logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга

Работа клинических психологов по диагностике и реабилитации больных, находящихся на лечении в неврологических и нейрохирурги­ческих отделах клиник, оказывает существенную помощь множеству людей (Хомская Е. Д., 2005). Критериями оценки психоэмоционального напряжения могут служить уровни тревожности, агрессии и депрессив­ных состояний. Особенно на первоначальном этапе лечения неблаго­приятное психоэмоциональное состояние будет снижать эффективность лечебных процедур. Все это определяет актуальность данного направ­ления исследований.

Цель данной работы заключалась в осуществлении сравнитель­ного анализа психоэмоционального состояния больных с локальными поражениями мозга и подростков без нейропсихологической патологии. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи: сопоставить уровни тревожности, агрессии и де­прессивных состояний у больных с локальными поражениями мозга и подростков без данного заболевания; выявить причины непродуктивной тревожности у больных и здоровых детей; разработать основные на­правления и конкретные рекомендации, способствующие нормализации психоэмоционального состояния. Были обследованы подростки с ло­кальными поражениями мозга, находящиеся на лечении в нейрохирур­гическом отделении ДРБ. Общее число обследованных - 50 человек, из которых 25 были госпитализированы с нейрозаболеваниями разной локализации (височных, лобных долей справа и слева), этиологии (пре-натальные воспалительные процессы, механические травмы). В качест­ве контрольной группы использовались данные психоэмоционального состояния подростков без нейрохирургической патологии.

Учитывая возраст детей, был осуществлен выбор методик ис­следования, а именно, использовались опросник состояния агрессии Басса-Дарки (Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф., 1998), шкала депрессии Ба­лашовой, шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (Кудряшова А. Ф., 1992). В процессе проведения процедуры тестирования с каждым ребенком проводилась беседа, а в дальнейшем использовался метод наблюдения. Полученные данные были статистически обработаны с помощью компьютерного пакета SPSS (однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выбо­рок).

У подавляющего большинства подростков контрольной группы показатели враждебности, ситуативной и личностной тревожности на­ходятся в оптимальных границах. Высоким значениям соответствовали показатели: реактивной тревожности (у 28% детей), личностной тре­вожности (16% детей), враждебности (16% детей). Ни у кого из испы­туемых не выявлено снижения настроения до депрессивного состояния. В 52% случаев зарегистрированы высокие показатели агрессии. У под­ростков, госпитализированных в нейрохирургическое отделение ДРБ с локальными поражениями мозга, резкое изменение условий прожива­ния и болезнь привели к дезорганизации не только физического состоя­ния, но и психического. У них наблюдали высокие уровни неконструк­тивной реактивной и личностной тревожности соответственно в 80% и 75% случаев, в основном при левовисочных поражениях мозга, агрессии -в 75% случаев при височных поражениях справа и слева, депрессии -в 72% случаев при поражении левовисочных долей. Высокие показатели враждебности были зарегистрированы в 28% случаев, в основном при по­ражении височных долей. Зарегистрированные низкие уровни тревожно­сти, депрессии, враждебности и агрессии принадлежат больным с лоб­ными поражениями мозга, при этом в ходе беседы было выявлено, что их не омрачает госпитализация, они прекрасно себя чувствуют и верят в скорую выписку, несмотря на предназначенное длительное лечение.

Итак, резюмируя полученные данные, можно сказать, что пси­хоэмоциональное состояние детей в значительной степени определяется локализацией поражения мозга, в некоторых случаях оно зависит от пола ребенка, его взаимоотношений с родителями и сверстниками, самим фактом госпитализации. Были предприняты попытки по коррек­ции психоэмоционального состояния, вследствие которых наблюдались слабые, но стабильно-устойчивые изменения в положительную сторону, что дает основания для дальнейшей работы в данном направлении. Ре­зультаты проведенных исследований позволяют разработать основные направления и конкретные рекомендации по нормализации психоэмо­ционального состояния детей. Причем психолог должен использовать наряду с индивидуальными групповые методы терапии. Важным на­правлением дальнейших исследований является также работа с семьей и близким окружением.

Тромбчиньски П. К.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается раздел академической психологии, который ох­ватывает широкий спектр разных теоретических представлений. Явля­ясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абст­рактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризи-рующие человека. Концептуальное значение личности многогранно -в рамках самой психологии мы не имеем одного, общепринятого значе­ния этого термина. Также многозначен и подход к пониманию природы личностных нарушений, в частности, невротических расстройств. Одна­ко, несмотря на различные теоретические подходы к проблеме невро­зов, многие авторы рассматривают определенные личностные особен­ности как предрасполагающие факторы формирования невротических нарушений. В связи с этим возникает вопрос, действительно ли невро­тические пациенты обладают существенными общими чертами, которые позволили бы нам говорить о «невротической личности»?

Попытку ответить на этот вопрос предпринял польский психи­атр Е. Александрович, который в 2006 разработал «Опросник невроти­ческой личности KON-2006» (ОНЛ). Несомненным достоинством этого опросника является попытка охватить все индивидуально-психологические характеристики, которые обычно описывают невроти­ческую личность. Опросник дает описание и оценку дисфункций, одно­временно дифференцирует невротические расстройства и другие стрес­совые реакции, на образование которых личностные дисфункции не влияют. Опираясь на метод самоописания, этот опросник дает возмож­ность оценить степень дисфункций личности без особенных временных затрат, а использование компьютерных программ позволяет получить информацию об ответах, значениях отдельных шкал а также общего показателя X-KON. Изменения этого показателя, происходящие в ходе лечения, дают возможность оценки его влияния лечения на особенности личности, связанные с невротическим расстройством, а в связи с этим также оценить результаты терапии. Коэффициент X-KON дает возмож­ность общей оценки расстройства личности, связанного с образованием невротической симптоматики.

Целью исследования являлось изучение особенностей этиоло­гии и патогенеза невротических расстройств на современном этапе раз­вития общества, а также перевод, адаптация и апробация на российской популяции ОНЛ и изучение его эффективности в процессе диагностики невротических расстройств. Адаптация проводилась среди 120 человек. В состав выборки вошли две группы: здоровые - 60 человек (24 мужчи­ны и 36 женщин) и больные неврозами - 60 человек (18 мужчин и 42 женщины) разного социального положения и разного уровня образо­вания. Исследование пациентов проходило в отделении неврозов и пси­хотерапии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и в Психиатрической больнице № 7. Испытуемая группа больных харак­теризовалась диагнозами «расстройство адаптации» и «тревожно-депрессиивное расстройство», средняя продолжительность болезни три года.

В исследовании использовались четыре опросника: ОНЛ, уро­вень невротизации и психопатизации, SCL 90, Q-сортировка. На данной выборке выявлено, что шкалы ОНЛ валидны и на высоком уровне ста­тистической достоверности отражают изучаемые черты личности испы­туемого. Исследование доказало, что показатель X-KON ОНЛ, а также другие его шкалы вступают в прямую зависимость со шкалами осталь­ных методик. Это дает нам возможность предполагать, что адаптиро­ванная методика ОНЛ может быть использована как эквивалент осталь­ных используемых нами опросников.

Трунов А. Ю.