведения в конкретной ситуации видятся не в личности иностранного студента, а в объекте, на который направлено действие. Из всего вышесказанного следует, что необходимо уделять больше внимания организации учебного сотрудничества в смешанных студенческих группах.
Батенько И. С. Довгая Ю. Л.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова