К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
Во многих исследованиях настоящего времени осуществляется обращение к репрезентациям различных объектов действительности и психических явлений. Понятие репрезентации неоднозначно, хотя чаще всего под ним понимают «представленность», «отображение». Е. К. Рябцева (2005) обоснованно оперирует «представлением», а не «репрезентацией». Исследования репрезентаций обусловлены тем, что нет возможности напрямую изучать то, что они репрезентируют. К репрезентации прибегают, когда недоступен оригинал (Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., 2007). Важно помнить, что репрезентации не являются точной копией объектов (Андреева Е. А. и др., 1998). Среди репрезентаций выделяют, прежде всего, ментальные репрезентации - внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя (Андреева Е. А. и др., 1998). Парадигма ментальной репрезентации позволяет обсудить организацию и содержание вербальных и образных представлений человека (Холодная М. А., 1997; Ребеко Т. А., 1998; Брушлинский А. В., Сергиенко Е. А., 1998; Ришар Ж., 1998 и др.).
* Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых в рамках научно-исследовательского проекта МК-2298.2010.6.
Paivio А., 1989 и др.). Зачастую ментальные репрезентации исследуются в совокупности со структурами знаний. Ключевым здесь является положение о том, что знание в разуме человека состоит из ментальных репрезентаций (Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., 2007).
Проблематика ментальных репрезентаций еще мало изучена, однако ее актуальность очевидна, поскольку ментальные репрезентации оказывают влияние на все психические процессы и поведение человека. В когнитивной психологии под ментальной репрезентацией (mental representation) понимается как процесс представления мира человеком, так и единица подобного представления, стоящая вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающая это что-то в мыслительных процессах. Таким образом, к исследованию ментальных репрезентаций можно выделить два основных подхода: изучение преимущественно динамики процесса отображения и изучение структуры и содержания как результата и условия взаимодействия (Андреева Е. А. и др., 1998). На изучении процессуальных и динамических аспектов ментальной репрезентации особый акцент делается в рамках зарубежной когнитивной науки, которая использует преимущественно нейрофизиологические методы (например, измерение закономерностей обработки предъявляемой информации, времени реакции на стимулы и т. д.).
Второй подход наиболее характерен для отечественной психологии, где ментальная репрезентация изучается, прежде всего, как результат отображения, система сложившихся представлений, субъективное описание имеющегося опыта. Взгляд на ментальные репрезентации в таком ракурсе близко позициям психосемантического подхода, в рамках которого личность рассматривается как носитель сложной картины мира, которая включает представления о внешних объектах и психических явлениях (Петренко В. Ф., 1983; Шмелев А. Г., 1982, 1983;
Артемьева Е. Ю., 1999).
Именно психосемантические методики, целью которых является реконструкция субъективных представлений о предметах и явлениях действительности, приобрели в отечественной психологии наибольшую популярность в исследовании ментальных репрезентаций. Понимание ментальных репрезентаций как системы представлений дает основание для выделения их иерархической структуры, состоящей из следующих уровней: ассоциативного, оценочного, понятийного и образного. Выделение данных уровней ментальных репрезентаций, безусловно, определяет специфику проведения эмпирических и экспериментальных исследований. Кроме того, существенным является также изучение универсальных и специфических компонентов ментальных репрезентаций.
Аллахвердов М. В.
ПРОФИЛИ «ЕСЛИ..., ТО...» КАК СОДЕРЖАНИЕ
ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ
В последнее время активно стали исследоваться имплицитные теории человека, с помощью которых регулируется поведение носителя теории. Имплицитные теории - это иерархическая система неосознаваемых представлений человека о нем самом и о мире его окружающем: как на уровне социального взаимодействия, так и на сенсомоторном уровне. При этом данная система должна быть непротиворечивой, а представления согласованы между собой (Ward, Keenan, 1999). Однако различные исследования, казалось бы, опровергают данный принцип. Например, в исследованиях К. Двек (Chiu, Hong, Dweck, 1997) было обнаружено, что базовая имплицитная теория, которая влияет на все поведение человека, может отличаться в зависимости от того, в какой области она применяется. Так, человек может неосознанно думать, что его моральные качества являются заданными и неизменными, в то время как его интеллект может развиваться и совершенствоваться. Откуда возникает такое противоречие в базовой имплицитной теории и является ли это вообще противоречием?
Психологи, которые активно исследуют поведение личности в различных ситуациях, показали, что, несмотря на отличия в поведении, оно подчиняется определенному паттерну «если..., то...» (напр, Mischel, 2004; Church, Katigback, del Prado, 2010; Moskowitz, 2009; Vansteelandt, 2004; Van Mechelen, 2009; Smith, Shoda, Cumming, Smoll, 2009 и др.). Другими словами, если человек находится в ситуации А, то он ведет себя B, если человек находится в ситуации D, то ведет он себя D, и т. д. Такой профиль взаимосвязи между ситуацией и поведением стали называть «личностным поведенческим почерком» (behavioral signature of personality) (Mischel, 2004). Однако, несмотря на вариативность поведения в различных ситуациях, для каждой черты различие отчетливо сохраняется в некотором пределе изменений для данной черты (Smith, Shoda, Cumming, Smoll, 2009). Данные взаимосвязи между ситуацией и поведением самим человеком чаще всего не осознаются. Поэтому мы можем предположить, что этот профиль, выступающий как регулятор собственного поведения, является частью имплицитной теории человека. Таким образом, внутреннего противоречия нет, потому что в разных ситуациях используется разная часть (разный профиль) имплицитной теории. Мы предполагаем, что имплицитная теория имеет такой вид функции, что каждой конкретной ситуации (ось X) соответствует только один паттерн поведения (ось Y).
Наши исследования подтверждают данные предположения. В нашем эксперименте испытуемым предлагалось решать простые арифметические задачи: складывать или вычитать два числа (от 1 до 9). Им предъявлялось 14 одинаковых серий, в каждой из которой было по 16 таких пар. Числа предъявлялись на сторублевой купюре. В экспериментальной группе (ЭГ) изображение купюры незначительно изменялось: надпись «Билет банка России», герб или номер купюры. В контрольной группе (КГ) изображение купюры оставалось неизменным. Наши результаты показали, что в ЭГ испытуемые совершали меньше устойчивых ошибок, т. е. в одной и той же паре в разных сериях, чем в контрольной. Мы предполагаем, что испытуемые строили свой профиль «если..., то...». В КГ ситуация оставалась одна и та же. Поэтому испытуемый КГ формировал для одного примера один и тот же профиль «если., то.». Если при этом связь оказывалась ошибочной, то он реали-зовывал одно и то же неверное поведение, т. е. давал неверный ответ. В случае же изменения иррелевантной информации стимульного материала ситуация немного, но изменялась. Это позволяло испытуемым ЭГ строить для одного примера разные профили «если., то.», возможно, таким образом исправляя изначальную ошибку. В других наших исследованиях мы так же наблюдали похожие проявления имплицитной теории через профиль «если., то.» (Аллахвердов, 2010). В дальнейшем мы планируем расширить экспериментальную базу, подтверждающую наши предположения на различных уровнях имплицитных теорий человека: на сенсомоторном уровне, на социальном уровне и уровне мировоззрения и образа мира.
Алоец Е. А. Барский Ф. И.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова