logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности когнитивного стиля программистов

За последние 30 лет сформировалось множество профессио­нальных сообществ, связанных с созданием и обслуживанием информа­ционных технологий (мобильных устройств, компьютеров, сети Интер­нет и т. д.). Одним из таких сообществ стали программисты, занимаю­щиеся разработкой программного обеспечения для программируемых устройств. К настоящему времени нет широко распространенных и все­ми признанных специализированных или универсальных тестов интел­лекта, которые бы надежно диагностировали способности к программи­рованию или эффективность будущей деятельности в качестве про­граммиста.

Определенные качества, такие как гибкость и критичность мыс­лительной деятельности или способности к абстрагированию реально необходимы программисту, однако степень необходимости может силь­но разниться. Это зависит от различных этапов работы программиста (анализ задачи, составление блок-схемы, разбиение на модули, кодиро­вание, отладка, стыковка модулей, документирование, сопровождение и т. п.), когда необходимость в вышеперечисленных качествах проявляет­ся в большей или меньшей степени.

Кроме того, недостаток необходимых на первый взгляд качеств может без труда компенсироваться изобилием других. Профессор со­циологии и психологии Массачусетского технологического института Ш. Текл среди всех интеллектуальных особенностей программистов выделял поленезависимый когнитивный стиль. Он проводил исследова­ние на выявление параметра зависимости или независимости от «поля» в группе программистов. Поленезависимые субъекты, по данным Ш. Текл, встречаются среди программистов чаще, чем полезависимые (Turkle S., 1995).

В рамках данной работы проводится подобное исследование доминирования поленезависимого стиля поведения над полезависимым в среде программистов. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, занимающие должность программиста в раз­личный частных компаниях и государственных организациях г. Томска. Общий объем выборки составил 35 человек. Было проведено психоди­агностическое исследование с применением методики «Фигуры Готтшальдта». Все полученные данные были организованы в базу дан­ных и обработаны статистически («Statistica»). Согласно М. А. Холод­ной, поленезависимый человек в большей степени, чем его зависимый от поля антипод, опирается на внутренние ощущения, собственные эта­лоны поведения и поставленные перед самим собой цели; полезависи­мый человек, обладая собственными программами поведения, все же в значительной степени подвержен влиянию и давлению внешней среды.

Поленезависимость понимается как «умение преодолевать ви­димое поле и структурировать его», «дифференцировать, расчленять ситуацию, ... выделять отдельные элементы», как "»клонность детали­зировать и дифференцировать свои познавательные впечатления, ори­ентируясь при этом именно на релевантные элементы воспринимаемого материала» (Холодная М. А., 2004). Полезависимость означает, что «все элементы видимого поля оказываются жестко связанными, детали пе­реживаются как трудно отделимые от их пространственного "фона"»

(Холодная М. А., 2004).

Полезависимые люди в значительно большей степени, чем по-ленезависимые, ориентируются на социальные стимулы, ценят добрые отношения с окружающими, «предпочитают занятия, которые предпо­лагают контакт с людьми». Имеется, однако, целый ряд полученных отечественными и зарубежными психологами данных о возможной мо­бильности когнитивного стиля: поленезависимым субъектам удается временами действовать и в манере полезависимых, а полезависимым людям также бывает присуща определенная мобильность, и они в ряде ситуаций способны действовать как поленезависимые.

Гипотеза, согласно которой среди программистов чаще встреча­ются люди с поленезависимым стилем поведения, чем с полезависи-мым, подтвердилась. И наши данные, полученные на исследовании про­граммистов г. Томска, подтверждают данные Ш. Текл на исследовании программистов США. В нашей выборке Q1 = 2,9, а Q3 = 3,7, М = 3,587 (при пороге поленезависимых показателей более 2,5). Это говорит о том, что для респондентов в большей степени характерен поленезави-симый стиль поведения, однако многие из них могут быть гибкими в выборе своего когнитивного стиля (ПЗ/ПНЗ). Работодатели оценивают как положительный фактор возможность смены стиля мышления, так как это позволяет работнику быть продуктивным на разных этапах соз­дания программы. Однако чаще всего в деятельности программиста оказывается необходимым именно поленезависимый стиль поведения, который продемонстрировали респонденты.

Шестиловская Н. А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ

ДИАГНОСТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Одним из этапов организационного консультирования является этап предварительной диагностики в организации, от правильности проведения которого без преувеличения зависит успешность и эффек­тивность взаимодействия организационного консультанта и организа­ции-клиента, а также внедрения необходимых изменений. Чтобы иметь возможность начать выполнять задание, консультант должен точно знать, что ожидает от него руководство организации. Поэтому во время первых встреч консультант побуждает руководство организации гово­рить как можно больше о своем личном восприятии проблемы, которую нужно разрешить. Консультанту необходимо добиться доверия руково­дства, чтобы оно воспринимало его как компетентного и профессио­нального специалиста, тогда консультант сможет провести диагностику детально и максимально объективно, имея доступ ко всем важным для него источникам информации.

Следующие важные вопросы необходимо обсудить при приня­тии решения провести предварительную диагностику:

  1. Какими полномочиями будет обладать консультант на время проведения диагностики. Если руководство организации обещает, что «когда начнете, на месте разберемся», это уже неправильный подход к началу сотрудничества.

  2. Предоставление консультанту нужных документов и информа­ции. Хороший консультант сразу должен убедить руководство органи­зации в том, что любые сведения нужны исключительно для более точ­ной работы, а не для того, чтобы выведать тайны.

  3. С кем должен контактировать консультант и кого ему еще не­обходимо увидеть, по мнению руководства.

  4. В качестве кого руководитель будет представлять консультан­та, и какие цели посещения он представит сотрудникам организации. Это очень важный вопрос, поскольку от этого будет зависеть мотивация персонала.

  5. Проводилась ли когда-либо ранее диагностика или другие ме­роприятия подобного характера, какое отношение сотрудников было тогда, и какое осталось впечатление; что нужно преодолеть, чтобы ди­агностика прошла успешно.

  6. Как представить итоговый отчет по диагностике руководству организации, какие сведения включить дополнительно. Ответствен­ность за проведение диагностики, так как и дальнейшая работа по про­ведению организационных изменений лежит не только на консультанте, но и на организации-клиенте, поэтому своевременное информирование и создание достаточного уровня мотивации зависит от руководства и менеджера по работе с персоналом организации в той же степени, как и от консультанта.

Предварительная диагностика ограничивается быстрым сбором и анализом существенной информации, ее цель - не предложить меры для решения проблемы, а определить и запланировать нужное для этого консультативное задание.

Следующие факторы могут усложнить процесс предваритель­ной диагностики в организации:

1. Отсутствие некоторого количества сотрудников на рабочих местах (отпуск, больничный лист, специфический характер работы

и т. д.).

  1. Большая загруженность рабочими вопросами сотрудников ор­ганизации (непрерывный и сложный рабочий процесс).

  2. Недостаточная информированность всех сотрудников органи­зации о проведении диагностики (требует индивидуального разъяснения целей анкетирования или создает дополнительные проблемы при отве­тах на вопросы, что прерывает планомерность процесса и занимает лишнее время).

  3. Нежелание точно или старательно отвечать на вопросы анкеты.

  4. Социально желательные ответы из-за боязни или желания уго­дить руководству.

6. Негативная психологическая атмосфера в организации. После проведения процедур диагностики руководству органи- зации предоставляется письменный отчет, включающий полное описа- ние ее результатов, конкретный пошаговый план действий, рекоменда- ции. На основании отчета руководство организации и консультант об- суждают дальнейшее сотрудничество и разрабатывают стратегию необ- ходимых изменений в организации.

Социальная психология

Абитов И. Р.

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Современный мир предъявляет высокие требования к компен­саторным механизмам психики человека. Большое количество инфор­мации, высокий темп жизни, изменяющиеся социально-экономические условия приводят к необходимости развития механизмов преодоления стресса, предвосхищения возможных стрессовых ситуаций и снятия напряжения, возникшего под влиянием стрессовых ситуаций. Профес­сиональная деятельность является одним из главных «поставщиков» стресса в жизни человека. Одними из наиболее стрессогенных являются профессии, характеризующиеся большим количеством взаимодействий и высоким уровнем ответственности. К таким профессиям относится профессия психолога. Специализация в области медицинской психоло­гии связана с частыми контактами с людьми, страдающими различными психическими расстройствами, участием в диагностической и психоте­рапевтической работе с данной категорией клиентов. Это приводит к повышению уровня профессионального стресса и возникновению риска дезадаптации.

Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным ис­следование совладающего поведения у студентов-психологов, обучаю­щихся на пятом курсе и готовящихся начать профессиональную дея­тельность, и курсантов, проходящих подготовку по специальности «ме­дицинская психология», большинство из которых уже работают в сис­теме «человек-человек». В исследовании участвовала группа курсантов, проходящих переподготовку по специальности «медицинская психоло­гия», состоящая из 51 респондента женского пола и группа студентов-психологов 5 курса, состоящая из 17 респондентов (13 респондентов женского пола и 4 - мужского).

При проведении исследования использовались следующие ме­тодики:

1) методика «индекс жизненного стиля» Р. Плутчика;

2) методика «опросник способов совладания» (Р. Лазарус, адаптация Т. Л. Крюковой);

3) тест антиципационной состоятельности (В. Д. Менделевич). По результатам исследования можно сделать следующие выво- ды:

1. Курсанты, обучающиеся по специальности «медицинская пси­хология», отличаются более частым использованием просоциальной копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» и более высоким раз­витием временной составляющей прогностической компетентности.

  1. Студенты-психологи чаще прибегают к использованию меха­низмов психологической защиты «регрессия», «компенсация», «проек­ция» и «замещение», а также чаще используют конфронтативный ко-пинг.

  2. Совладающее поведение курсантов, проходящих обучение по специальности «медицинская психология», характеризуется высокой адаптивностью и протекает с опорой на просоциальные копинг-стратегии, отличается большей согласованностью между отдельными копинг-стратегиями, а также копинг-стратегиями и механизмами пси­хологической защиты. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии в данной группе испытуемых компенсируют недоработки

друг друга.

4. Совладающее поведение студентов-психологов пятого курса характеризуется низкой адаптивностью и протекает с опорой на прими- тивные защитные механизмы «регрессия» и «замещение», отличается низкой согаласованностью между механизмами психологической защи- ты и копинг-стратегиями. Существуют реципрокные (взаимоисклю- чающие) взаимодействия между механизмами антиципации и психоло- гической защиты в данной группе испытуемых.

Акульчик А. Д.

АТРИБУТИВНЫЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

В настоящее время проблема атрибутирования занимает важное место в процессе взаимодействия людей в обществе. Государства все больше стремятся наладить связи с другими странами. В Беларусь с ка­ждым годом все больше и больше приезжает иностранных студентов, в том числе и представителей Восточной Азии. Увеличение количества иностранных студентов сопровождается рядом сложностей, которые обусловлены коммуникативными и языковыми барьерами. Среди фак­торов, осложняющих межгрупповое взаимодействие, анализируются закономерности атрибутивных процессов. Ибо объяснение причин од­ними людьми может определить их поведение по отношению к пред­ставителям других социальных групп. Особенности объяснения бело­русскими студентами поведения студентов из Китая стали предметом проведенного эмпирического исследования.

В исследовании приняли участие 90 студентов, из которых 30 респондентов имеют опыт общения с иностранными студентами (обучение в одной группе, проживание в общежитии), 30 респондентов такого опыта не имеет, еще 30 студентов составили контрольную груп­пу. Для сбора данных использовалась анкета, предназначенная для вы­явления причинного объяснения поведения.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. В отличие от объяснения поведения членов своей группы при объясне­нии белорусскими студентами неблагоприятных ситуаций, в которых оказываются студенты из Китая (конфликты, проблемы с учебой и т. д.), чаще используются ситуационные (р = 0,001) и личностные атрибуции (р = 0,05), т. е. причины неуспехов и конфликтов белорусские студенты приписывают самим студентам из Китая, их индивидуальным особен­ностям, а также сложившимся обстоятельствам. Несколько иная ситуа­ция наблюдается с объяснением благоприятных ситуаций. В объяснении белорусскими студентами успехов иностранных студентов в учебной, научной и других сферах активности преобладают обстоятельственные атрибуции (р = 0,005), причины приписываются ситуации в целом, сло­жившимся обстоятельствам.

Данные результаты позволяют обнаружить предельную ошибку атрибуции, описанную Т. Петтигру: при объяснении негативного пове­дения аутгруппы используются диспозиционные атрибуции в большей степени, чем при объяснения такого же поведения членов ингруппы; при объяснении положительных действий членов аутгруппы использу­ются внешние причинные факторы (случайность, исключение, наличие преимуществ, обстоятельства и др). Полученные результаты позволили выявить различия в объяснении белорусскими студентами поведения студентов из Китая в зависимости от наличия опыта общения с ними. Студенты, которые обучаются вместе со студентами из Китая в одной учебной группе, объясняют поведение последних, используя преимуще­ственно личностные и объектные (стимульные) атрибуции (р < 0,042). Студенты, которые проживают вместе с иностранными студентами в одном общежитии, объясняют поведение студентов из Китая посредст­вом объектного атрибутирования (р = 0,015). Наличие опыта общения с иностранными студентами вне общежития или учебной группы сопря­жено с преобладанием объектного атрибутирования (р = 0,001). Причем при объяснении неблагоприятных ситуаций, в которых оказываются иностранные студенты, а также их успехов и неудач в учебной деятель­ности вместе с объектным используется обстоятельственное объяснение (р < 0,025); при интерпретации внеучебных ситуаций применяются лич­ностная и обстоятельственная атрибуции (р < 0,042).

Таким образом, межгрупповые контакты с иностранными сту­дентами позволяют отчасти преодолеть описанную ранее предельную ошибку атрибуции. Полученные результаты можно соотнести с гипоте­зой контакта, предложенной Г. Олпортом, которая гласит, что непо­средственное общение между членами разных социальных групп спо­собствует улучшению межгрупповых отношений. Преобладание объ­ектных (стимульных) атрибуций можно объяснить наличием опыта об­щения с иностранными студентами. Благодаря общению отношения с иностранными студентами становятся более доброжелательными, а причины поведения в конкретной ситуации видятся не в личности ино­странного студента, а в объекте, на который направлено действие. Из всего вышесказанного следует, что необходимо уделять больше внимания организации учебного сотрудничества в смешанных студен­ческих группах.

Батенько И. С. Довгая Ю. Л.