logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

К вопросу о психологическом портретировании

Под психологическим портретированием понимается создание целостной психологической характеристики личности. Область психо­логического портретирования очень широка - в той или иной мере она затрагивается практически всеми гуманитарными науками. Разумеется, в психологии эта тема является одной из главных и первоначальных. Деятельность психотерапевта или психологического консультанта не­возможна без предварительного психологического анализа клиента. Тем не менее до сих пор наблюдается отсутствие обобщающих, системати­зирующих концепций в сфере психологического портретирования, вле­кущее за собой бессистемность методологического инструментария. В сегодняшней практике превалируют покомпонентные методы (опросни­ки, тесты и пр.) психологического анализа личности, практическая цен­ность которых оставляет желать лучшего (А. Г. Шмелев). Перечислим их некоторые недостатки: представляя лишь обобщенный типаж, такие методики никак не отражают «вариации индивидуального стиля дея­тельности», что препятствует тонкому оцениванию исследуемой лично­сти; парадоксальность многих тестов состоит в том, что их валидность определяется не прогностическими критериями, а чем-то другим - тео­ретической моделью или исторически сложившимися представлениями (А. А. Бодалев). Они, таким образом, как бы замкнуты на самих себя; исследователями отмечается низкая прогностичность «чертографиче-ских» методик. Опросники позволяют предсказывать всего лишь 4-10% дисперсии экспериментальных данных по предсказанию поведения конкретных людей (А. А. Бодалев). Это приводит к конфликту с прин­ципом системного подхода.

В большинстве таких методик личность представляется состоя­щей из отдельных независимых частей (шкал). Очевидно, это противоре­чит принципу системной организации психики, который давно уже обос­нован и принят в отечественной психологии (Л. И. Анцыферова). Весьма интересным в этой ситуации представляется обращение к опыту литера­туры и, в частности, к жанру литературного портрета. Поясним, что лите­ратурный портрет - это художественно целостная характеристика кон­кретного реального человека, создающая представление о его индивиду­ально-неповторимом, живом облике, о его характере (В. С.Барахов). Теория и гфинципы литературного портрета достаточно хорошо разрабо­таны (Л. Я.Гинзбург, Л. Гутман).

В связи с этим возникает важный исследовательский вопрос. Какая портретная характеристика в целом будет более точно представ­лять данную личность: составленная на основе научно-психологических методик или созданная по принципам литературного портрета? Для от­вета на этот вопрос нами было проведено соответствующее исследова­ние. Опишем его суть. Была выбрана некая личность (объект портрети-рования), на которую были составлены две характеристики - психоло­гический портрет (с использованием методов тестирования) и литера­турный портрет (с использованием принципов литературного портрети-рования). Затем был составлен опросник в отношении фактов поведения объекта портретирования. Далее, на отдельном листе были помещены фотографии четырех людей схожего типажа, один из которых - объект портретирования. Все испытуемые были разделены на две группы (по 45 человек каждая). Первой группе был предъявлен литературный порт­рет, второй - психологический. Задание для обеих групп звучало одина­ково: на основе портретной характеристики определить факты поведе­ния описываемой личности и произвести ее идентификацию по фото­графии.

Результаты исследования показали, что группе, работавшей с литературным портретом, удавалось более точно определять поведение портретируемого (p < 0,05) и лучше идентифицировать его по фотогра­фии (p < 0,05). Такой результат означает, что метод литературного портрета является недооцененным среди общего инструментария пси­хологического портретирования. Психолог-портретист, используя метод наблюдения и метод работы с документами, может создавать портрет­ные характеристики личности, которые, в целом, более точно представ­ляют ее, чем строгие объективные тесты. При этом целый ряд психоло­гических механизмов, таких как проекция, стереотипизация и пр., за­трудняющих объективное оценивание другого человека, может доста­точно успешно преодолеваться.

Чернышкова Е. Ю.