Невербальные признаки обмана
Обман встречается практически во всех сферах человеческой жизни. Распознавание обмана и по сей день является одной из самых мало разработанных областей научного знания. В ходе человеческой истории были придуманы различные способы детекции лжи, начиная с различных «народных» способов и заканчивая fMRI. Стоит отметить, что нет метода, который определял бы ложь на 100%, а вероятность разоблачения обмана варьируется от 50% до 80%, в зависимости от метода. Актуальность разработки точного метода растет с каждым годом, но, в связи со сложностью проблемы, прогресс идет очень медленно. Исследования показывают, что люди - весьма плохие детекторы лжи и успешность обнаружения обмана/правды не отличается от случайного угадывания.
Профессионалы (полицейские, операторы полиграфов, таможенники) так же плохо определяют ложь, как и студенты колледжей. Низкие попадания в распознавании правды/обмана связаны со сложностью предсказания поведения лжеца и недостаточной теоретической разработкой данной проблемы.
Существует несколько теорий в рамках, которых происходят исследования невербальных признаков обмана. В мультифакторной модели Цукермана, ДеПауло и Розенталя, наличие признаков обмана появляется в связи с тремя компонентами: эмоциональные реакции, когнитивная нагрузка и контроль поведения. Отсюда следуют три направления, согласно которым ведется поиск невербальных признаков обмана: аффективный подход, когнитивный подход, волевой подход. Аффективный подход представлен знаменитым американским ученым П. Экманом. Он считает, что ситуация обмана чаще всего вызывает три эмоции: стыд, страх и радость. В рамках этого направления верификаторы распознают эмоциональное состояние человека и сопоставляют его с вербальным сообщением и ситуацией в целом. Во втором подходе перед верификатором стоит задача определения и повышения когнитивной нагрузки человека. Интересные эмпирические данные были получены в рамках этого подхода. При ответе на вопрос: «Кто из этих людей сильнее думает?» вероятность попадания в лжеца была выше, чем при вопросе: «Кто из этих людей обманывает?».
Последний подход подразумевает сознательную попытку лжеца контролировать собственное поведение, однако это связано с рядом трудностей для обманщика: он плохо себе представляет, как вести себя естественно, некоторые элементы нашего поведения контролировать крайне сложно, попытка контроля может привести к неестественному, скованному поведению. Исходя из идей этого подхода, анализу нужно подвергать плохо контролируемые аспекты нашего поведения. ДеПауло и коллеги провели мета-анализ статей по исследованию невербальных признаков обмана и выделили в общей сложности 21 признак. Самыми информативными стали: высота голоса, жесты - иллюстраторы и движение рук/запястий. У лжецов голос кажется выше, наблюдается меньше движений руками и пальцами. В метаанализе было выявлено, что у лжецов расширены зрачки, они кажутся более зажатыми, их голос также более зажат, подбородок более приподнят, чаще поджимаются губы и их лица оцениваются как не очень приятные. Они кажутся более амбивалентными, менее уверенными и менее включенными, чаще повторяют слова и предложения. О. Фрай отмечает, что, несмотря на все полученные данные, взаимосвязи можно считать лишь слабыми или средними. В частности, уменьшение движения рук и пальцев показали 64% испытуемых, а увеличение - 36%.
Это еще раз подчеркивает сложность в прогнозировании поведения. В отечественной науке проблемой психологии обмана занимается крайне маленькое количество исследователей, стоит отметить Д. И. Дубровского и В. В. Знакова, однако их работы носят скорее теоретический характер, нежели практический. Обман - явление многогранное и крайне сложное для исследования в связи с целым рядом как этических, так и практических проблем. Метод распознавания обмана на основе невербальных признаков является самым ненадежным из всех альтернативных способов, но работы этих ученых позволяют с большим оптимизмом взглянуть на эту проблему.
Ветрова И. И. Зуев К. Б.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА*
Со времени введения в психологию понятия «эмоциональный интеллект» (Sа1оvеу Р., Мауег D., 1990) этот конструкт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. На данный момент существует две основные модели эмоционального интеллекта, на базе которых разрабатываются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и моти-вационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основан-
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 11-06-00459-а.
ных на самоотчете. В моделях способностей эмоциональный интеллект определяется как набор способностей, тесно связанных с когнитивным интеллектом. И при таком подходе измерение эмоционального интеллекта производится с помощью тестов, состоящих из заданий с правильными и неправильными ответами. Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин (2006), у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее ярко проявляются в предлагаемых исследовательских методиках.
Мы в своей работе по адаптации методики MSCEIT V2.0. предприняли попытку соотнести данные, полученные с помощью четырех методик для изучения эмоционального интеллекта - опросниковых и тестовых. В исследовании приняли участие 57 человек в возрасте от 18 до 26 лет (27 юношей и 30 девушек). Сопоставлялись следующие методики:
1. Тест MSCEIT V2.0. (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) сконструированный Дж. Мэйером, П. Селовеем и Д. Карузо в 2002 г. на базе собственной иерархической модели эмоцио- нального интеллекта, где выделяются четыре уровня эмоционального интеллекта, названные авторами «ветвями» (Mayer D., Salovey P.,
Caruso D., 2002).
-
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мэйера и П. Сэловея, Н. Шутте с коллегами (Schutte N. et al., 1998), является опросником.
-
Тест ЭмИн опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора (Люсин Д. В., 2004), где эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор (Люсин Д. В. и др., 2004), принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики. Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчете. Эм^-2 - методика, созданная Е. А. Орел и В. В. Одинцовой под научным руководством А. Г. Шмелева (Одинцова, 2006), содержит как тестовые задания, так и вопросы для самоотчета. Стоит отметить большую практическую направленность данной методики.
В ходе корреляционного анализа было выявлено 28 статистически значимых связей между отдельными шкалами методик. Наибольшее количество выявлено между шкалами MSCEIT и Эм^-2, а также между шкалами SREIT и Эм^-2 (по шесть положительных связей). Шкалы
SREIT имеют пять положительных связей со шкалами Эм^, а шкалы ЭмИн связаны с Эм^-2 тремя положительными и пятью отрицательными связями. Наименьшее количество связей выявлено у MSCEIT с ЭмИн (одна отрицательная связь) и SREIT (две положительные связи). Большое количество связей шкал Эм^-2 со шкалами MSCEIT и SREIT можно объяснить схожей моделью построения теста. В методике Эм^ часть заданий сделано тестовыми, а не опросниковыми.
При разработке данной методики авторы опирались в том числе и на модель Дж. Мэйера и П. Сэловея, а также стремились минимализи-ровать влияние социальной желательности, что неизбежно при использовании опросников. Отмеченное большое количество положительных связей между шкалами SREIT и шкалами ЭмИн, измеряющими межличностный эмоциональный интеллект, может быть связано именно с конструированием методик как опросников. Со шкалами Эм^ у шкал ЭмИн выявлено определенное количество отрицательных взаимосвязей -эти методики имеют разные теоретические основания и являются различными по построению. В целом исследование подтверждает предположение о зависимости количества и качества связей между шкалами разных методик на эмоциональный интеллект от теоретических моделей в их основе и от способа конструирования методики - является она тестовой или опросниковой.
Ворожейкин И. В. Куделькина Н. С.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова