logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения

Очевидно, что в России необходимы серьезные изменения в процессе подготовки специалистов-управленцев. Отсутствие продуман­ной и обоснованной системы обучения, оторванность содержания от реальной практики управления, устаревшие учебные программы не по­зволяют надеяться на скорое решение этой важной общегосударствен­ной проблемы без серьезного государственного вмешательства. В каче­стве единого фундаментального принципа организации функциониро­вания государственной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности. При этом среди приоритетных направлений кадровой политики в системе государственной службы называется совершенство­вание программ подготовки и профессионального развития государст­венных служащих, основной целью которого является рост профессио­нального уровня чиновников. В рамках непрерывного образования, оп­ределяя содержание и направления развития профессиональной компе­тентности, необходимо учитывать не только основные современные линии научных исследований, но и дифференцированно подходить к организации учебного процесса для слушателей, ориентируясь на уро­вень их первоначальной профессиональной подготовленности.

В отечественных исследованиях выделяются следующие уров­ни компетентности государственных служащих:

- Допрофессиональный уровень компетентности работников характеризуется недостаточностью или бессистемностью профессио­нальных знаний, не дающих в полной мере упорядочить выполняемые производственные действия.

Таким образом, каждый уровень профессиональной подготов­ленности определяет индивидуальное формирование групп обучающих­ся и ориентирует в выборе целей и средств педагогического воздейст­вия.

Еще одним интересным, на наш взгляд, аспектом, участвующим в формировании актуального в системе непрерывного образования обу­чающего механизма, являются когнитивные стили обучения взрослых. Опыт отечественных и зарубежных исследователей в системе дополни­тельного образования взрослых свидетельствует о том, что учебная группа обычно состоит из приверженцев разных стилей когнитивного стиля обучения. Поэтому для эффективного формирования компетент­ности важно создать учебную среду с различными видами познаватель­ной активности, предусмотреть многообразие путей познания и дать возможность всем обучаемым воспользоваться, в том числе, и приори­тетным для них стилем.

В настоящее время, решая проблемы формирования профес­сиональной компетентности слушателей в процессе их обучения в вузе, необходимо не только изыскать возможность получения работниками профильного образования, но и осуществлять формирование отдельных компетенций с использованием новейших знаний и технологий, учиты­вая социально-психологические особенности обучаемых в рамках не­прерывного образования.

Морозова А. В.