Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Кадры», ГК № 2564 от 25.11.2009
В результате тестирования группы молодых людей из ИИП и последующей статистической обработки были получены данные, характеризующие их коммуникативно-личностный потенциал. Учитывая полученные значения показателей жизнестойкости (суммарный показатель составил 105,6 ± 14,08 балла), студентов ИИП можно характеризовать как людей, готовых пойти на риск, но не склонных вовлекаться в разнообразную активную деятельность и слабо контролирующих происходящие с ними события. Очевидно, что это может затруднить им осуществление будущей предпринимательской деятельности.
Средние значения показателей опросника самоорганизации деятельности в изучаемой выборке почти все ниже среднего (суммарный показатель самоорганизации составил 122,78 ± 16,94балла). Следовательно, студенты ИИП мало планируют свою ежедневную активность и не стремятся прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, но это, в свою очередь, позволяет им достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, что является прогностически благоприятным знаком.
По результатам методики «якоря карьеры» (суммарный показатель по методике 6,7 ± 0,8 балла) мы можем сказать, что испытуемые способны управлять людьми для решения важных задач, для них характерна самостоятельность в трудовой деятельности, стремление самим определять когда, над чем и сколько работать. При этом они не уверены в собственной компетентности, но стремятся помогать миру, делать его лучше, и на данный момент у них не выражен интерес к созданию собственного бизнеса.
Оценка коммуникативного потенциала показала (суммарный показатель по методике ДОО 15,2 ± 2,41), что молодые люди из ИИП в общении хорошо понимают собеседника, могут «настроиться на его волну», они способны понять свои чувства и желания в процессе коммуникации, при этом они не всегда могут сохранить границы в общении, могут попасть в ситуацию межличностного «слияния с собеседником», и не всегда у них получается ясно и однозначно высказать свою позицию собеседнику. Как видим, их коммуникативная компетентность требует развития.
Таким образом, молодые люди, обучающиеся предпринимательской деятельности в ИИП, на данный момент не полностью психологически готовы к ней. В структуре их личностно-коммуникативного потенциала обнаружились как ресурсные, так и дефицитарные компоненты. Они способны пойти на риск, не склонны «застревать» на одном деле, могут управлять людьми. Молодые люди хорошо справляются с ситуацией конкуренции, но они мало вовлекаются в деятельность, им необходимо развивать способность к самоорганизации. В общении им нужно развивать умение держать межличностные границы, для того чтобы не становиться «безмолвными соглашателями» и учиться ясно и правильно выражать свои мысли собеседнику. Для этого им необходима помощь в виде психологического сопровождения во время обучения или индивидуальной работы с психологом. Успешность их будущей предпринимательской деятельности зависит не только от их стремления получить необходимые экономические знания, но и от желания развиваться как личность.
Буравцова Н. В. Столбикова М. Ю.
ВЛИЯНИЕ ЗНАЧИМЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Феномен Я-концепции является центральным личностным образованием, оказывающим влияние на все проявления человека. При этом личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей» иначе, как путем указания групп, к которым она принадлежит, с которыми соотносятся ее индивидуальные свойства. Она может идентифицировать себя с ними, отстраняться и противопоставлять себя им, но во всех случаях они служат для личности точкой отсчета. Потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования.
Чтобы получить полную картину личности, ее следует рассматривать одновременно как уникальную и неповторимую сущность, с одной стороны, и как гомогенную и унифицированную - с другой. Я-концепция включает в себя подсистемы, определяющие регуляцию самосознания и социального поведения: личностную идентичность (относящуюся к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (складывающуюся из отдельных идентификаций и определяющуюся принадлежностью человека к различным социальным категориям). Когда на первый план выходит социальная идентичность, личность начинает воспринимать себя и других членов группы как имеющих общие характеристики, определяющие группу как единое целое, субъективно идентифицирует себя с релевантной группой (Тэрнер В., 1983).
С помощью опросника самоотношения В. В. Столина, методики выявления социально-перцептивной дифференциации малых групп Н. П. Фетискина и теста «q-сортировка» В. Стефансона исследовались взаимосвязи представлений личности, включенной в референтную группу, о себе и об отношении к ней значимых других. Выборку составили учащиеся 11 класса общеобразовательной школы (24 чел.) и студенты второго курса НГУЭУ (25 чел.). Предварительное анкетирование подтвердило референтность данных групп для респондентов.
У школьников выявлена прямая взаимосвязь между самоодобрением и стремлением к развитию коммуникативных процессов в группе (Rs= 0,42, p < 0,04). С увеличением самопонимания, веры в свои силы и способности, при адекватной оценке своих возможностей возрастает потребность в общении с членами значимой группы (Rs = 0,43, p < 0,03). Чем выше их самоуважение, тем более позитивного отношения они к себе ожидают. При росте уверенности в том, что группа отнесется к ним с пониманием и интересом, они охотнее идут на контакты, проявляют инициативу в обсуждениях.
В данном возрасте движение личности к самосознанию и личностному росту обусловлено двумя взаимосвязанными механизмами, один из которых относится к тому, что требует социальная среда от конкретной личности, а вторая - к чему она может стремиться в данном взаимодействии. Исходный момент самосознания личности - её статус в значимом обществе, равно как и статус общества, в котором складывается и формируется личность (Ананьев, Б. Г., 1977).
Студенты более ориентированы на поиск и обнаружение в себе индивидуальных и личностных качеств. На передний план у них выступает личностный выбор и самореализация. Выявлено обратное взаимовлияние самовосприятия и позитивного отношения к группе (Rs = -0,94, p < 0,05). Чем выше самоодобрение и позитивная самооценка, тем ниже интерес к групповым вопросам и проблемам (Rs = -0,86, p < 0,05). Подтверждение этому можно найти в работах И. С. Кона (1984), С. Л. Рубинштейна (2000), рассматривающих тенденции к самореализации сквозь призму осознания собственных личностных особенностей и стремления к повышению уровня персонализа-ции. Интерес к собственным мыслям, эмоциям взаимосвязан с уклонением от совместной деятельности, с нежеланием принимать установленные в группе нормы и ценности (Rs = 0,76, p < 0,02), ограничением контактов (Rs = 0,74, p < 0,03). Эти выводы согласуются и с концепцией Г. Олпорта (2002), что на данном этапе личностного развития молодым людям присущи тенденции к нарушению равновесия («открытость» в плане взаимодействия со средой): для них более значимо проявление индивидуальности, а не идентификация с референтной группой. Развиваясь, личность вырабатывает свое отношение к социуму, стремится соответствовать или не соответствовать своей деятельностью и качествами стандартам социального окружения. Самоотношение рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится главной составляющей его внутреннего мира.
Валитова В. Р. Гуцунаева С. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова