Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
Работа клинических психологов по диагностике и реабилитации больных, находящихся на лечении в неврологических и нейрохирургических отделах клиник, оказывает существенную помощь множеству людей (Хомская Е. Д., 2005). Критериями оценки психоэмоционального напряжения могут служить уровни тревожности, агрессии и депрессивных состояний. Особенно на первоначальном этапе лечения неблагоприятное психоэмоциональное состояние будет снижать эффективность лечебных процедур. Все это определяет актуальность данного направления исследований.
Цель данной работы заключалась в осуществлении сравнительного анализа психоэмоционального состояния больных с локальными поражениями мозга и подростков без нейропсихологической патологии. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи: сопоставить уровни тревожности, агрессии и депрессивных состояний у больных с локальными поражениями мозга и подростков без данного заболевания; выявить причины непродуктивной тревожности у больных и здоровых детей; разработать основные направления и конкретные рекомендации, способствующие нормализации психоэмоционального состояния. Были обследованы подростки с локальными поражениями мозга, находящиеся на лечении в нейрохирургическом отделении ДРБ. Общее число обследованных - 50 человек, из которых 25 были госпитализированы с нейрозаболеваниями разной локализации (височных, лобных долей справа и слева), этиологии (пре-натальные воспалительные процессы, механические травмы). В качестве контрольной группы использовались данные психоэмоционального состояния подростков без нейрохирургической патологии.
Учитывая возраст детей, был осуществлен выбор методик исследования, а именно, использовались опросник состояния агрессии Басса-Дарки (Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф., 1998), шкала депрессии Балашовой, шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (Кудряшова А. Ф., 1992). В процессе проведения процедуры тестирования с каждым ребенком проводилась беседа, а в дальнейшем использовался метод наблюдения. Полученные данные были статистически обработаны с помощью компьютерного пакета SPSS (однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок).
У подавляющего большинства подростков контрольной группы показатели враждебности, ситуативной и личностной тревожности находятся в оптимальных границах. Высоким значениям соответствовали показатели: реактивной тревожности (у 28% детей), личностной тревожности (16% детей), враждебности (16% детей). Ни у кого из испытуемых не выявлено снижения настроения до депрессивного состояния. В 52% случаев зарегистрированы высокие показатели агрессии. У подростков, госпитализированных в нейрохирургическое отделение ДРБ с локальными поражениями мозга, резкое изменение условий проживания и болезнь привели к дезорганизации не только физического состояния, но и психического. У них наблюдали высокие уровни неконструктивной реактивной и личностной тревожности соответственно в 80% и 75% случаев, в основном при левовисочных поражениях мозга, агрессии -в 75% случаев при височных поражениях справа и слева, депрессии -в 72% случаев при поражении левовисочных долей. Высокие показатели враждебности были зарегистрированы в 28% случаев, в основном при поражении височных долей. Зарегистрированные низкие уровни тревожности, депрессии, враждебности и агрессии принадлежат больным с лобными поражениями мозга, при этом в ходе беседы было выявлено, что их не омрачает госпитализация, они прекрасно себя чувствуют и верят в скорую выписку, несмотря на предназначенное длительное лечение.
Итак, резюмируя полученные данные, можно сказать, что психоэмоциональное состояние детей в значительной степени определяется локализацией поражения мозга, в некоторых случаях оно зависит от пола ребенка, его взаимоотношений с родителями и сверстниками, самим фактом госпитализации. Были предприняты попытки по коррекции психоэмоционального состояния, вследствие которых наблюдались слабые, но стабильно-устойчивые изменения в положительную сторону, что дает основания для дальнейшей работы в данном направлении. Результаты проведенных исследований позволяют разработать основные направления и конкретные рекомендации по нормализации психоэмоционального состояния детей. Причем психолог должен использовать наряду с индивидуальными групповые методы терапии. Важным направлением дальнейших исследований является также работа с семьей и близким окружением.
Тромбчиньски П. К.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается раздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных теоретических представлений. Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризи-рующие человека. Концептуальное значение личности многогранно -в рамках самой психологии мы не имеем одного, общепринятого значения этого термина. Также многозначен и подход к пониманию природы личностных нарушений, в частности, невротических расстройств. Однако, несмотря на различные теоретические подходы к проблеме неврозов, многие авторы рассматривают определенные личностные особенности как предрасполагающие факторы формирования невротических нарушений. В связи с этим возникает вопрос, действительно ли невротические пациенты обладают существенными общими чертами, которые позволили бы нам говорить о «невротической личности»?
Попытку ответить на этот вопрос предпринял польский психиатр Е. Александрович, который в 2006 разработал «Опросник невротической личности KON-2006» (ОНЛ). Несомненным достоинством этого опросника является попытка охватить все индивидуально-психологические характеристики, которые обычно описывают невротическую личность. Опросник дает описание и оценку дисфункций, одновременно дифференцирует невротические расстройства и другие стрессовые реакции, на образование которых личностные дисфункции не влияют. Опираясь на метод самоописания, этот опросник дает возможность оценить степень дисфункций личности без особенных временных затрат, а использование компьютерных программ позволяет получить информацию об ответах, значениях отдельных шкал а также общего показателя X-KON. Изменения этого показателя, происходящие в ходе лечения, дают возможность оценки его влияния лечения на особенности личности, связанные с невротическим расстройством, а в связи с этим также оценить результаты терапии. Коэффициент X-KON дает возможность общей оценки расстройства личности, связанного с образованием невротической симптоматики.
Целью исследования являлось изучение особенностей этиологии и патогенеза невротических расстройств на современном этапе развития общества, а также перевод, адаптация и апробация на российской популяции ОНЛ и изучение его эффективности в процессе диагностики невротических расстройств. Адаптация проводилась среди 120 человек. В состав выборки вошли две группы: здоровые - 60 человек (24 мужчины и 36 женщин) и больные неврозами - 60 человек (18 мужчин и 42 женщины) разного социального положения и разного уровня образования. Исследование пациентов проходило в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и в Психиатрической больнице № 7. Испытуемая группа больных характеризовалась диагнозами «расстройство адаптации» и «тревожно-депрессиивное расстройство», средняя продолжительность болезни три года.
В исследовании использовались четыре опросника: ОНЛ, уровень невротизации и психопатизации, SCL 90, Q-сортировка. На данной выборке выявлено, что шкалы ОНЛ валидны и на высоком уровне статистической достоверности отражают изучаемые черты личности испытуемого. Исследование доказало, что показатель X-KON ОНЛ, а также другие его шкалы вступают в прямую зависимость со шкалами остальных методик. Это дает нам возможность предполагать, что адаптированная методика ОНЛ может быть использована как эквивалент остальных используемых нами опросников.
Трунов А. Ю.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова