logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки

Исследования проблем референтной группы в современной со­циальной психологии практически исчезли. Однако, на наш взгляд, на­учное знание о социально-психологических механизмах выбора значи­мых групп имеет большое значение как для теории, так и для практики в социальной психологии. В теоретическом плане это углубление знаний о процессе социализации личности в социальном контексте, а в практи­ческом плане это может стать основой для разработки средств профи­лактики и коррекции проблем, возникающих, например, в юношеском возрасте («уход» подростков из семьи в криминальные «уличные груп­пировки» и т. п.).

В ходе исследования, целью которого было выявление критери­ев (оснований) выбора значимых (референтных) групп в юношеском возрасте, автором была разработана методика ранжирования референт­ных групп личности, в основе которой лежит модификция первого этапа методики измерения ценностей личности Е. С. Махлах и др. (Махлах и др., 1975). Целью данного этапа в методике Е. С. Махлах является вы­яснение основных референтных групп личности.

На основании задаваемых десяти вопросов-ситуаций в исход­ном варианте нами были созданы пять возможных типов отношений для индивида с людьми или группами:

  1. с кем я провожу свободное время, отдыхаю;

  2. с кем у меня доверительные отношения;

  3. чье мнение для меня важно;

  4. кому я больше всего симпатизирую;

  5. кто является для меня примером в жизни. По десяти ситуаци­ям в исходной методике оценивался список людей, окружающих лич­ность. Исходя из целей нашего исследования, мы предложили испытуе­мым оценить различные группы: семья (в ее составе выделялись роди­тели, родственники и братья, сестры), друзья по школе (бывшие одно­классники), группа сверстников по учебе, приятели, компания по месту жительства, группа сверстников по секции, кружку и т. п. Если испы­туемого не удовлетворяла ни одна из данных групп, он мог вписать свой вариант в разделе «другая группа», где нужно было назвать группу и объяснить ее выбор. Группы оценивались испытуемыми по типам от­ношений по следующей шкале: +3 - полностью подходит; +2 - подхо­дит; +1 - скорее подходит, чем не подходит; 0 - затрудняюсь ответить; минус 1 - скорее не подходит, чем подходит; минус 2 - не подходит; минус 3 - совсем не подходит. По каждому типу отношений для каждой оцениваемой группы подсчитывалось среднее арифметическое значе­ние, стандартное отклонение по группе испытуемых.

Выборка исследования, общей численностью 65 человек, со­стояла из двух подвыборок:

  1. из учащихся профессионального училища №63 (ПУ-63) г. Москвы в возрасте от 16 до 18 лет (средний возраст - 17 лет), муж­ского пола. Общая численность опрошенных - 34 человека;

  2. из студентов первого курса факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова в возрасте от 16 до 19 лет (средний возраст - 18 лет), преимущественно женского пола. Общая численность опрошенных -31 человек.

Результаты исследования с применением разработанной авто­ром методики позволяют сделать следующие выводы:

  1. С помощью данной методики можно выявить, на какую группу личность ориентируется в той или иной ситуации, что можно рассматривать как критерий выбора референтной группы.

  2. На наш взгляд, методика также позволяет сделать вывод о «степени референтности» той или иной группы. По результатам иссле­дования группа «родители» лидировала по количеству выборов в раз­личных типах отношений в обеих подвыборках.

3. Однако методика не позволяет однозначно сказать, какой психологический механизм лежит в основе выбора значимых групп в юношеском возрасте. Так, для учащихся ПУ многие критерии выбора значимой группы получились более размытыми, чем в группе студентов

МГУ.

Эмпирическое изучение референтности различных групп в юношеском возрасте требует использования комплекса методических средств. Так например, методика, разработанная автором, может быть дополнена методиками на выявление групповых и индивидуальных ценностных ориентаций или методикой диагностики мотивов аффиля-ции.

Матасова И. Л. Шаталина М. А.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОН-

НОЙ СФЕРЫ ЖЕНАТЫХ И РАЗВЕДЕННЫХ МУЖЧИН

В психологии семьи накоплен богатый опыт изучения семейной жизни как многоуровневой организации (С. В. Ковалев, Н. Л. Москвичева, Е. Г. Силяева, В. А. Сысенко, Э. Г.Эйдемиллер и др.). В классическом по­нимании мужчина в семейных отношениях занимает лидирующие позиции, поскольку во многом он берет на себя ответственность за материальное благополучие семьи, за ее безопасность. От мужчины традиционно требу­ется, в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на хорошо оплачиваемой работе. Семья поэтому многими из них рассматривается как нечто второстепенное по отношению к работе. Стремясь к стабильности, мужчина в браке выбирает такую линию поведения, которая смогла бы сочетать и его интересы, и интересы семьи. Мотивационная сфера понима­ется Л. И. Божович как стержень личности, к которому стягиваются и такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, соци­альные ожидания, притязания и другие социально-психологические харак­теристики. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных лично­стных образований, выражают сознательное отношение человека с соци­альной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все сто­роны его деятельности.

В исследовании особенностей ценностно-мотивационной сферы женатых и разведенных мужчин были использованы следующие диагно­стические методики: опросник «Ценностные ориентации в области семей­ных отношений» (разработан Центром социально-психологической помо­щи семье (Москва, 1984); методика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Достоверность полученных результатов устанавливалась при помощи U-критерия Манна-Уитни. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что существуют различия в социально-психологических установках в мотивационно-потребностной сфере и ценностных ориентациях в области семейных отношений женатых и разведенных мужчин. Разведенные мужчины, в отличие от женатых, в своей деятельности в большей степени ориентированы на эгоистиче­ские поступки, то есть чаще отталкиваются от собственной заинтересо­ванности в деятельности, чем от значимости ее для других людей. Эта позиция является понятной, так как женатые мужчины, находясь в се­мье и выполняя определенные роли, в своей деятельности должны учи­тывать интересы всех членов семьи. Как это ни парадоксально, но они, в отличие от женатых, в меньшей степени ориентированы на деньги и меньше ориентированы на свободу.

Стремление к свободе является одной из основных потребно­стей каждого человека. С другой стороны, ответственность предполага­ет определенное ограничение свободы. В семье реализация потребности в свободе для женатого мужчины является более желанной и менее воз­можной. Выраженная ориентация женатых мужчин на финансовое бла­гополучие и то, что для разведенных мужчин в область приоритетных интересов не входит «стремление к увеличению заработков и извлече­ние прибыли в любых ситуациях», можно объяснить следующим обра­зом. Во внутрисемейных конфликтах проблема материального неблаго­получия семьи из-за низких заработков мужа является достаточно рас­пространенной. Разведенные мужчины сознательно (или бессознатель­но) начинают уделять этой позиции меньшее значение, так как она про­должает оставаться травмирующей, и в своей новой ситуации они ста­раются на этой теме внимание не акцентировать.

На первое место среди семейных ценностей женатые мужчины ставят «гибкое общее воспитание», то есть согласованность супругов в процессе воспитания детей. Эта позиция для неженатых мужчин так­же является важной: они отводят ей третье место в иерархии семейных ценностей. На первое место неженатые мужчины ставят «самопожерт­вование ради детей», в иерархии ценностей женатых мужчин эта пози­ция занимает более низкие позиции и не входит в первые три приори­тетные ценности. Это может объясняться тем, что мужчины после раз­вода продолжают нести ответственность за воспитание и содержание ребенка, осуществлять этот процесс ему приходится, зачастую жертвуя своими желаниями. Кроме того, ситуация осложняется еще и тем, что вне семьи мужчине приходится согласовывать исполнение отцовских обязанностей с бывшей супругой, учитывать ее пожелания.

Таким образом, экспериментально было подтверждено, что у женатых и разведенных мужчин существуют различия в социально-психологических установках в мотивационно-потребностной сфере и ценностных ориентациях в области семейных отношений.

Медников С. В. Самыкина Н. Ю.