Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
Как объект исследования выступили женщины от 20 до 25 лет. Образовано три группы - условно здоровые личности (30), с повышенным уровнем невротизации (30), больные неврозом (30), всего исследовано 90 человек. Методики: «уровень невротизации», «семантический дифференциал», «доминирующие состояния», «опросник самоотношения Столина», «уровень развития субъектности личности», «уровень субъективного контроля».
Показатели «доминирующих состояний» позволили сделать вывод о том, что: при повышении уровня невротизации имеют место явления тревожно-депрессивного характера. Это рост уныния, напряженность, тревога и падение тонуса. Создавался отрицательный образ Я, появлялось ощущение неудовлетворенности жизнью. Корреляционный анализ показал, что тревожно-депрессивные проявления оказались обусловлены повышенной эмоциональной возбудимостью, продуцирующей негативные переживания, а также действием неадаптивных защитных механизмов, с помощью которых производились попытки компенсации заниженной самооценки. Для компенсации совершались попытки усиления самоконтроля, но оборачивались они напряженностью, скованностью и снижением тонуса. Самооценка оставалась заниженной. Еще одним источником тревожно-депрессивных проявлений оказалось стремление контролировать свои межличностные отношения и избегать неудач. Но из-за смещения локуса контроля, у лиц с повышенным уровнем невротизации формировалась склонность приписывать себе ответственность за неудачи, а за успехи - внешним факторам, и результаты попыток саморегуляции с целью компенсации не оказывались удовлетворительными. Это способствовало росту тревоги и самообвинения и приводило к затяжному стрессу.
Итак, у женщин с повышенным уровнем невротизации главную роль в компенсации самоотношения играл когнитивный компонент, но пути его использования были неадаптивны. Неблагоприятно складывающаяся ситуация с переживанием хронического стресса для женщин, находящихся в преневротическом состоянии, обернулась неадекватным использованием самооценки и самоотношения как факторов дополнительного давления на компенсаторные механизмы психической адаптации. Для женщин, больных неврозом, явления компенсаторного характера приняли аффективный оттенок.
Интегральный показатель самооценки свидетельствует о стремлении к аддиктивной компенсации самоотношения за счет его аффективных компонентов. По сравнению со второй группой, больные неврозом демонстрировали повышенные показатели по шкалам аффективных компонентов и сниженные значения по шкалам когнитивных компонентов. Так, женщины, больные неврозом, отказывались от механизмов саморегуляции, связанных с когнитивной стороной самоотношения. Компенсация за счет аффективного компонента и «освобождение» телесных ресурсов от участия в неадаптивных компенсаторных механизмах привело к повышению активности, бодрости, устойчивости эмоционального тона и снижению тревоги (но показатели все равно оказывались далекими от условно здоровых). Нарастала удовлетворенность жизнью в целом и формировался положительный образ Я. Последнее заставило думать об искажении самокритики. Это подтверждается завышенным уровнем параметров аутосимпатии, самопринятия и ожидаемого отношения от других.
Параметр «ожидаемое отношение других» образует мало связей с факторами, описывающими личностные характеристики, что позволяет говорить о развитии экстернальности. Это подтверждает связь параметра «самопринятие» с фактором «сила: друг» и связь самоинтереса с отношением других. Выявлена зависимость самоуважения от эмоциональных состояний и его отрицательное взаимодействие с параметром «сила: женщины», что позволяет говорить о противопоставлении своей личности остальным женщинам и предположить отрицательную проекцию. Подобное явление оказывает неблагоприятное влияние на тонус личности, создает напряженность, тревогу, неудовлетворенность жизнью и может вызывать ощущения тревожно-депрессивного характера. Под влиянием противопоставления формировался малоценностностный образ Я.
Таким образом, невротизированные личности использовали когнитивный компонент, повышенные интернальность и саморуководство для компенсации самооценки, что приводило к явлениям тревожно-депрессивного характера, а лица, больные неврозом, в качестве компенсаторного механизма использовали аффективные компоненты самооценки, искажения самокритики и завышенную экстернальность. Последняя приводит к образованию отрицательных проекций и противопоставлению своей личности окружающим, от чего происходят к тревожно-депрессивные явления.
Нагорская И. А.
НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
С ФАРМАКОРЕЗИСТЕНТНОЙ ВИСОЧНОЙ ЭПИЛЕПСИЕЙ
Клинико-психологическое исследование высших психических функций у детей, страдающих фармакорезистентной формой височной эпилепсии, является актуальной проблемой современной эпилептологии, с учетом высокой частоты фармакорезистентных форм и все большего распространения метода хирургического лечения эпилепсии (Engel J. J., 2008). В связи с этим необходимым этапом предхирургиче-ского и послеоперационного обследований детей являются исследование структуры нейропсихологических синдромов нарушения ВПФ и их динамики, выделение факторов, влияющих на характер и тяжесть синдромов, а также разработка стандарта нейропсихологических рекомендаций при принятии решения о хирургическом лечении, оценке эффективности хирургии эпилепсии и прогнозирования ее последствий. В современной литературе даны противоречивые данные о характере и степени когнитивного дефицита у детей с височной формой эпилепсии. Большинство работ направлены на исследование памяти или уровня интеллекта, но не происходит качественной квалификации симптома. Анализируется ряд условий (возраст дебюта, сторона поражения, мо-но/политерапия антиэпилептическими препаратами, вторичная генерализация приступов, гистология и т. п.), которые могут оказывать влияние на состояние когнитивных функций, по-разному оценивается их вклад в тяжесть нарушений (Berg A. T. et al., 2008; Hennessy M.J . et al.,
2001; Lespinet V. et al., 2002; O'Leary S. D. et al., 2006; Микадзе Ю. В., Гогберашвили Т. Ю., 2010). Предполагается исследовать группу детей от 6,5 лет до 16,5 лет в дооперационном и послеоперационном периодах (катамнез до одного года). В настоящее время начат набор в группу. Далее представлены данные 12 детей с диагнозом установленной фар-макорезистентной височной эпилепсии, в возрасте от 7 до 15 лет, обследованных в дооперационном периоде на базе НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко РАМН. Детям проводились общее нейропсихологи-ческое обследование по А. Р. Лурия и шкала интеллекта для детей (WISC-III-R).
По обработанным данным WISC-III-R можно сделать предварительные выводы о том, что:
-
Не выявлено различий между группами детей по критерию латерализации очага и наличию вторичной генерализации или ГТКП в семиологии приступов.
-
Наиболее сильное влияние на нарушение когнитивных функций у детей оказывают возраст дебюта и длительность заболевания. Дети с дебютом до трех лет значимо хуже выполняют субтесты «Арифметический», «Словарный», «Повторение цифр», «Кубики Кооса», «Кодирование», что согласуется с данными других исследователей (Aldenkamp A. P., 1990). Эти данные позволяют сделать вывод, что характер снижения когнитивных функций может быть описан в терминах неспецифического метасиндрома (отсутствие более выраженного, по сравнению с другими, синдрома эпилептического очага) при дебюте заболевания до трех лет (снижение слухоречевой памяти, нарушение счета и неусвоение понятий числа и арифметической операции, сужение объема внимания, зрительно-конструктивные нарушения). Похожий паттерн нарушений складывается и при большей длительности течения эпилепсии (стаж болезни более пяти лет).
-
У всех детей, независимо от возраста дебюта заболевания, его длительности, латерализации и гистологии очага поражения, грубо снижены показатели по субтесту «Словарный», что указывает на недостаточное развитие речи, набор активного и пассивного словаря.
-
Дети с циклолептическим течением приступов имеют более низкие показатели по вербальным субтестам WISC-III-R, значимо хуже выполняют субтесты «Сходство» и «Недостающие детали», чем дети с относительно стабильной периодичностью приступов, что может свидетельствовать о снижении уровня обобщения, сужении объема внимания и трудностях дифференциации существенного и второстепенного в зрительных образах.
-
При сравнении данных по гистологии очага поражения можно отметить, что лучше всех с заданиями справлялись дети с врожденными доброкачественными опухолями, что в данной выборке может быть связано с тем, что у большинства детей из этой группы длительность заболевания составляет меньше пяти лет. Для медиального височного склероза и пороков развития (атрофия коры, фокальные корковые дисплазии) характерны более грубые нарушения высших психических функций, которые носят неспецифический характер и могут возникать «на отдалении» от эпилептического очага и очага анатомического поражения, являясь последствиями эпилептической энцефалопатии.
Павленко И. Н.
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ
С ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В настоящий момент в современном здравоохранении специалисты, занимающиеся разработкой и изучением детской онкологии, столкнулись с необходимостью расширения мишеней, фокусов внимания данной проблематики. В связи с этим прогрессивные специалисты уделяют особое внимание постановке, выделению, изучению проблем больных детей, их душевным страданиям, но при этом не забывают, что существенным для повышения эффективности лечения будет являться учет проблем родителей тяжелобольных детей.
Цель работы - изучение особенностей родительского отношения к детям с онкогематологическими заболеваниями. Выдвигается гипотеза: деза-даптивное психоэмоциональное состояние родителей детей с онкогематоло-гическими заболеваниями способствует формированию неэффективного родительского отношения. В исследовании приняли участие 124 человека (мамы). Использовались методики: «методика диагностики отношения к болезни ребенка» В. Е. Каган, И. П. Журавлева; «опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столин; «Опросник АСВ - анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера; «Шкала депрессии A. Beck» и «Шкала уровня тревоги A. Beck», адаптированные Н. В. Тарабриной; Опросник «запрет на выражение чувств» В. К. Зарецкого.
Полученные результаты исследования. Особенности родительского отношения к детям с онкогематологическими заболеваниями проявляются в следующем. Матери испытывают сильное эмоциональное напряжение, обусловленное страхом потерять ребенка, страхом смерти ребенка, стремятся отдать ему все чувства, всю любовь, уделять ему все свое время, внимание, силы, ребенок становится центром их жизни, они ощущают себя с ребенком единым целым, они потворствуют всем его желаниям, потребностям, стараются удовлетворить их, оградить ребенка от трудностей и неприятностей, предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, избавляют детей от всех обязанностей (их обязанности в семье минимальны или их нет вовсе), ограничивают самостоятельность, активность. Матерям присуще стремление игнорировать повзросление ребенка, стимулировать у него сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость и т. д. Это указывает на желание матерей инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность, родитель видит ребенка младше его реального возраста. Кроме того, они неосознанно отвергают ребенка с его личностными особенностями, стремятся изменить его под ту модель, которая является для них более привлекательной, в данном случае «детские, женские черты».
Инфантилизация усливается за счет чрезмерного, всестороннего контроля активности и самостоятельности ребенка, родитель требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. Мать старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Видно проявление неустойчивого стиля воспитания, проявляющегося в сочетании черт потворствующей гиперпротекции и доминирующей гиперпротекции.
В итоге можно сделать вывод, что нарушение родительского отношения к детям с онкогематологическими заболеваниями проявляется в нарушении поведенческого компонента родительского отношения, обусловленное искажением эмоционального компонента родительского отношения. За искажением родительского отношения в целом стоит запрет на выражение чувств, неосознание чувств, отказ от их проявления. Следствием запрета на выражение чувств, в частности запрет на переживание и выражение негативных эмоций, является их постепенное накопление, что также способствует увеличению уровня тревоги, депрессии. А неспособность испытывать положительные эмоции, переживать радость (ангедония) усугубляет течение депрессии и является неотъемлемым ее компонентом.
Следует отметить, что неспособность, отказ проявлять чувства, запрет на их выражение скрывают эмоциональный дискомфорт - депрессию, тревогу. Видна сложная кольцевая зависимость, проявляющаяся во взаимном влиянии запрета на выражение чувств и тревожных переживаний, депрессивной симптоматики, которые вместе образуют общее дезадаптивное психоэмоциональное состояние родителей и способствуют формированию неэффективного родительского отношения, не дают объективно осмыслить, воспринять происходящую ситуацию лечения. Это, в свою очередь, негативно сказывается на лечении ребенка, так как родители не могут принять решение относительно медицинских процедур, они не в состоянии следовать режиму, выполнять инструкции врачей.
Пащенко М. А. Козина Н. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова